В пятницу, 30 мая, во Владивостоке открылось двухдневное заседание постоянного комитета Международной конференции азиатских политических партий. На острове Русский собрались представители двух десятков стран Азии, включая Азербайджан, Казахстан, КНР, Иран, Пакистан и Турцию. На полях конференции по инициативе РФ пройдет круглый стол, главной темой которого –
в свете украинских событий – станет борьба с «цветными революциями».
««Цветные революции» — это новое и опасное явление. Ведущие государства Запада
вкладывают огромные деньги и ресурсы в попытки экспортировать политическое устройство, чуждое той или другой стране. И те государства, которые хотели бы избежать «цветных революций», должны обсудить эту проблему и на политико-дипломатическом уровне сказать решительное «нет» подобной активности», – заявил зампред комитета Совета федерации по международным делам
Андрей Климов.
Заметим: эта же тема стала ключевой на Московской конференции по международной безопасности, состоявшейся на прошлой неделе, и организованной Минобороны РФ. Примечательно, что и там проблема «цветных революций» обсуждалась преимущественно с партнерами из Азии — делегатами из ОДКБ, Пакистана, Китая, Индии, Ирана, Сирии.
А чуть раньше – по итогам визита
Владимира Путина в Пекин 20-21 мая – в совместную российско-китайскую декларацию впервые был включен пункт о том, что стороны будут противодействовать вмешательству во внутренние дела, проведению революций и поддержке внутренних переворотов извне.
Как реально выглядят перспектива распространения «цветных революций», и чем это угрожает России?
– «Цветными революциями» называют комплекс политтехнологий, который может быть применен в любой точке мира, – отмечает
генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. – Суть его в том, чтобы вычленить группу политически-активного класса в той или иной стране, оппозиционно настроенную, и через нее работать с более широкими слоями населения, чтобы впоследствии, путем организации массовых беспорядков, поменять власть.
Конечно, страны с более прочными политическими режимами и развитыми экономиками менее подвержены «цветному» воздействию. И наоборот. Недаром в постсоветской Средней Азии страной, где «цветной» сценарий в полной мере удался, оказалась Киргизия. В ней, с одной стороны, была наиболее «демократическая» власть, которая позволила запустить в страну огромное количество прозападных неправительственных организаций, а с другой, Киргизия обладала самой слабой в регионе экономикой. Слабее была, разве что, таджикская экономика, но Таджикистан пережил гражданскую войну раньше, и ему было не до революций.
Так как инициаторами «цветных» революций являются, в первую очередь, США, такие потрясения могут возникнуть везде, где у американцев имеются вопросы к правящему режиму. А таких стран, мягко говоря, немало. Причем, даже наличие контактов у лидера страны с руководством США не является гарантией, что по отношению к ней не будет применена «цветная» технология.
«СП»: – Можно ли составить рейтинг стран, в которых наиболее вероятна «цветная» революция?
– В идеале, американцам хотелось бы сменить власть в Китае и России. Если этого нельзя сделать, они будут просто расшатывать ситуацию, а также провоцировать «цветные» революции в приграничных странах.
«СП»: – Каковы шансы, что США удастся устроить революцию в Китае?
– Если работать над этим, шансы с годами могут появиться. На данный момент их нет. Но, в принципе, деятельность по либерализации центра, и подъему сепаратизма окраин, в Китае велась и ведется. Эта тактика не имеет прямого отношения к «цветным» технологиям, скорее, она направлена на общее расшатывание ситуации. Ядро населения начинают убеждать в том, что их общество слишком архаично, и поэтому нужно его либерализовать. А на национальных окраинах, наоборот, начинают говорить, что нужно вернуться к традициям, вспомнить о своей самобытности и стремиться к самоопределению.
В Китае американцы стараются поддерживать либеральные настроения в центре, а на окраинах – в Тибете и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, – прямо или косвенно поддерживают местных сепаратистов и исламистов.
Нечто подобное произошло и с Советским Союзом, хотя я не считаю, что это был абсолютно проработанный западный сценарий.
Такой сценарий поначалу мы видели и на Украине. Тамошний средний класс – политически активный сегмент общества, который хотел большего, чем имел, – стали убеждать, что он живет в самой ужасной стране, и в самое ужасное политическое время. И что все настолько ужасно, что можно пожертвовать собственной страной, разрушить ее, потому что хуже, чем при Януковиче, уже не будет. Теперь все видят, что хуже может быть, причем гораздо хуже. То, что случилось на Майдане – «цветная» классика: выход на нужных людей, организация соответствующей информационной среды. А дальше – прямое давление на госорганы и захват власти.
При этом массы людей, которые участвуют в «цветной» революции, могут искренне верить, что выступают за все хорошее и против всего плохого. Но по факту, они разрушают собственное государство, оно погружается в пучину хаоса.
«СП»: – Как можно противостоять «цветной» угрозе на государственном уровне?
– Основная мера противодействия – это укрепление государства и поиск консенсуса между обществом и властью. Плюс к тому, ограничение влияния извне, в первую очередь – западного информационного влияния, в лице бесчисленных фондов, НПО и НКО. Необходимо, кроме того, разворачивать борьбу за относительно гармоничный, традиционный для конкретной страны образ жизни.
А уж если дело дошло до крайности – важна и способность государства применить силу. К сожалению, практика показывает, что именно отказ власти от права на легитимное насилие чаще всего приводит к еще большему насилию. Пример тому – та же Украина. Виктор Янукович не захотел применить полицейскую силу в самом начале Майдана, хотя мог это сделать. Результат такого шага очевиден – расстрел людей на Майдане, погромы, и в итоге гражданская война на Юго-Востоке с сотнями погибших...
– В 2013-2014 годах по миру прокатилась новая волна «цветных революций», – напоминает
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН Андрей Коротаев. – Перечислю список стран, в которых либо были революционные потрясения, либо имели место попытки совершить «цветные» революции: Таиланд, Венесуэла, Босния, Египет, Тунис, Турция, Украина. Внешне они очень разные, но обнаруживается общий знаменатель.
Во всех этих странах проходил процесс политической и глобальной модернизации, а такой процесс всегда идет неравномерно. Столица обычно модернизируется быстрее, чем периферия. Когда в такой стране проводятся демократические выборы, к власти, как правило, приходит партия, которая получила большинство голосов по стране, и меньшинство – в столице. Это и создает предпосылки, которыми могут воспользоваться западные авторы «цветных революций».
Во всех случаях «цветных революций» 2013-2014 годов дестабилизация началась в столице, и была направлена против партии, которая завоевала большинство по стране. Именно в этом заключается общее между
Виктором Януковичем и
Мухаммедом Мурси.
«СП»: – Используя эту формулу, можно предсказать, где, возможно, случится следующий Майдан?
– Конечно. Наибольший риск возникновения «цветных революций» имеется у государств с переходными режимами – не вполне демократическими, и не вполне авторитарными. В этом плане Туркмения, Казахстан и Узбекистан выглядят вполне устойчивыми, поскольку режимы в них чисто авторитарные, а уровень демократии недостаточен для дестабилизации по «цветной» модели. Все эти страны не дотягивают ни до Египта, ни даже до Туниса по таким критериям, как наличие свободной прессы и представительность гражданского общества. К перечисленным странам примыкают Белоруссия и Азербайджан – уровень авторитаризма в них также достаточно высок, чтобы гарантировать стабильность.
В зоне риска, напротив, оказываются страны с переходными демократиями: Киргизия, Армения, Грузия (там новая волна дестабилизации вполне вероятна), Молдавия, Украина (не факт, что в ближайшее время не случится новый Майдан).
«СП»: – А Россия?
– Россия тоже – по этой теории – попадает в зону риска. Вероятность «цветной» дестабилизации в РФ довольно высока. Что бы ни говорили об авторитаризме Владимира Путина, в реальности уровень авторитарности российского режима заметно меньше, чем в Азербайджане, Казахстане или Белоруссии. Можно сказать, что вероятность «цветной» дестабилизации в РФ меньше, чем в Армении, но выше, чем в Белоруссии или Таджикистане.
«СП»: – На конференции во Владивостоке собрались представители Китая, Ирана, Пакистана и Турции. Кто из них находится в зоне риска?
– Турция не просто находится – ее сотрясает «цветная» революция. Что до Ирана, он через эту зону проходил в 2009 году:
Махмуд Ахмадинежад получил на президентских выборах 2005 года большинство голосов по стране, и меньшинство – в Тегеране. В результате, через несколько лет после выборов он получил собственный «майдан», который, впрочем, сумел подавить. Нынешний иранский режим в зону риска не попадает, но может оказаться в ней после следующих президентских выборов – в 2018 году.
Про Пакистан сказать что-либо определенное пока трудно. А Китай сейчас находится вне зоны риска. Но он неизбежно в нее попадет, когда китайское руководство будет вынуждено пойти на меры в сторону демократизации. Думаю, у США уже имеются планы по дестабилизации Китая по «цветной» модели.
Фото EPA/ ИТАР-ТАСС