Как налог с продаж отразится на потребителях и почему он не поможет регионам
Минфин может предложить регионам ввести налог с продаж, который составит до 5% от розничной стоимости товара или услуги. По замыслу дополнительные доходы поддержат региональные бюджеты, испытывающие дефицит. Но как это скажется на потребителях и ценах на товары?
В российском правительстве обсуждают непростую задачу: как увеличить доходную базу региональных бюджетов в 2015 году и на плановый период до 2017 года. Из всех рецептов – стимулирование экономики, наращивание госдолга, увеличение налоговой нагрузки – в Минфине предложили поддержать регионы косвенным налогом на потребление, а именно возвращением скомпрометированного и не особо эффективного в прошлом налога с продаж, который можно назвать регрессивным и больше всего влияющим на уровень жизни незащищенных слоев населения.
Министр финансов Антон Силуанов рассказал журналистам, что в правительстве активно обсуждают идею и склоняются к тому, чтобы предоставить регионам право самостоятельно вводить налог с продаж размером до 3% от розничной стоимости товаров и услуг. По его словам, предложение поддерживают и в Кремле. Неоднократно отмечалось, что региональные бюджеты испытывают трудности с выполнением майских указов Владимира Путина на фоне снижающихся поступлений от налога на прибыль. Объем отчислений крупнейших налогоплательщиков в региональные бюджеты сокращается с 2013 года из-за ухудшающейся ситуации в экономике и неблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках. При этом 90% прироста расходов российских регионов приходится на социальные траты.
Минэкономразвития уже сообщало, что для выполнения всех социальных обязательств, предусмотренных майскими указами президента, необходим экономический рост на уровне 5% ВВП ежегодно. Но в текущем году министерство прогнозирует рост на 0,5%, что является последствием украинского кризиса и структурных проблем российской экономики.
Хорошо забытый старый налог
В Минфине подсчитали, что налог с продаж будет приносить бюджету около 200 млрд руб. в год. Так, в 2015 году доходы от него составят 195 млрд руб., в 2016-м – 211 млрд, а в 2017 году – 230 млрд. При этом максимальная ставка налога будет не 3, а 5%, следует из документа «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», который подготовил Минфин. Губернаторы на свое усмотрение смогут снижать ставку. Но как показывает опыт, до отмены налога 1 января 2004 года большинство регионов выбирало верхнюю планку – 5%.
Налог станет финансовой помощью регионам, испытывающим бюджетный дефицит и нуждающимся в дополнительном финансировании. На сегодняшний день регионы частично финансируют социальные обязательства за счет дорогих банковских кредитов, что бесперспективно с точки зрения развития экономики. К тому же, может осложнить и без того высокую долговую нагрузку. Федеральные дотации тоже не выход. Единственная возможность системного решения проблемы – предоставление регионам права собирать дополнительные налоги.
Налог с продаж предполагается ввести параллельно с НДС, который поступает в федеральный бюджет. Минфин не смущает возникновение двойного налогообложения. Хотя это противоречит налоговой практике почти всех развитых стран, ссылка делается на Канаду, где одновременно собираются оба налога. В России уже вводили подобный налог в 1991 году, после отмены в 1992 году обратно его вернули в 1998-м. Конституционный суд дважды признавал налог неконституционным: в 2001 и 2003 годах. Но чтобы сделать это снова, налог должен быть в очередной раз установлен правительством и региональными властями.
В Минэкономразвития предложение финансового ведомства не одобряют. Замминистра экономики Сергей Беляков указал на рост налоговой нагрузки и потребительских цен, которые повлечет принятие налога, так как НДС не будет снижен. Правительство не собиралось увеличивать налоговую нагрузку до 2018 года, а первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что налог с продаж может быть принят, но только в крайнем случае и не раньше 2018 года. В свою очередь Минфин отказался в конце 2012 года заменить НДС налогом с продаж. Такая позиция объясняется сложностями в администрировании налога, который был отмечен низкой собираемостью в отличие от НДС.
Удар по торговым сетям и потреблению
В своем комментарии к инициативе министр финансов отметил, что собрать налог можно будет только там, где есть крупные торговые сети. Поэтому основной доход от налога сконцентрируется в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области, которые исполняют президентские указы без особых проблем. Однако это усугубит дисбаланс на региональном уровне, так как бюджетное обеспечение Москвы и Санкт-Петербурга традиционно выше, чем у других регионов. Более нуждающиеся в поддержке регионы – Республика Мордовия, Волгоградская, Саратовская, Смоленская и другие области – выиграют от введения налога меньше федеральных центров.
Цены на товары в российских регионах с принятием нового налога будут устанавливаться неравномерно, а издержки в очередной раз переложат на потребителей. Таким образом, решение Минфина негативно скажется на розничной торговле, темпы роста которой снижаются, но все еще поддерживают экономический рост. Гендиректор крупнейшей розничной сети в России «Магнит» Сергей Галицкий сказал газете «Ведомости», что от введения налога пострадают честные налогоплательщики. Он объяснил это тем, что владельцы ларьков не будут платить налог с продаж и получат конкурентное преимущество перед сетевыми магазинами.
Рентабельность сетевых магазинов составляет от 1 до 3% и является одной из самых низких. В 2013 году у X5 Retail Group она составила 2,1%, у «Дикси» – 1,7%, «О’кей» – 3,6%, «Магнит» – 6,14%, сообщают «Ведомости». Таким образом, дополнительная нагрузка на компании приведет к их убыточности. Поэтому единственный вариант – поднять цены на уровень налога, чтобы сохранить прибыль и инвестиции на развитие компаний.
Тем временем за пять месяцев 2014 года розничная торговля выросла на 3,1%, тогда как в 2013 году только в первом квартале рост составил 3,6%, отмечают аналитики Альфа-банка. Годовой прогноз по росту – 3,5%. Реальные доходы населения за тот же период выросли на 0,2%, сообщает аналитик «Райффайзенбанка» Наталья Колупаева. А введение 3%-ного налога, прогнозируют аналитики ИК «Уралсиб Кэпитал», может привести к увеличению инфляции на 0,5%, что также будет ощутимо для потребительского спроса.
Решение о введении налога еще не принято. Но сам факт дискуссии о нем в правительстве говорит о том, что в Минфине не рассматривают серьезно варианты повышения эффективности государственных расходов и их сокращение. Тем сильнее заметно, что бюджету на всех уровнях недостает средств на выполнение инаугурационных обещаний президента. Поэтому дополнительно платить за них, вполне вероятно, в скором времени придется всем российским потребителям.
|