Main » 2014»Бэс ыйа»11 » О компромиссах, прямых выборах, сити-менеджерах и деньгах
О компромиссах, прямых выборах, сити-менеджерах и деньгах
16:08
Прямым выборам мэра Якутска – быть!
ИА SakhaLife11 июня, 14:58
Исполняющий обязанности главы Республики Саха (Якутия) Егор БОРИСОВ заявил, что не видит необходимости менять сложившуюся в Якутии систему местного самоуправления.
Немного предыстории
В конце 2013 года, после оглашения Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором глава государства призвал повысить качество местного самоуправления, началась подготовка к муниципальной реформе. Для этого из представителей обеих палат российского парламента была сформирована рабочая группа под руководством депутата Госдумы Вячеслава ТИМЧЕНКО. Дело пошло ударными темпами. Причем настолько, что уже весной 2014 года интернет-ресурсы республики и некоторые печатные издания взорвались кричащими заголовками о возможной отмене прямых выборов мэра Якутска. Детонатором этого информационного взрыва стало внесение в Государственную Думу плода трудов рабочей группы депутата Тимченко – поправок в федеральный закон №131 «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации». Ознакомившись с законопроектом и пояснительной запиской к нему, представители СМИ и сделали вывод, что прямым выборам мэров крупных российских городов, в том числе и Якутска, пришел конец.
И немудрено. Первоначальный вариант муниципальной реформы, внесенный в Госдуму и затем поступивший на рассмотрение в регионы, предполагал такие новшества, что на корню разрушили бы сложившуюся в стране за последнее десятилетие систему власти на местах. Речь идет о введении двух новых видов муниципальных образований – городских округах с с внутригородским районным делением и, собственно, внутригородских районах, о введении института сити-менеджеров, изменении порядка избрания глав муниципальных образований и формирования органов представительной власти, а также о пересмотре полномочий муниципалитетов. Все это объяснялось стремлением «сделать муниципальную власть ближе к людям».
О реакции с мест
Однако авторам реформы по всей стране пришлось столкнуться с жестким неприятием предлагаемых ими новшеств. Подавляющее большинство муниципальных образований России выступили с резкой критикой предложенных депутатами Государственной Думы изменений. Не осталась в стороне и Якутия. В конце марта, накануне обсуждения законопроекта в республиканском парламенте, в Якутске состоялось заседание Совета председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов при Государственном Собрании (Ил Тумэн), в работе которого приняли участие спикер республиканского парламента Александр ЖИРКОВ и председатель постоянного Комитета по местному самоуправлению Василий МЕСТНИКОВ. Руководители муниципальных органов представительной власти республики подвергли законопроект резкой критике и высказали неприятие предлагаемых в нем новаций.
Наиболее жесткие выступления прозвучали из уст председателей Мирнинского районного Совета депутатов Аркадия ХАРИТОНОВА и Чурапчинского улусного (районного) Совета депутатов Василия ГУЛЯЕВА. Муниципальные депутаты охарактеризовали законопроект о реформе МСУ, как «бомбу замедленного действия» и заявили о том, что он «не должен быть принят Государственной Думой». Разрушительный для местного самоуправления потенциал реформы был отмечен и в том, что она противоречит ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, по которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. После бурного обсуждения участники заседания приняли решение предложить народным депутатам Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не поддерживать данный законопроект.
Спустя несколько дней в Якутию прибыл один из авторов реформы МСУ, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан КИРИЧУК. Формальным поводом его визита в республику стало участие в обсуждении законопроекта об ускоренном развитии Дальнего Востока, подготовленного рабочей группой парламентариев под руководством вице-спикера Совета Федерации Вячеслава ШТЫРОВА. Однако без обсуждения муниципальной реформы, одним из авторов которой является сенатор, не обошлось. Усилиями вице-спикера Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Ольги МАКИЕНКО для этого был организован представительный «круглый стол», где состоялся весьма непростой разговор.
О компромиссах, прямых выборах, сити-менеджерах и деньгах
В своем выступлении на «круглом столе» Степан Киричук отметил, что законодателям федерального уровня крайне необходимы оценка нововведений и конкретные предложения с мест, которые и звучат на подобных встречах. Одна из самых больных сторон местного самоуправления – финансовая обеспеченность полномочий, которые имеет власть на местах. Для решения этой проблемы глава государства уже дал поручение Минфину, Минэкономразвития, и Минрегиону представить к осени соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, сообщил сенатор. При этом он отметил, что провести ревизию и четко разграничить полномочия муниципальной власти пока не удалось. Во многом потому, что сферу ответственности муниципалитетов сегодня определяет не один федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а целых 82(!) федеральных закона. Законодатели осознают важность и необходимость этой работы, и намерены ее провести.
Затем слово взяли представители республики. Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам местного самоуправления Василий Местников отметил необходимость обязательного учета в законопроекте особенностей каждого субъекта РФ. Он привел в пример Якутию с ее проблемами транспортной доступности, низкой плотности населения и сложными природно-климатическими условиями, напрямую влияющими на организацию деятельности местного самоуправления.
Председатель Якутской городской Думы Александр САВВИНОВ предложил четко зафиксировать критерии для введения новых типов муниципальных образований, таких, как внутригородской район, и уточнить форму учета мнения населения при изменении статуса муниципалитетов. Подобные решения должны приниматься гражданами только на референдуме. Кроме того, спикер Якутской городской Думы высказал мнение, что законопроект надо дополнить законодательными инициативами, регулирующими весь комплекс административных, управленческих, финансово-экономических и правовых отношений деятельности местного самоуправления, и рассматривать их единым пакетом.
Председатель Мирнинского районного Совета Аркадий харитонов отметил, что Президент России выступает за сохранение прямых выборов руководителей муниципальных образований. Но законопроект противоречит позиции главы государства и предлагает делать это косвенным способом, выбирая глав муниципалитетов из числа депутатов. Кроме того, по его мнению, муниципальная реформа может привести к ослаблению власти на местах, поскольку остра кадровая проблема. Уровень знаний и квалификации депутатов, особенно в сельских поселениях, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это напрямую сказывается на качестве принимаемых нормативных актов, а значит – на качестве власти и качестве жизни людей. Предложенный законопроектом способ формирования власти на местах приведет ее к схеме «слабый депутат – слабый глава», что противоречит заявленной цели реформы местного самоуправления. Чтобы этого не допустить, нужно сохранить институт прямых выборов глав муниципальных образований и существующий порядок формирования представительных органов власти на местах.
Схожие по смыслу предложения озвучил и исполнительный директор Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) Дмитрий ГОРОХОВ. По его мнению, люди должны четко знать и понимать – кто отвечает за состояние дел в муниципалитете. И это должен быть его глава, которого выбирает население. Чтобы избежать путаницы в разделении ответственности, Дмитрий Горохов предложил законодательно закрепить подчиненность и подотчетность сити-менеджера главе муниципального образования, и переименовать эту должность в управляющего муниципалитетом. Также было предложено сформировать кадровый резерв для института сити-менеджеров.
О перспективах
Внимательно выслушав все поступившие предложения, Степан Киричук с большинством из них согласился. Он предложил их четко сформулировать и оперативно направить в профильный комитет Государственной Думы, а также в общественные организации, объединяющие представителей местного самоуправления России, такие, как Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС). Что и было сделано. Позже, в кулуарах заседания по обсуждению законопроекта о развитии Дальнего Востока, сенатор признавался коллегам, что представители муниципалитетов Якутии с него всерьез «сняли стружку». Но, видимо, не только с него, и не только в Якутии.
В конце мая Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации окончательно приняли законопроект о реформе местного самоуправления, который после его подписания главой государства Владимиром ПУТИНЫМ стал законом. В нем сохранено большинство неоднозначных новаций. Однако принципиально важно другое: право их применять, или оставить все, как есть, отдано законодателям субъектов Российской Федерации. В течение шести месяцев – до конца декабря нынешнего года – региональные парламенты должны принять соответствующие правовые акты. После чего в течение трех месяцев муниципалитеты должны привести свои уставы в соответствие с этими законами.
Так что ставить точку в вопросе проведения муниципальной реформы в республике пока рано. Однако обнадеживающую жирную запятую на днях поставил исполняющий обязанности главы Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. Отвечая на вопросы в ходе партийных праймериз «Единой России» в Якутске он заявил: – «Необходимости в резких движениях по изменению конфигурации существующей модели местного самоуправления в республике я не вижу. Ее надо будет сохранить». Теперь слово за Госсобранием (Ил Тумэн) республики. Будем надеяться, что позиция народных депутатов не разойдется с мнением лидера республики. А это значит, что прямым выборам мэра Якутска – быть, и жители города и дальше смогут самостоятельно определять – кому доверить право руководить столицей республики.