Main » 2014»Бэс ыйа»9 » В Якутию прилетали дирижабли, заходили подлодки
В Якутию прилетали дирижабли, заходили подлодки
18:28
"Немецкие бочки со свастикой в Якутии еще можно найти" - источник
09 июня. Якутия. NVpress - Представляем публикацию, вышедшую в прошлом номере газеты "Наше время" под рубрикой "Объектив истории".
В июле 1963 года, примерно в четырех-пяти часах пешего перехода от Тикси к устью Лены вдоль Неелова залива были обнаружены останки погибшего моряка. Рядом была найдена металлическая бляха солдата или унтер-офицера Кригсмарине. Кто был этот моряк и как он оказался так далеко на необитаемом побережье залива? Учитывая прежние слухи и домыслы, потому что материальных доказательств как не было, так и нет до сих пор, можно допустить, что это был немецкий моряк из подразделения, обслуживавшего пресловутую секретную базу… Если бы вся имеющаяся информация о секретных базах была достоверной, то вполне вероятно, что в известном советском кинофильме «Секретный фарватер» мы могли бы увидеть эпизоды с морским портом Тикси и островом Столб на Лене с фашистскими подлодками. Но доказать наличие секретной базы подлодок в устье Лены сейчас очень сложно и практически невозможно. Сегодняшняя публикация - попытка найти первопричины и сопоставить факты, согласно которым немецкие субмарины все же могли появляться в районе Тикси
В Якутию прилетали дирижабли, заходили подлодки
В августе 1929 года рано утром над Якутском появился дирижабль – «Граф Цеппелин». Пролетая над Якутском, с дирижабля сбросили посылку с шоколадом, письмами и подарками. Примечательно, что посылка упала прямо во двор дома, где жил редактор газеты «Автономная Якутия». Тогдашние жители Якутска очень удивились аккуратности немцев, точно определивших – в каком районе и в каком доме деревянного тогда города живет главный редактор газеты.
Чуть позже после этого полета дирижабля, Якутию и ее арктические районы еще не раз будут связывать общие интересы советской России и Германии, позднее – фашистской.
Cфера интересов - Севморпуть
В чем была заинтересованность двух государств в арктических районах? Многие сразу скажут: это Северный морской путь (СМП), кратчайший путь из Европы в Азию, из Атлантического океана в Тихий. К тому же, во времена Второй мировой войны у обеих стран были союзники – у СССР это США, а у Германии – Япония. К ним можно было добраться по Севморпути.
Высокая политика, военные действия прямо коснулись Арктической зоны СССР от Мурманска до Диксона и далее до Таймыра и Тикси. Но если события в западных районах советской Арктики более известны, то действия воюющих сторон в восточном секторе окутаны туманом неизвестности. И чем дальше те события, тем труднее что-то доказать. Отметим, что данную статью не стоит воспринимать, как попытку доказать, что секретные базы немецких подводных лодок все же были на реке Лена, в районе Тикси. Мы просто приведем общеизвестные факты, которые могли бы свидетельствовать о том, что немцы все-таки добирались до Лены. То, что немецкие подлодки заходили в советскую Арктику, в небе летали гидросамолеты, а на островах Ледовитого океана были германские метеостанции – это известно многим, были такие факты и события. Естественно, что тут возникает вопрос: если немецкие подлодки скрытно и нескрытно ходили в Карском море, заходили в Обскую губу на Ямале, на Землю Франца Иосифа, то почему бы им не дойти до Тикси в море Лаптевых и далее на восток? Тем более что до войны немцы там уже бывали и хорошо исследовали эти районы. Дирижабль-разведчик
В 1929 году на борту немецкого дирижабля, пролетавшего тогда над СССР, наверняка были представители советских властей, но факт осведомленности немцев – где в провинциальном Якутске живет редактор газеты, чтобы сбросить ему посылку, поражает.
Вообще, в 1920-е и 1930-е годы, советская Россия и Германия активно сотрудничали, в том числе, в научной и военной сферах. Пролет дирижабля над СССР был согласован и проходил в рамках подобного сотрудничества. Таким же образом создавались и метеостанции на арктических островах. И естественно, что с началом Второй мировой войны в Европе и Великой Отечественной в СССР, точки на карте превратились в военные базы.
В 1931 году немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» вновь парил над арктической территорией страны Советов. Но на этот раз цели германских участников были куда практичнее. Дирижабль садился в интересных для немцев местах, отклоняясь от согласованного с советской стороной маршрута.
После пролета вдоль побережья Ледовитого океана вплоть до Новосибирских островов, от которых, кстати, недалеко и до Тикси, «Граф Цеппелин» полетел обратно в Германию через Ленинград. Конечно, на борту немецкого дирижабля были советские ученые, полярники, например, будущий начальник СП-1 легендарный Папанин и радист Кренкель.
«Граф Цеппелин» приводнялся возле советских метеостанций, передавал им оборудование и груз с Большой земли. Но на обратном пути немцы решили не садиться в Ленинграде, а полететь прямиком в Берлин. Со всеми картами, фотоснимками островов и побережья Арктики, со всеми данными и наблюдениями, полученными от советских метеостанций и ученых. Какие цели на самом деле преследовали немцы, советская сторона узнала с началом войны. Историей немецких секретов занимался военный моряк
В своем материале мы опираемся на факты, приведенные в книге Сергея Ковалева «Арктические тайны Третьего рейха», вышедшей в 2010 году. Она стала продолжением другой, более известной книги этого автора – «Свастика над Таймыром», вышедшей в 2008 году.
Автору книг доверять можно. Ковалев – капитан первого ранга, служил на Северном флоте на подводных лодках, затем, в штабе подводных сил СФ. По роду службы и после нее он бывал в местах, которые описаны в его книгах. Он служил на базе СФ в Западной Лице в Мурманской области. И как раз в тех местах, где во время войны существовала и действовала немецкая секретная база Кригсмарине - «Норд» для снабжения подводных лодок, действовавших в советской Арктике.
В ноябре 1940 года, еще до начала Великой Отечественной войны, но уже после начала Второй мировой в Европе и после высадки немцев в Норвегии (!), в заливах Западной Лицы исчезал советская подводная лодка «Д-1», «Декабрист». О ее гибели мало что известно и об этом предпочитали молчать. Так вот, в 1980-х годах офицер Сергей Ковалев выяснил, что гибель советской подлодки была связана с деятельностью секретной немецкой базы в этих заполярных водах. Но советским моряком, проявлявшим излишнее любопытство, заинтересовались особисты, контрразведчики. И потому отсутствие внятной информации, доказательств деятельности фашистов в Арктике можно объяснить тем, что в советское время эта тема была закрыта. Опорный пункт Кригсмарине – Тикси?
К узловым и одновременно самым уязвимым районам во всей естественной обороне арктического побережья Советского Союза немцы отнесли остров Новая Земля с его многочисленными проливами и заливами, а также архипелаг Франца-Иосифа, «нависавшие» над всеми морскими коммуникациями Баренцева моря и западного сектора Арктики.
Используя данные экспедиции 1931 года, предположительно уже весной 1941 года на архипелаге Франца Иосифа, на острове Земля Александры, практически по соседству с советской полярной станцией, был создан тайный метеопункт, а несколько позже в проливе Кембриджа (бухта Нагурского) — и база для ремонта подводных лодок, предназначавшихся для действий в Карском море.
Здесь они могли заряжать аккумуляторные батареи и получать последние разведданные. Кроме того, анализ циклов использования немецких подлодок в Карском море, сроков их нахождения там, указывает на то, что именно здесь могла располагаться база оружия для подводных лодок, действовавших в Арктике. Вероятно, после того, как у западного побережья острова Новая Земля они устанавливали минные заграждения из 16 морских мин, погруженных на борт еще в Норвегии, в бухте Нагурского (или где-то рядом) немецкие подводники грузили на борт 24 морские мины и шли в районы постановки, находящиеся уже в Карском море.
Приблизительно к концу 1941 года на острове Междушарский (у входа в губу Белушья) была создана взлетная полоса и радиостанция, а позже появились взлетные полосы (вероятно, опорные пункты) на мысах Константина, Пинегина. Отсюда немецкие самолеты были способны контролировать практически все Карское море. На двух мысах можно было достаточно легко организовать приемные пункты для доставки продовольствия и топлива подводным лодкам, использовавшим залив «Ледяная гавань» как передовой или маневренный опорный пункт. Но есть два опорных пункта, история которых имеет больше вопросов, чем ответов, отмечает автор книг Сергей Ковалев. И один из них касается непосредственно Тикси в Якутии.
Немецкий моряк погиб в якутской тундре
Именно с секретным опорным пунктом в устье (по другим данным, в дельте) реки Лены, предположительно недалеко от Неелова залива, связана некая тайна.
Этот опорный пункт, имевший большой запас топлива, был обнаружен только после 1985 года. Хотя первые признаки этой базы — бочка с соляркой или керосином, которая была вынесена на берег Неелова залива — были выявлены еще в 1963 году.
Ранее, в том же 1963 году, в июле месяце, примерно в 4-5 часах пешего перехода от Тикси к устью Лены вдоль Неелова залива были обнаружены останки погибшего моряка. Рядом была найдена металлическая бляха солдата или унтер-офицера Кригсмарине. Кто был этот моряк и как он оказался так далеко на необитаемом побережье залива, до настоящего времени неизвестно. Но, исходя из вышеуказанного, можно допустить, что это был немецкий моряк из подразделения, обслуживавшего базу. Так как подводная лодка своевременно не пришла, то этот моряк был направлен, допустим, для разведки аэродрома у Тикси, но по каким-то причинам не смог вернуться на базу и погиб. А может быть, он являлся членом экипажа подлодки U-534, которая - это достоверно известно - бывала в дельте Лены весной 1945 года. Подлодка в устье Лены
Ночью 5 мая 1945 года U-534 вышла в море для выполнения спецзадания по доставке груза особой важности (11 металлических ящиков, одинаковых по габаритам, но разных по весу) в секретную базу, находящуюся в устье (дельте) Лены.
Немецкие бочки со свастикой в Якутии еще можно найти. Эта бочка была обнаружена исследователями в 2013 году в п.Чагда Алданского района. В поселке располагался запасной военный аэродром, построенный на случай войны с Японией.
По маршруту следования, подлодка должна была прибыть в море Лаптевых, зайти в базу на реке Лена, в промежуточные базы Норвегии. Затем на Северной Земле (точное место пока не установлено, но оно может включать участок от мыса Розы Люксембург — через мыс Кржижановского — до мыса Евгенова) груз (или его часть) надлежало выгрузить и, заправившись топливом, вернуться прежним маршрутом в Киль. Затем (или вместе с тем) субмарина должна была принять участие в операции Кригсмарине под кодовым названием «Огненная земля» по доставке неких важных грузов или неких официальных лиц в секретные базы Южной Америки.
Откуда такая точность: куда и зачем шла подлодка? По дороге домой, U-534 была потоплена в балтийских проливах и найдена только в 70-е годы. Когда датские аквалангисты проникли на погибшую субмарину, то выяснилось, что во время похода она должна была зайти в некую базу на побережье Норвегии, пересечь Баренцево и Карское моря, затем проливом Вилькицкого протиснуться в море Лаптевых и зайти в секретную базу на реке Лена. Юрий Сван