Буквально на днях вновь пришедший к власти Егор Борисов подписал указ о создании открытого правительства. В череде нескончаемой перетасовки вип-персон это сообщение осталось незамеченным. Но на наш взгляд, в республике уже давно и прочно создается целая система. Называется она -- «громоотвод от власти».
Истоки зарождения этой системы начались давно, когда тогда еще президент республики Егор Афанасьевич начал создавать Общественную палату. Этот типа общественный орган наполнили в основном подвластные люди, которые, если говорить откровенно, и по сей день занимаются тем же, чем и народные депутаты – сплошным одобрямсом.
Зато какой козырь появился у Егора Борисова и его подчиненных в разговоре с людьми! Граждане дорогие, у нас же теперь есть Общественная палата, обращайтесь туда, говорите смело, ратуйте, призывайте…
Видимо, эта риторика настолько понравилась команде власти, что ее решили развивать и углублять.
И тогда начали внедрять практику Общественных советов при главах муниципальных образований, расширили по своему составу Общественную палату, начали на каждом углу говорить об общественном контроле… и в конце концов приняли республиканский закон «Об Общественном контроле в РС (Я)».
Поначалу, как это обычно у нас бывает, Ил Тумэн решил быстренько принять закон и закончить на этом. Ну еще бы! Установка от начальства пошла, надо срочно выполнять.
Но тут, как назло, вмешались сами общественники. В частности, набирающий общественный вес журналист и блогер Виталий Обедин. По его словам, он разработал свой вариант проекта закона, вошел в инициативную группу депутатов под руководством вице-спикера Ил Тумэна Ольги Макиенко, при активном участии депутатов Алексея Еремеева, Владимира Федорова и других.
В итоге закон весной приняли. Виталий Обедин написал хвалебную широкомасштабную статью в газете «Якутск вечерний», фактически рекламирующую этот закон.
Народ на форумах и блогах отреагировал более чем сдержанно, посоветовав Виталию начать с его соавторов: Макиенко и Еремеева, которые засветились в скандалах с бюджетными средствами, Федорова, стрелявшего по детям, и т.д. Смешно, кстати, было в то время читать, как эти господа ратовали за закон «Об общественном контроле», ведь, извините, когда рыло в пушку, надо сидеть тихо. А не вылезать с такими заявлениями, типа «Еремеев призывает граждан контролировать власть». Что называется -- и смех, и грех.
Но самое главное, что отмечали читатели, этот закон при всей его общественной значимости, увы, нежизнеспособен. Почему? Да потому что помимо права настаивать на проверках, экспертизах и тому подобном, у участников движения общественного контроля больше ничего нет. Иными словами, хочешь ты, к примеру, исследовать какую-нибудь контору, ты можешь задаться вопросом, но никто не обязан тебе на него отвечать. Все. Точка. А к чему тогда вообще все общественные потуги?
Этот тезис на последнем пленарном заседании Ил Тумэна подтвердил представитель прокуратуры. Дело в том, что прокуратура внесла протест на этот самый закон «Об общественном контроле», где по-русски объяснила депутатам, что нет такого в федеральном законодательстве – «субъекты общественного контроля вправе обращаться за содействием в осуществлении общественного контроля в органы прокуратуры». Это содействие, опять же в соответствии с федеральным законодательством, к полномочиям прокуратуры не отнесено. И так далее, и тому подобное. В итоге, депутаты послушно проголосовали за принятие протеста. Против прокурора не попрешь.
В общем, позиция прокуратуры стала ясна, как день – убирайте из этого закона все, что с потолка напридумывали. Вне закона это.
Кстати, та же газета «Якутск вечерний», отстаивая права детей и добиваясь открытия реабилитационного центра вместо правительственной резиденции, отнюдь не обращалась к закону об общественном контроле, а уповала лишь на прокуратуру и в итоге добилась своего.
И с чем остались наши общественники в итоге? Со своим Правом. Вот только это право у них было и до появления закона «Об общественном контроле». Было, есть и будет – отстаивать свои права, обращаясь в прокуратуру, контролирующие организации, суд и так далее. И никакие «с потолка придуманные законы» для этого не нужны. Каждый, кто хочет проконтролировать кого-то или что-то может сделать это запросто, без всяких законов об общественном контроле.
Но закон уже принят. Отменять его как-то не комильфо. Более того – людям предлагается контролировать ход подготовки к зиме (!), качество медицинских и образовательных услуг. А теперь на нас сваливается еще и открытое правительство. Ну открытые все стали донельзя, до невозможности.
Но почему-то не верится, что все это хоть как-то отразится на жизни граждан. Все будет ровно точно также, как и до появления Общественной палаты, общественных советов и закона об общественном контроле. Власть сама по себе – люди сами по себе.
А вся эта «общественная суета», «лжеконтроль» лишь… для отвода глаз. Точнее -- громоотвод от власти. Чтобы, случись чего, всегда готов был ответ: «ну, вы же могли сами все проконтролировать», «ну, у вас же есть общественный совет, что ж вы не обратили внимание, что ЖКХ-службы не подготовили район к зиме»…
Одним словом, сами виноваты во всем. Контролировать же надо было!
Сергей ИВАНОВ.
P.S. Тренд привлечения общественности ко всему и вся набирает обороты по всей стране. Вот только не все «держат нос по ветру», перенимая «передовой опыт» сразу, не вникая ни во что и не разбираясь и руководствуясь только одним принципом – главное, перед Кремлем выслужиться. Есть и другие лидеры, которые имеют свое мнение. Вот, например, глава Татарстана Рустам Минниханов. Как на него не давили, от наименования своей должности «президент», он не отказался. А наш Егор Борисов одним из первых побежал, аж вприпрыжку…