Main » 2014»Ыам ыйа»31 » Дело об освобождении высших должностных лиц субъекта РФ, зарегистрированных кандидатами на выборах, с целью обеспечения равенства прав канд
Дело об освобождении высших должностных лиц субъекта РФ, зарегистрированных кандидатами на выборах, с целью обеспечения равенства прав канд
09:13
Права и свободы граждан являются высшей ценностью Российской Федерации
Дело об освобождении высших должностных лиц субъекта РФ, зарегистрированных кандидатами на выборах, с целью обеспечения равенства прав кандидатов, обеспечения свободного волеизъявления граждан, для исключения использования преимуществ должностного положения, находится на изучении судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации с 5 марта 2014 года…
В Конституционный суд Российской Федерации
Заявитель: Гражданин Российской Федерации Седалищев Николай Иннокентьевич, имеющий паспорт 9811 №377212, выданный 29 ноября 2011 Отделом УФМС по Республике Саха (Якутия) по г. Якутск. Г. Якутск, ул. Кирова, 11, тел. 8-9248676909
Жалоба о нарушении права на доступ к правосудию применением части 2 пункта 3 статьи 33 ГПК РФ и о нарушении конституционных прав на свободу выборов пунктом 2 статьи 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не установленной нормой ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» примененных судами в конкретном деле.
Кандидат в народные депутаты Республики Саха (Якутия) Седалищев Н.И. обратился в ЦИК РС(Я) об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Республики Саха (Якутия) от политической партии «Единая Россия» Борисова Егора Афанасьевича, работающего Президентом Республики Саха (Якутия), в связи с назначением Постановлением от 17 июня 2010 года ГС №783-IV Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) сроком на пять лет.
Также об аннулировании регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) Глушко Дмитрия Евгеньевича, работающего Вице-Президентом Республики Саха (Якутия) в связи с назначением Постановлением от 18 июня 2010 года Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) на срок полномочий Президента Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича.
Основанием обращения в ЦИК РС(Я) явилось не исполнение зарегистрированными кандидатами в народные депутаты Республики Саха (Якутия) требований нормы пункта 2 статьи 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым установлен порядок предоставления копий соответствующих приказов (распоряжений) об освобождении от исполнения должностных обязанностей в течении 5 дней с момента регистрации.
ЦИК РС(Я) уклонился от принятия решения. И тогда кандидат Седалищев Н.И. обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) о незаконном уклонении от принятия решения Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия), согласно пункта 4 части 1 статьи 26 ГПК РФ.
Определением от 3 сентября 2013 года (судья Скакун А.И) дело по заявлению Седалищева Н.И. о признании не законным бездействия ЦИК РС(Я), в связи с отказом в рассмотрении его заявления об аннулировании регистрации кандидатов в депутаты Республики Саха (Якутия) от политической партии «Единая Россия» Борисова Е.А и Глушко Д.Е., на основании ч.2 п. 3 статьи 33 ГПК РФ решил передать по подсудности в Якутский городской суд.
Апелляционным Определением от 06 сентября 2013 года Определение Скакун А.И. от 3 сентября 2013 года оставлено в силе.
8 сентября 2013 года в день всенародного голосования кандидат Седалищев Н.И. с тем же требованием о незаконном уклонении ЦИК РС(Я) от принятия Решения об аннулировании регистрации кандидата в народные депутаты Борисова Е.А. и Глушко Д.Е. обратился в Якутский городской суд.
Решением от 8 сентября 2013 года (Судья Макаров М.В) со ссылкой на Определение от 25.12.2003 года №457-О Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Губернатора Вологодской области, Губернатора Ленинградской области, Правительства Мурманской области и обращения политсовета Мурманского регионального отделения пункта 2 статьи 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» …».
Однако, пунктом 2 Определения от 25 декабря 2003 года №457-О Конституционный суд установил:
«Оспариваемые законоположения, предусматривающие освобождение высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, зарегистрированных в качестве кандидатов на выборах, от исполнения своих должностных обязанностей на период выборов, направлены на то, чтобы использование этими лицами преимуществ своего должностного положения и возможностей влиять на процесс и итоги выборов исключалось, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах.
Федеральный законодатель при принятии названных законоположений - с учетом особенностей структуры как законодательных (представительных), так и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, их места в системе разделения властей, особенностей правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации - исходил из того, что, в отличие от временного (на период выборов) освобождения депутатов представительных (законодательных) органов от исполнения своих обязанностей, которое создало бы угрозу стабильности законодательной власти, временное освобождение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должностных обязанностей компенсируется деятельностью замещающего его лица. При этом функционирование самой системы исполнительной власти не нарушается. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", это не противоречит и конституционному требованию о единстве системы исполнительной власти в Российской Федерации (статья 77, часть 2, Конституции Российской Федерации), поскольку для лица, временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, решения и указания федеральной исполнительной власти в рамках ее компетенции являются обязательными.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепляющий правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, не обязывает их приостанавливать исполнение своих полномочий в связи с регистрацией в качестве кандидатов. Однако Конституция Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя, не ограничивает федерального законодателя в праве установить соответствующее требование, затрагивающее правовой статус этих лиц, в иных федеральных законах, что и было им осуществлено - во исполнение полномочий, закрепленных в статьях 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "н" части 1), 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в полном соответствии с ее статьями 3 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) - в оспариваемых законоположениях.
Апелляционным Определением от 30 октября 2013 года Верховный суд Республики Саха (Якутия) также указал: «Правовой статус указанных лиц закреплен в Федеральном законе от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
Однако данный закон не обязывает высших должностных лиц субъектов РФ приостанавливать исполнение своих полномочий в связи с регистрацией в качестве кандидатов, что было отражено в Определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. №457 - »… Кассационным Определением от 04 декабря 2013 года судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Николаев И.И. пояснил следующее: «Предметом рассмотрения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 года №457-О являлась редакция, действовавшая на тот момент.
В настоящее время (в соответствии с редакцией ФЗ от 21.07.2005 №93-ФЗ) часть 2 статьи 40 вышеуказанного Федерального закона предполагает необходимость освобождения от выполнения должностных (служебных) обязанностей кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе. Должности же высших должностных лиц субъекта РФ не относятся к должностям государственной службы».
Такое же Решение от 14 февраля 2014 года принял ЦИК Российской Федерации, за подписью члена ЦИК России О.Л.Лаврова, где он пишет: «Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года, на которое Вы ссылаетесь в своих обращениях, распространялось на предыдущую редакцию пунктов 1 и 2 статьи 40 Федерального закона, согласно которой, действительно, кандидаты, замещающие государственные или выборные должности, на период их участия в избирательной кампании должны были быть освобождены от выполнения должностных или служебных обязанностей. В ныне действующей редакции Федерального закона указанные требования распространяются на лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе».
Вместе с тем суды общей юрисдикции применяя нормы Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» не учли того, что после принятия Определения от 25.12.2003 года Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральным Законом от 25.12.2008 года №274-ФЗ была введена статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации:
1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
2. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей, распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации.
Статья 11 устанавливала ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации: Члены Правительства Российской Федерации не вправе:
быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;
замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.
А в редакции Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ Статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации изложена в следующей редакции:
Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает:
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ):
1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
2. Лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 261-ФЗ)
3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм;
Таким образом, исходя из нормы статьи 2.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» избрание Президента Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А, и Вице-Президента РС(Я) Глушко Д.Е. народным депутатом государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) без освобождения от должностных обязанностей, является коррупционным правонарушением.
Однако, суды общей юрисдикции Республики Саха (Якутия) не видят в этих нормах федерального закона, со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации, принятых до внесения изменений в закон, запрет на регистрацию и избрание высшего должностного лица исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), без освобождения от должностных обязанностей, народным депутатом Республики Саха (Якутия), что вызывает сомнение в конституционности норм Федерального Закона.
Постановлением от 16 сентября 2013 года Президент Республики Саха (Якутия) Борисов Е.А. избран депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).
Как видно из прилагаемых писем в адрес ЦИК РС(Я) Президент РС(Я) Борисов Е.А. и Вице-Президент РС(Я) Глушко Д.Е. отказались от получения депутатского мандата не указав причины отказа и без пояснения причин отказа избирателям.
Кандидаты в народные депутаты: Президент РС(Я) Борисов Е.А, Вице-Президент Глушко Д.Е. в период избирательной кампании пользовались услугами вертолета, связи, получали денежное вознаграждение за дни участия на выборах, даже в день всеобщего затишья 7 сентября 2013 года всех кандидатов на всей территории Российской Федерации, пользуясь преимуществом должностного положения, выступали по телевидению ГТРК «Саха» (Россия 1), оплаченные за счет бюджетных средств, издавали в период избирательной кампании Указы о государственных наградах отдельным лицам, о повышении денежного вознаграждения работникам бюджетной сферы… и т. д.
И потому, в связи с указанным толкованием нормы закона судами общей юрисдикции и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 14.02.2014 г. возникает неопределенность в вопросе
- если ранее действовавшей нормой федерального закона предусматривалось освобождение высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, зарегистрированных в качестве кандидатов на выборах, от исполнения своих должностных обязанностей на период выборов, чтобы исключалось использование этими лицами преимуществ своего должностного положения и возможностей влиять на процесс и итоги выборов, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах.
- вместе с тем, действующая норма федерального закона позволяет должностным лицам использовать преимущества должностного положения, позволяет влиять на процесс выборов и итоги выборов, и тем самым исключает гарантию свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах.
Я, гражданин Российской Федерации Седалищев Н.И. не верю в то, что Президент Российской Федерации Путин В.В. мог подписать такой федеральный закон, нарушающий гарантию свободных выборов. В 2000 году я руководил Усть-Майским районным штабом по поддержке кандидатуры Путина В.В. и мы гарантировали, что В.В.Путин обеспечит верховенство закона, укрепление единства и законности на территории Российской Федерации, что он сделает все, чтобы Россия стала действительно свободным обществом свободных людей, уважающим права и свободы своих граждан, но сегодня из-за сложившиеся ситуации на выборах 2013 года в Республике Саха (Якутия) и решений судов общей юрисдикции Республики Саха (Якутия), ответа ЦИК РС(Я), возникают сомнения в конституционности указанных в настоящем заявлении норм федерального закона, подписанных гарантом Конституции Российской Федерации
В результате прямого вмешательства на выборах народных депутатов высших должностных лиц исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации нарушается принцип свободы выборов, нарушается конституционный принцип разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебные, нарушается баланс взаимоотношений ветвей власти, происходит концентрация властных полномочий в ведении одной исполнительной власти или одного должностного лица.
В Республике Саха (Якутия) из-за ослабления Парламентского контроля, в течении ряда лет, высшие должностные лица Республики Саха (Якутия), в нарушение запрета установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» одновременно замещают должности наблюдательного Совета АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО, нацеленного на получение прибыли и через ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)», являющегося некоммерческой организацией, не обладающим правом собственности, применением неопубликованного Положения о порядке оплаты стоимости квартир, утвержденных Распоряжением Правительства РС(Я) №184-р от 24.02.2005 года Председателя наблюдательного Совета АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО, нацеленного на получение прибыли банком, распродают жилье построенное за счет государственных бюджетных средств.
На выборах от 8 сентября 2013 года Председатель Правления АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО Миронов А.С. также был избран народным депутатом Республики Саха (Якутия) и также отказался от получения депутатского мандата без пояснения причин отказа от депутатского мандата перед избирателями.
Таким образом, депутатский мандат, являющийся по сути высшей ценностью свободных выборов превращен в инструмент нарушения баланса взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти республики с целью сокрытия коррупционных правонарушений, связанных с антисоциальными сделками.
Основанием для принятия Конституционным Судом Российской Федерации дела к рассмотрению, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем правовые нормы.
Соответствует ли норма пункта 2 статьи 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в новой редакции, позволяющая высшим должностным лицам исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) участвовать на выборах депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации без освобождения от исполнения должностных обязанностей?
На основании изложенного:
Прошу проверить конституционность пункта 2 статьи 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», не указанные нормы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части применения указанные и не указанные нормы федерального закона судами обшей юрисдикции и ЦИК-ом России, как позволяющие высшим должностным лицам исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), участвовать на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти Республики Саха (Якутия) без освобождения от исполнения должностных обязанностей, с последующим отказом от депутатского мандата без пояснения причин избирателям.
Проверить на соответствие статье 47 Конституции Российской Федерации часть 2 пункт 3 статьи 33 ГПК РФ, позволяющей Верховному суду Республики Саха (Якутия) (судье Скакун А.И) уклониться от рассмотрения заявления о незаконности уклонения от принятия решения ЦИК РС(Я) об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Борисова Е.А. и Глушко Д.Е. в порядке, предусмотренном пунктом 4 частью 1 статьи 26 ГПК РФ.