Main » 2014»Балаҕан ыйа»14 » Сегодня перед нами 9 проектов финалистов. 27 сентября станут известны имена победителей.
Сегодня перед нами 9 проектов финалистов. 27 сентября станут известны имена победителей.
20:22
АРХИ-ВЫБОР будущей «Земли Олонхо»
ИА SakhaLife14 сентября, 20:12
Когда мы получили последнюю конкурсную работу, то стало ясно, что все эти годы работы над проектом каждый из нас в какой-то мере был архитектором своего комплекса. Образ будущей «Земли Олонхо» жил в воображении, не имея возможности обрести реальные очертания в бумаге, линиях, объемах. По той простой причине, что не наше профессиональное дело этим заниматься. Именно эта невозможность делала образ подвижным, постоянно меняющимся и развивающимся в зависимости от того, на какой стадии находился проект.
Сегодня перед нами 9 проектов финалистов. 27 сентября станут известны имена победителей. Глядя на эти работы понимаешь, насколько мышление профессионалов отличается от мышления человека, далекого от архитектуры. Одно дело мыслить картинками, совсем другое – включить в этот процесс разные категории, без которых невозможна современная архитектура, создание городской среды. Читая концепции проектов, погружаешься в мир, который идет с опережением реального времени. Не может такого быть…Это не реально…Это фантастика…
Почти каждый проект вызывает подобные мысли. Одновременно заставляя усомниться в правильном устройстве нашего реального мира, где так непривычны понятия об устойчивом развитии городской среды. Если уж сказать прямо, то отсутствуют понятия об устойчивом экологическом, культурном, социальном, экономическом развитии и их взаимосвязанности. Почти в каждом проекте зарубежные и российские архитекторы говорят об устойчивом развитии, предлагая воплотить это в комплексе «Земля Олонхо».
Огромная работа была выполнена архитекторами, которые в течение почти пяти месяцев осмысливали проект. Проект не одного здания, а целой городской территории, наполненной совершенно новым содержанием. По признанию самих архитекторов (московских, казахстанских, испанских, итальянских, британских, голландских, хабаровских), им не приходилось сталкиваться с проектированием комплексов, где бы соединялись объекты культурно-духовного содержания с бизнес-центрами, торгово-развлекательными комплексами, жилыми домами. Сегодня, когда перед глазами готовые работы, понимаешь, что задача была правильной. Нашей столице остро не хватает комплексной застройки, здесь нередко игнорировался генеральный план, а сам генеральный план отстает от духа времени. Дух времени требует осмысления нашего культурно-исторического прошлого и его соединения с современными идеями архитектуры и урбанизма.
Не было бы идеи «Земли Олонхо», не было бы осмысления традиций и их возможной интеграции в современную архитектуру. Об этом замечательно написали московские архитекторы в своей концепции: «Зачем якутам придуманное нами воплощение «Земли Олонхо»? Чтобы начать ее обустраивать, опосредовать для своей жизни эти «сосуды». Чтобы происходило их наполнение личным действием. Чтобы интегрирование локального и глобального, ценного места и общего пространства работало. С этого начинается формирование культуры – удивительного контейнера для передачи смыслов, который обеспечивает одушевление физического мира».
Мы предлагаем вам познакомиться с идеями проектов, оставляя за рамками все расчеты, технические детали, которые в общем-то и содержат суть современных подходов, решений и технологий. Ведь красота и эстетика достигается не одним художественным образом, а целым комплексом инженерных, технологических решений. Думается, что идеи современной архитектуры донесут до нас понимание красоты и эстетики нового уровня.
Можно назвать это скрытой, полезной красотой, понимание которой приходит через процесс осмысления, а не через мгновенное «вау». Было очень интересно читать концепции и всю философскую подоплеку процесса, чтобы понять, как архитекторы, работающие в мегаполисах, захваченные урбанизмом, «бездушным» хай-теком, адаптировали свой опыт и вкусы к якутским традициям, к реалиям нашего города. Задача сложная. Особенно если подумать, что архитектурный контекст Якутска не дает особого повода для вдохновения. Возможно в этом есть свой плюс – с чистого листа работать проще, а отсутствие архитектурных шедевров ни к чему не обязывает. С другой стороны, якутская традиция. Большей частью нематериализованная, никак не проявившая себя в облике Якутска, отсылающая ко временам олонхо. Архитекторы, которые в большинстве своем стараются идти в ногу со временем и даже впереди его, в нашем случае обратились к прошлому - к традиции, которая сохранилась законсервированной, неизменной, напоминая о разрыве времен. Не смогли мы в какой-то период времени сформировать тот «удивительный контейнер для передачи смыслов».
Но сегодня появилась надежда. Даже несмотря на то, что большинство проектов не выйдут в финал, вряд ли они останутся невостребованными. Хотя бы потому что в каждом кроме интересных художественных решений, есть взгляд на комплексную застройку с применением новых технологий в строительстве зданий, автомобильных дорог, наземных и подземных парковок, новый взгляд на использование энерго-водо-сберегающих технологий, обустройство площадей и парков. Целые главы посвящены концепции освещения, озеленения и наконец, экологической безопасности озера Сайсары, протоки Теплого озера.
ТРАДИЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Если в Якутске воплотится этот проект, то любая экскурсия по «Земле Олонхо», будет включать в себя рассказ об инновационных технологиях зданий МЦО и Делового центра. Шесть белоснежных вершин, которые будут стоять вдоль улиц Дежнева и Автодорожной, символизируют не только природные кристаллы и Ленские столбы, но и инженерную мысль нового времени. «Умные здания» имеют трансформирующийся дизайн, который позволяет раздвигаться его частям для того, чтобы обеспечить иллюминацию уникальным элементам фасада. Фасады этих зданий изготовлены из модульной стальной и стеклянной оболочки, что по мнению архитекторов, заявляет о присутствии «Культурного и Коммерческого зданий».
Наружная оболочка зданий, имеющая неправильную геометрию и сквозные отверстия, несет для нас информацию о новейших архитектурных стилях. Сами авторы называют эту оболочку параметрической. Она состоит из стальных панелей треугольной формы, которые могут быть прозрачными или матовыми с различным углом наклона. Это не статичные стены, а «движущиеся», задающие особую геометрию и ритм. Так в нашем городе может появиться параметрическая архитектура – пересечение математики, скульптуры и архитектуры.
По мнению авторов, это «простое решение создает комплексный эффект и напоминает о якутских деревянных резных узорах». Тема традиции продолжается внутри зданий, но уже с использованием натуральной древесины, текстиля на стенах и других теплых материалов. Это создает контраст между внутренним и внешним, что играет важную роль в архитектуре.
Почти все объекты комплекса спроектированы вдоль улиц Дежнева, Автодорожной и Инноваторов. Это МЦО, производственно-деловой центр «Кудай-Бахсы», центр «Эпосы Евразии», комплекс «Фильмодеревня» с кинотеатром СВФУ, Арктический инновационный центр. В южной части предполагается возведение IT-парка и жилых домов экспериментального поселения.
Сакральным центром комплекса станет парк «Открытый музей Якутска», который раскинется в центральной части территории и будет простираться до протоки Теплого озера. К проектированию сакрального места каждый архитектурный консорциум подходит по-своему, извлекая из олонхо наиболее близкие их концепции идеи. Авторы этого проекта отталкиваются от идеи эпической страны, которая является горизонтальной проекцией вселенной. Она вращается вокруг Мирового древа «Аал Луук Мас», образ которого воплотится в парке с высотным центральным объектом и обзорной площадкой.
ЭЛЕГАНТНАЯ ПРОСТОТА
Авторы этого проекта постарались воссоздать эпическую страну, окруженную горами и наполненную солнечным светом. Все архитектурные объемы выглядят единым целым, а их металлические поверхности играют на солнце золотистым цветом. Этот «горный ландшафт» является главным объектом комплекса - Международным Центром Олонхо. Лаконичные и изысканные по своим формам эти здания напоминают дорогие ювелирные украшения, в которых прежде всего ценится качество, долговечность и ценность материала.
Не случайно авторы проекта сравнивают главный комплекс не только с горными вершинами, но и с ограненными алмазами. Контуры зданий скрывают в себе театры, музеи, аудитории, и этот «горный ландшафт» окружает по периметру центральную площадь комплекса. Площадь «Мирового Древа» является сердцем всего комплекса, оставляя свободной зону, прилегающую к набережной протоки Теплого озера.
Здания МЦО находятся в северной части территории, в наибольшей близости к центру города. Далее располагаются кластеры с жилыми и офисными зданиями, где выделяются IT-парк и производственно-деловой центр «Кудай-Бахсы». Самую южную часть территории занимает культурно-ландшафтная и развлекательная зона «Олонхо-парк». Поднявшись на колесе обозрения, имеющем форму «Аал Луук Мас», можно увидеть город с новой высоты. Но особенно впечатляет крытый «Сад Олонхо», напоминающий с высоты птичьего полета звезду, лучи которой соединяют парк с разными зонами комплекса. На территории этого огромного зеленого павильона находятся сад, кафе, декоративный бассейн с фонтаном. Здесь поддерживается температурный режим, и вместе с освещением это создает комфортный режим для деревьев и посещения сада 365 дней.
Каждая зона комплекса имеет свою «фишку», но, пожалуй, набережная Сайсары может стать уникальным местом всей столицы. Здесь должен появиться «Орган волн и света» - музыкальный инструмент, который будет интегрирован в поверхность широких ступеней набережной. Музыкальные композиции зазвучат за счет взаимодействия органных труб и набегающих волн озера.
Понятно, что это лишь небольшая часть презентации, рассчитанная на массового читателя. Специалистам же будет интересно почерпнуть полезную информацию о новых концепциях освещения, озеленения, устройстве парковок, покрытия рекреационных зон, пешеходных дорог, которые детально расписаны в проекте. Авторы отмечают, что для успешной реализации проекта необходима регенерация канала Теплого озера и озера Сайсары. Для этого они предлагают углубить канал Теплого озера и объединить в единое целое с озером Сайсары. Через возрожденные канал и озеро протянутся новые мосты, которые свяжут «Землю Олонхо» с другими районами Якутска.
ЧОРОНЫ И БУДУЩЕЕ
В этом проекте традиционная якутская посуда легла в основу композиционного решения центрального объекта «Земли Олонхо». Чороны и кытыйа трансформировались в архитектурные объемы. Но сначала архитекторы пролетали над просторами Якутии и были вдохновлены геометрией ландшафтов. Как они пишут, «стремление создать природную структуру в городской структуре заставило вспомнить о естественных законах фрактальной геометрии – примерно, как множатся круглые аласы на земле Саха, а реки смещают свои русла». Эти ассоциации наблюдаются в общем плане территории, которую архитекторы предлагают не только преобразить, но и осушить через создание русла нового канала. Меандрирующий канал будет окаймлять открытую площадку «Алаас». Появление искусственных холмов создаст «естественные» преграды, которые отделят пространство комплекса от городского окружения.
Три здания, словно наполненные благословенной белой пищей, представляют собой комплекс Международного Центра Олонхо. Они находятся в северной части территории и выглядят футуристичными арт-объектами, при этом напоминая о якутской идентичности. Здания объединены между собой переходами-мостами. Из музейного комплекса можно попасть в театральный, чей вестибюль выполняет роль зимней городской площади. Оттуда переход ведет в здание общественно-развлекательного комплекса, где находятся спортивные, развлекательные центры, магазины, кафе. Все три комплекса зданий представляют собой закрытую отапливаемую улицу протяженностью 0,5 км. Здесь рассредоточены три закрытые автостоянки вместимостью 850 автомобилей.
Не станем приводить все конструктивные детали этой архитектуры, которые имеют непростое решение. Скажем только, что концепция этого комплекса родилась из идеи чорона, как «прообраза архитектуры, призванного вместить национальную культуру во всем богатстве ее институций. Этот сакральный сосуд служит делу преображения души человека, так же как театры, музеи, лектории».
В организации пространства ключевую роль будут играть три площади. Главная площадь «Джесегея» предусмотрена у входа на территорию, на берегу озера Сайсары. Лучезарный Джесегей встречает посетителей комплекса и «словно от удара его копыт у воды формируется торжественная площадь», - пишут архитекторы. Самая большая площадь «Алаас» расположена в центре территории, и в ее сердцевине высится «Аал Луук Мас». По замыслу древо представляет собой цилиндрический медиаэкран. С помощью светодиодов, инсталлированных в его лаконичную кружевную конструкцию, можно будет демонстрировать различные изображения. Вершина Древа жизни, упираясь в небеса, может служить смотровой площадкой.
Еще одна площадь формируется у театрального, музейного и общественно-развлекательного комплексов. Площадь, как кумысное место Тюсюлгэ, куда спускается божья благодать илгэ.
Если северная часть метафорически связана с Ысыахом и обрядами, то южная часть – это кладовая и мастерская «Земли Олонхо». Здесь должны расположиться IT-парк, лаборатория Агробиотехнологий, гранильные мастерские, производственно-деловой центр «Кудай-Бахсы». Рядом предполагается строительство экспериментального жилого поселения. Кольцевые кварталы жилья напоминают древние протогорода Сибири – «центры ведического мировоззрения, неразрывно связанные с культом Солнца и всевышней соразмерностью космического бытия».
СОВСЕМ НЕ ДИКИЙ УРБАНИЗМ
Объединить идею национального культурного наследия с принципами «дикого урбанизма» предлагают авторы данного проекта. Эта идея присутствует и в других проектах, но здесь она озвучена, что вызывает вопрос – что такое «дикий урбанизм» и насколько применим он к национальному наследию?
Знакомство с концепцией комплекса вызывает желание заменить слово «дикий» на «прагматичный, упорядоченный, рациональный». Здесь нет ничего лишнего, и вместе с тем есть все необходимое, чтобы сказать «здесь сбалансированы традиции и инновации». Для авторов проекта это еще один основной посыл творчества. Прежде всего он проявляется в проектировании Международного Центра Олонхо.
Центральный объект находится в самом сердце территории и представляет собой большой купол, накрытый кристаллическим кубом. Купол урасы устремляется ввысь, а его вершина открыта небу благодаря круглому отверстию куба. Этот прозрачный объект похож на аквариум, движение в котором будут задавать видовые прогулочные площадки на верхних уровнях. Словно декорации в атриумном пространстве эти площадки напоминают о театральном действе, которое происходит под куполом Театра Олонхо. Под кристаллическими кубами меньших размеров разместятся другие театры. По мнению архитекторов «они формируют живой силуэт днем и захватывающий пейзаж с подсветкой в темное время».
Перед главным входом в МЦО разбита центральная площадь, а доступ к культурному центру открыт со всех сторон. Все основные офисные здания находятся вдоль улицы Автодорожной, что облегчает доступ к ним. Можно сказать, что это очень удобная и рациональная территория для молодых, активных людей, которые могут тут жить, работать, отдыхать. Здесь большое внимание уделено экспериментальным жилым поселениям, которые размещаются вдоль улиц Автодорожной и Инноваторов.
Участок, прилегающий к протоке Теплого озера с площадью, парком, набережной – это рекреация для отдыха. Авторы разработали карту с зонированием комплекса для велосипедных прогулок, бега, катания на роликах, лодках, катамаранах, для рыбалки, занятий йогой, теннисом, гольфом, проведения осуохая…
Архитекторы обещают, что комплекс соединит в себе характер естественности природы и элегантно развивающегося городского района.
ОТКРЫТОСТЬ НОВОМУ
Архитекторы этого консорциума соединили в своем проекте авангардное художественное решение с рациональным подходом. С одной стороны - парящие лепестки и крыловидные формы конструкций, с другой – их функциональная нагрузка. Как пишут авторы, «кровельные покрытия такой конструкции формируют воздушные потоки, которые зимой и летом в разных режимах способны установлению требуемых температурных условий в помещениях и минимизации затрат энергии».
Композиция всего комплекса образует круг и дуги, которые с высоты птичьего полета отражают на своих серебристых поверхностях солнечные лучи. Авторы проекта были вдохновлены темой восходящего солнца над «Землей Олонхо» и вся философия проекта родилась из этой идеи. Все ключевые архитектурные элементы и сакральное место «Тюсюлгэ» расположены в линию по оси восхода солнца. Отсутствие традиционных форм символов в архитектуре компенсируется этой идеей, которая присутствует в традиции проведения Ысыаха и укрепляет сакральную связь с солнцем.
Глаз, привыкший к домам-коробкам, открывает для себя совершенно новую архитектуру, язык которой несет много смыслов и информации. Но в первую очередь несет эмоции. Это чувство полета. Несмотря на то, что здания не устремляются ввысь, их серебристые лепестки и крылья напоминают о крыльях самолета. Здесь крыши-крылья наслаиваясь друг на друга, образуют сложное сооружение с закрытыми и открытыми пространствами, с прозрачной купольной крышей и геометрическими фигурами внутренних помещений. Все это составляет главный комплекс Международного Центра Олонхо, где под куполом находится Театр Олонхо, в геометрических объемах – театры, музеи, институт Олонхо.
В центре этого пространства находится Главная площадь, прямо с которой можно спуститься в музей льда и вечной мерзлоты. Парящие лепестки, накрывающие все это сооружение, поддерживаются высокими опорами, своей формой и расположением напоминающие зимний лес. Вокруг главного комплекса, как круги по воде, расходятся кровли офисов, конгресс-залов, гостиниц, кафе, ресторанов, магазинов.
Все эти здания имеют платформы, стоящие на опорах, и это обеспечивает свободный проезд под ними автотранспорта. Платформы зданий связаны между собой крытыми переходами. Авторы используют понятия устойчивого и социального дизайна. Понятия нового для нас, и призванного изменить наше отношение к городской среде. Предусмотрены «умные» системы, управляющие эксплуатационными параметрами зданий. Это не только уменьшит энергозатраты, но и позволит их использовать повторно. Ограждающие конструкции будут иметь максимально возможный показатель термической эффективности, а светопрозрачные конструкции - повышенную термическую сопротивляемость.
В южной части территории запроектированы IT-парк, центр Агробиотехнологий, производственно-деловой центр «Кудай-Бахсы», экспериментальные жилые помещения. Недалеко от входной зоны, расположенной на улице Автодорожной, предусмотрена скульптурная композиция «Аар-Багах». Она посвящена божеству Джесегею, чей образ будет спускаться с небес по восьмигранной 26-метровой стеле. По замыслу авторов эта композиция хорошо впишется в пространство и будет открыта для обзора с озера Сайсары и прилегающих районов.
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ
«Эта обетованная земля дождалась своего часа через реализацию проекта «Земля Олонхо», - пишут авторы этого проекта, где все должно быть проникнутом духом былых времен. Но прежде всего памятью о легендарных предках, каждый из которых оставил след на этой территории. С их имен начинают архитекторы осваивать это пространство, говоря о первом Ысыахе Элляй Боотура, о первопроходце Сарабай-тойоне и его жене Сайсары, о первом вожде саха Тыгын Дархане.
Можно догадаться, что здесь не будет «дикого урбанизма», как и не будет попытки сделать из «Земли Олонхо» якутского варианта глобализированного проекта. Авторы стремятся к созданию если не аутентичного, то уникального комплекса посредством современных материалов и технологий. В основе архитектурных объемов лежат шестигранные якутские юрты. Из этой формы архитекторы выводят шестигранную «сотовую» систему, которая «дает систему масштабирования, унифицирует проект, создает индустриальную ускоренную систему строительства».
Вторым вдохновившим аналогом стали Ленские столбы. «Их многогранные призмы вырастают в высотные здания, которые перетекают на основное крытое пешеходное пространство, внутри которого течет декоративно-символическая река Лена», - пишут архитекторы. Многогранные кристаллы-небоскребы поражают своими размерами и монументальностью.
Не менее монументально выглядит центральное здание – Мировое древо со смотровой площадкой «Бриллиант Олонхо». За этим образом скрывается здание бизнес-центра, чья структура как бы сконструирована из деталей «лего». Эта технологическая инновация использована и при проектировании главного комплекса территории Многофункционального Центра Олонхо. В проектировании шестикупольного храма архитекторы обратились к наследию художника М.Носова, известного своими этнографическими зарисовками якутских жилищ, культовых сооружений, утвари, одежды…Пышность и торжественность современного якутского храма подчеркивается преобладанием белого цвета. Под каждым куполом находятся объекты Международного Центра Олонхо, а самый высокий купол «Могол Ураса» принадлежит Театру Олонхо.
В основе организующего ядра главного обрядового пространства лежит идея мирового «Яйца мироздания», из которого рождается младенец – символ рождения народа саха. Эту идею воплотили архитекторы в проектировании территории вокруг МЦО. Перед храмом разбита площадь со скульптурой хомуса, с противоположной стороны – обрядовая зона «Алаас».
ОЛОНХО ПОД КУПОЛОМ
Страна вечного лета. Мифическая Страна олонхо, среди бескрайних просторов которой возвышается Мировое древо Аал Луук Мас. Мечта об этой стране вдохновила авторов проекта на идею города-здания - огромного крытого пространства протяженностью почти один километр. Практически вся территория «Земли Олонхо» будет застроена многофункциональным зданием, которое по своему смысловому, идейному, функциональному, инженерно-конструктивному содержанию поражает воображение.
Во-первых, идея такого здания позволяет избежать человеку извечной борьбы с холодом, жарой, ветрами и прочими климатическими факторами. Здесь все управляется с помощью новейших технологий и инженерной мысли. Благодаря таким домам-городам, где все располагается компактно, человек не наступает на природу, не нарушает ее баланса.
Во- вторых, такой многофункциональный комплекс позволяет компактно разместить в небольшом пространстве жилые дома, социальные, культурные, торговые, офисные помещения. По мнению авторов проекта, это очень экономично с точки зрения энергозатрат, расходов на строительство. Но самое главное – северный человек 365 дней живет в комфортном климате, где температура в закрытых общественных пространствах-улицах не опускается ниже +5.
В-третьих, все крытое пространство превращается в общественную зону для взаимодействия, общения, творческих инициатив. Достаточно взглянуть на организацию этого здания, чтобы почувствовать импульс к творчеству.
Центральным объектом комплекса несомненно является «Река времени» - водный канал, по которому могут курсировать прогулочные виды транспорта. Идея канала родилась из необходимости связать между собой различные зоны «Земли Олонхо», сделать их доступными. Это с одной стороны, а с другой – огромное закрытое помещение должно быть наполнено разнообразным искусственным ландшафтом, который компенсирует отсутствие естественных пейзажей. Поэтому «река» протекает мимо тропического сада, вдоль всех фойе с панорамными видами на озеро Сайсары, мимо театров, ресторанов, кафе...
Если взглянуть на этот крытый город, то по периметру всего здания находятся жилые корпуса с встроенными детскими учреждениями, спортзалами и офисными помещениями. Корпуса имеют переменную этажность из-за наклонных стен здания. А зеленые наклонные стены-кровли со сверкающим остеклением атриумов формируют «горные хребты» вокруг «Долины Олонхо». «Нереально», – подумает пессимистичный читатель. А обитатель этого дома навсегда будет избавлен от подобного пессимизма, и заряжен творческой энергией пространства. Поднявшись на зеленую кровлю «Долину Олонхо» он может спуститься к набережной Сайсары (кровля террасами спускается вниз) или созерцать озеро с высоты, находясь рядом с Могол Урасой и традиционными якутскими постройками.
Конечно, планировка комплекса не позволяет подняться на кровлю из свой квартиры. Здесь все зоны имеют свои функции, но при этом связаны между собой пешеходными «улицами», прозрачными лифтами, эскалаторами. И если обитатель этого комплекса живет и работает здесь, то после рабочего дня он может, не выходя на мороз или жару, попасть в кинотеатр, кафе или музей. Обрядовый и научно-музейный этнографический комплекс находится на первом этаже в самой северной части. Рядом расположены НИИ Олонхо, НЦЦ «Циркумполярной цивилизации» АГИИК. Архитекторы называют эту часть «головой» здания – смысловым содержанием значительно более крупного жилого многофункционального объекта.
На втором этаже запроектированы торговый пассаж, торговый центр «Кудай-Бахсы», мультиплекс, залы кинотеатра «Дома студента» с помещениями для «Фильмодеревни», детский развлекательно-игровой комплекс. На третьем этаже запроектировано самое обширное озелененное пространство – универсальный выставочно-рекреационный зал. Здесь вдоль водопадов и зелени, фойе и ресторанов течет «Река времени». Часть столиков ресторана может размещаться на плотах, плывущих по «реке». Неудивительно, что это самое красивое пространство отведено для театрально-культурного центра «Олонхо». Здесь разместится Театр Олонхо с купольным залом и трансформирующимися стенами, которые позволят включать окружающее пространство в действо. Сцена может подниматься на уровень озелененной кровли «Алаас» и оказываться под открытым небом.
Не менее футуристические возможности будут в пространстве Саха театра. Сценическая коробка театра имеет возможность использовать панораму озера Сайсары в качестве декорации. Механика позволяет раскрыть заднюю стену сцены и открыть вид на озеро. Тема воды присутствует уже на подступах к театру, где организован мост через «Реку времени» для входа в театр.
На восьми этажах здания расположится офисно-производственный центр «Кудай-Бахсы». Он имеет отдельный вход со стороны улицы Дежнева и протоки Теплого озера.
Символом не только «Земли Олонхо», но и всего города претендует стать «Аал Луук Мас» - 35-этажное здание гостинично-делового центра. Это зеркально-стеклянное «дерево» поднимется на высоту 125 метров и будет отражать на своей поверхности солнце или светиться светом собственных помещений. Сооружение имеет сложную инженерную конструкцию, в котором монолитный цилиндр здания заполнен лестницами, лифтами, инженерными коммуникациями. Двенадцать дополнительных несущих стен радиально отходят от этого центрального цилиндра. Внутри «дерева» имеется сквозное пространство между этажами, которое образует пятиэтажный атриум. На лифте можно подняться на самый высокий уровень комплекса и попасть в парк, разбитый на ажурной платформе этого сооружения. Здесь в зеркальных кронах дерева отражаются живые деревья, растущие под самым небом.
АРХИТЕКТУРА В РИТМЕ ОЛОНХО
Этот проект отличается наиболее яркой визуализацией олонхо. В концепции авторы дают детальную расшифровку смыслов, которые отражаются в архитектурных элементах и деталях. Глаз непрофессионала охватывает весь комплекс и видит единый орнамент архитектурного прочтения олонхо. Можно предположить, что авторам удалось сохранить баланс между современностью и традицией, этникой.
Уже при входе на территорию комплекса, который находится в южной части, можно почувствовать себя если не гостем Ысыаха, то участником проекта под названием «Эпическое сказание». Символические ворота обозначены геометрическими композициями, имитирующими коновязь. Оставив виртуального коня, можно пуститься в путешествие по протяженной крытой улице, освещенной лентой «Путь Элляй Боотура». Один из легендарных прародителей саха не имеет пока памятника в Якутске, но этот проект дает возможность увековечить его имя в стекле, камне и металле. Остекленная лента служит естественным освещением для крытой улицы, на которой находятся все объекты Многофункционального центра - кинотеатры, кафе, рестораны, магазины, выставочный зал, музей, развлекательный центр, каток, бассейн. Пешеходное пространство разнообразят фонтаны, озеленение, малые архитектурные формы, скульптура, а под ним расположена автопарковка.
Было бы странно, если бы «Путь Элляй Боотура» завершился походом в кино и покупками. Такая громкая и многообещающая заявка должна иметь соответствующее наполнение. Поэтому путь отмечен символическим холмом-курганом, на возвышенности которой «растет» Мировое древо «Аал Луук Мас». В этом месте остекленная лента поднимается волной, и снаружи это вызывает ассоциации со свежестью морского прибоя. Видимо, из-за того, что вся композиция выполнена из бело-лазурных материалов. Мировое древо представляет собой башню с вмонтированным в нее кольцом, выполняющим функции колеса обозрения. По замыслу авторов в любое время года можно кататься на этом колесе, где все призвано напоминать о существовании Верхнего мира. Здесь крона «Аал Луук Мас» устроена в виде трех стеклянных дисков, главный из которых является крытой смотровой площадкой. Ажурная решетка ее остекления отражает на себе крутящееся колесо, создавая подвижный рисунок.
Логически все это должно подводить посетителя к главной цели – встрече с олонхо. Знаки и символы его скрыты в «кроне Древа» и видны издалека. Как пишут авторы, с далеких расстояний кольцо со стеклянным диском выглядит перекрещенным «окном в небо». Случайно это получилось или создавалось намеренно, приходится догадываться. Но именно этот знак является символом Театра Олонхо. Теперь у театра может появиться свое «устройство со связью с космосом», как это случилось с Саха театром. Именно так трактуется архитектурная деталь на крыше театра Андреем Борисовым.
«Путь Элляй Боотура» или ось комплекса завершается Международным Центром Олонхо. Это ключевой элемент всего орнамента и кульминация сказания, в которой действо набирает высоту. Как олонхосут завораживает слушателя красочной описательностью действа, так и архитекторы следуя этим законам, не пожалели средств и красок для главного объекта. «Эмоциональное восприятие облика здания базируется на ритмической организации его поверхности, созвучной энергетике ритмического пения олонхосута», - пишут архитекторы. Строгий зубчатый орнамент у основания здания отсылает к поясным узорам чорона, но на этом сходство с чороном заканчивается, поскольку здание трансформирует в себе несколько символов якутской культуры. Это может быть и кубок, и головной убор, но в первую очередь это Могол Ураса.
Круг, лежащий в основании этих предметов, задает остальное пространство, которое авторы называют алаасом. Бело-каменный «алаас» окружен «горными хребтами», которые в многообразии встречаются почти во всех проектах. Фишка этих «хребтов» в наскальных рисунках. Элемент столь любимый якутскими художниками на перфорированных поверхностях гигантских «хребтов» похож на кадры «древнего черно-белого кино». Могол Ураса имеет пространственную оболочку в виде ажурной металлической решетки. Это своеобразная «картина фасада», которая может меняться в зависимости от подсветки и солнечного света. По замыслу авторов этот фасад является «визуальным выражением искусства Театра Олонхо».
Искушенные в олонхо смогут по-своему трактовать элементы Могол Урасы и увидеть то, чего не видят другие. Архитекторы обозначили главную точку купола - красное навершие, сравнив его с навершием головного убора, символизирующем связь с высшими божествами. Это еще и теменная часть, через которую входит «кут» (душа) ребенка. Столь сильное место должно иметь соответствующее наполнение. Здесь разместятся Театр Олонхо, НИИ Олонхо СВФУ, НИЦ «Циркумполярной цивилизации» АГИИК, телестудия. Надо полагать, что под самым куполом будет находиться зал Театра Олонхо. Его сцену будет прорезать «ось мироздания», которая метафорически проходит через верхнее отверстие урасы.
На восточной территории комплекса запроектированы ландшафтная зона Алаас. Далее к югу следуют экспериментальное жилое поселение, офисные, производственные здания, Технопарк «Якутия».
ПОРТАЛ В НОВЫЙ МИР
Говорят, что в изобразительном искусстве есть жанр научного искусства. На недавнем биеналле в Якутске венесуэльский художник представил инсталляцию, которая отражала его исследовательский интерес к древним связям между саха и индейцами. Проект этой группы можно назвать научно-исследовательской архитектурой, в которой каждый элемент, каждая деталь требует авторской расшифровки.
Здесь не обойтись формальным описанием и ахнуть от вида огромного золотого солнца или красочной мозаики на площади. Потому что сразу же возникнут вопросы – зачем солнечный диск на озере? Зачем островки с шатрами? Этот проект выбивается из общего ряда своей глубокой смысловой нагрузкой и задачами, которые в современной архитектуре давно утрачены. Но авторы проекта считают, что эти утраченные смыслы должны реализоваться в комплексе «Земля Олонхо».
Мы привыкли к тому, что наше озеро Сайсары как бы живет двойной жизнью – в нашем сознании оно окутано легендой о прародителе саха Элляе, о старухе Сайсары, а в реальной жизни оно терпит экологическое бедствие. Легенды перестали быть живыми, затвердели и окуклились в мертвом панцире, как заросло камышом озеро. Почему-то недостаточно оказалось у легенд животворной силы, чтобы заставить нас предпринять действия хотя бы для спасения озера, не говоря уже о возрождении на нем культурно-исторических памятников.
Нам предлагают оживить легенды, не прибегая к буквальным историческим пересказам. Сделать это через универсальные вещи – через космогонические представления, которые применялись в архитектуре древних и средневековых городов. Авторы проекта давно работают в этом направлении, и в разработке концепции консультировались с шаманами, исследователями тюркской истории, якутскими учеными, использовали данные Махариши центра и опыт голландского архитектора Айне Хартмана с его взглядами на миропредставления древних ариев. «Градостроительные композиции оказывают прямое воздействие на развитие и жизнь всей страны. Форма излучает и резонирует определенные волны, которые приводят к изменению ауры всего ареала этноса, принося здоровье, расцвет и победы или болезни, несчастья, катастрофы», - таковы выводы архитекторов, изучавших это наследие.
Сооружения этого проекта не вписываются в контекст современной глобализированной архитектуры, отражающей наши сегодняшние представление об эстетике и комфорте. И надо сказать, что глобальный опыт трансформируется с наших условиях не в самом лучшем виде. Авторы идеи предлагают нам воссоздать опыт первых шагов новых, молодых этносов в архитектуре, «ибо именно с первых шагов начинается этногенез».
Первым шагом может стать создание «Золотого солнца» - ключевого объекта «Земли Олонхо». По мнению архитекторов, в идее проекта наиболее сакральным местом является озеро Сайсары: «Здесь остановились предки саха, их дух присутствует здесь, воздействуя на огромные пространства». Стальной каркас из треугольных элементов, шириной 17 метров, высотой 18 этажей, отделанный трехслойной стеклянной оболочкой, с порталом в центре – это не просто здание, это материализация нашей космогонии, которую архитекторы открыли для себя на Ысыахе.
Они видели, как люди встречали солнце, воздевали к нему руки, чтобы получить космическую энергию. В этой живой традиции они почувствовали огромный потенциал для воссоздания сакральной архитектуры. Иначе не назовешь это «Золотое солнце» в центре озера, от круглого основания которого крестом расходятся на север-юг и восток-запад пунктирные линии по воде. Они символически закрепляют этот знак космической вертикали не только в пространстве комплекса, но и во всей Якутии. Портал, оставленный в центре диска – это пространство свободной мысли, слишком многозначный символ, который каждый волен интерпретировать по-своему. «Здесь проходят лучи Солнца и Луны, создавая мистические связи между нашей стороной диска и задисковым Миром», - пишут авторы. Это уже для особо одаренных, а для многих из нас этот портал - вход в пространство новых знаний.
Слишком много нового, неизвестного скрывает в себе это сооружение, которое является не только самой северной точкой, но и «самой высокой по рангу для всей территории комплекса и является ее «axis mundi» (Мировой осью, Полярной Звездой), через которую космические энергии (знания) проходят в наш мир». Вслед за этим хочется сказать, что видимо наш мир устал от излишнего материализма, рационализма, как и устал от хаоса, в который мир катится. Миру нужна гармония высшего порядка, и обращение архитекторов к знаниям древних вполне объяснимо.
Но сегодня мы ушли от этого очень далеко, поэтому нам сложно понять архитектуру, в которой каждая деталь и ее пространственное расположение связаны с привлечением Космических и Земных сил. Именно так решена вся внутренняя структура «Золотого Солнца», где есть устройство, использующее силы воды озера и созданное по принципам древних суфийских ханака, готических соборов, композиций мандал, буддийских ступ и пагод. Эти универсальные принципы работают для жаждущих получить озарение, исцеление, решение проблемы. Не останавливаясь на подробном описании устройства, скажем, что все 18 этажей здания Диска соотносятся с определенным уровнем и состоянием энергии, протекающими от этого устройства.
Каждый уровень этажа имеет свою иерархию потоков, которые воздействуют на людей, приводят к состояниям озарения, раскрытию внутренних возможностей, снятию напряжения. Все научные, учебные, творческие институты, медицинские центры авторы размещают в этом здании. Конечно, тут возникают вопросы насчет функционального назначения «Золотого Солнца» - культовое это здание или светское? Можно допустить, что это экспериментальный объект, в котором соединяется опыт древних и современных людей, жаждущих новых духовных знаний. Путь к «Золотому Солнцу» лежит через треугольный мыс на озере, где планируется разместить медитационные центры. Как пишут авторы, их формы, материалы и принципы освящения создаются с участием шаманов и других представителей жречества.
Насыщенность этого проекта информацией далеко не утилитарного порядка тревожит наш разум напоминаниями о душах предков, которые символически обитают в девяти Могол-Ураса. Эти ураса будут возвышаться на «горных хребтах», окаймляющих главную площадь территории. Не будем раскрывать все подробности идеи, а скажем, что этот проект интересен во всех смыслах, но в первую очередь - своей провокационностью. Всей своей архитектурой он заставляет нас почувствовать себя иными - не вступить в глобальное сообщество, а выйти из этого ряда. Для чего и зачем? Вот в чем вопрос. Авторы идеи убеждены в том, что этногенез новых, молодых этносов начинается с первых шагов в архитектуре. А у «Земля Олонхо» есть возможность сделать эти шаги и строиться так, как создавались первые города, которые принесли своим народам процветание.