Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2014 » Алтынньы » 14 » Восстание Дженника 1681-82 г. против колониального режима.
Восстание Дженника 1681-82 г. против колониального режима.
22:34
Восстание Дженника 1681-82 г. против колониального режима.

1682 г. - Я знаю  http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3418943&f=149
Да, верно, 332 года назад, в эти дни, было вооруженное антирусское выступление кангаласских якутов под предводительством родоначальника Джеллика. Воевода несколько раз отражал нападение мятежников. Узнав, что повстанцы снова собираются недалеко от Якутска, в октябре 1682 г. воевода Иван Приклонский внезапно напал на них и разбил их. Действительно, много мятежников было убито и казнено. Джеллика захватили в плен, вскоре он умер в плену. Остатки якутов бежали на Вилюй.
В конце 1682 г. Якутский Спасский монастырь основал на том самом месте, где были разбиты взбунтовавшиеся кангаласские якуты, своё отделение – Покровскую пустынь. Там был построен небольшой деревянный монастырь. После упразднения того монастыря на его месте несколько русских семей образовали маленькое селение, назвав его Покровским (ныне – г. Покровск). 
Хаһан мэҥэ таас турар. - Айтал71
14.10.2014 (22:04) (46.48.242.116)
Восстание Дженника 1681-82 г. против колониального режима.
Цитата:
Лишь в дореволюционных изданиях сохранилось упоминание об этом мощном выступлении якутского народа против колониального режима, установленного царской администрацией над народами Сибири. Архивных источников об этом событии до нашего времени не сохранилось. Фольклорные источники тоже смутно упоминают о данном мятеже. Колониальный режим царской России в Сибири мало чем отличался от политики европейских колонизаторов в отношении коренных народов Америки, Африки, Австралии и Азии. По этой причине он выдвинул смелых борцов за права коренного населения против произвола колониальных чиновников, за свободу родного народа от ига ясачных сборщиков.

Матвей Кровков желая вознаградить себя за военную службу, стал ревностно собирать ясак: «С прошлого со 192 г., с приезду генерала и воеводы Матвея Кровкова, приезжают к нам холопем вашим в ясачные волости ясачные сборщики многолюдством, человек по 14 и 15, и ездят в году по трижды и по четырежды.

Да к нам холопям вашим приезжают в волости служилые люди для выбою с ясаком в город, и по ярлыкам подъячие и денщикп, нас, холопей ваших, и родников наших грабят и разоряют и берут на себя соболи и лисицы добрые, и скот и шубы наши якутцкие и санаяки и торбосы и малахаи и поясы бисерные и котлы и топоры и ножи и пешни и пальмы и седла и узды. А у кого у нужных (бедных) людей в посул взять нечево, и у тех берут жен и дочерей и держат себе в холопстве и блуд с ними творят.

А как ясачным сборщикам приносим в ясак соболи и лисицы в волостях, и они ясачные сборщики тех соболей и лисиц в вашу великих государей казну в ясак не кладут, берут себе в посул, а ясак пишут на нас холопей ваших в доимку, и от того их грабежу мы холопи ваши разорились без остатка…». «Да якутцкие ж ясатчики берут с нас лошадьми добрыми и рогатым скотом, а тот скот выбирают своими руками доброй жирной, а коров выбирают стельных, а не яловых.

А как они ясатчики ездят по улусам, и тех битых иноземцев вяжут на аркан человеков по 10 друг за друга и за собою водят… А мучат нашу братью в улусах и разоряют не за государев ясак, за свою взятку, чтоб им выбрать воеводцкие посулы. А приезжают они ясачные сборщики в год по трижды по 14 и 15 человек, и делят меж себя того грабленого скота по жеребьям» (Токарев, 1940, с. 69).

В 1681 г. при воеводе Приклонском началось строительство нового города Якутска. Город строился на бывшей территории кангаласских якутов, от них почти отбирался вся долина Туймаада. Именно тогда произошла восстание кангаласцев под предводительством родоначальника Дженника (или Джеллика). Воевода Приклонский несколько раз отражал нападение якутов на Якутскую крепость. В конце сентября 1682 г. узнав, что мятежники вновь собираются недалеко от города, воевода И.Приклонский внезапно напал на них и разбил кангаласское ополчение. Остатки якутов бежали на Вилюй (Калашников, 2000, с. 53).

Согласно Дионео, при воеводе Приклонском, 27 сентября 1682 г., якуты сделали последнюю попытку к восстанию. К ним пристали раскольники и несколько казаков, женатых на якутках. Восстание по его словам, кончилось полным поражением инсургентов. В Якутской крепости, имелся особый застенок, где с утра до поздней ночи заплечные мастера были завалены сплошной работой. Вождь Дженник, родоначальник Кангаласского улуса, был взят раненым в плен и отправлен в Якутск, где и умер в застенке. С него содрали кожу с живого и в нее обернули младенца, которого родила жена Дженника, когда ее подняли на дыбу. Остатки разбитых якутов бежали на Вилюй, на Яну, на Колыму и заселили эти места (Дионео, 1895, с. 231-232).
Дионео слышал в якутской юрте на далекой Колыме олонхо – эпическое произведение про страшную смерть Дженника. Сказитель подробно рассказывал про ужасную операцию сдирания кожи, о том какие ножи при этом применялись, какую муку героически перенес казненный мученик. На нарах – оронах сидели бледные от страха якуты и боялись проронить хоть одно слово (Дионео, 1895, с. 233).

Описание дьявола в олонхо по мнению В.Л.Серошевского, напоминает русского. Не зря же аборигены Сибири тунгусы называли русских лоча – «чучело», «пугало», «***» (Серошевский, 1993, с. 240). Таким образом, олонхо иносказательно рассказывает про героическую борьбу порабощенного царскими чиновниками народа с колониальными чиновниками и служилыми людьми.

По данным П.П.Явловского, вождь-родоначальник Западно-Кангаласского улуса Дженник был привезен в начале октября 1681 г. Он был ранен и взят в плен русскими в сражении 27 сентября около нынешнего Покровского селения, верстах 60 от Якутска. Под его предводительством якуты сделали последнюю попытку свергнуть ненавистное им русское иго, но потерпели сокрушительное поражение и подверглись целому ряду лютых казней.

Эту победу русские, по преданию, отпраздновали в день Покрова Святой Богородицы и на месте победы воздвигли большой деревянный крест с соответствующей надписью (Явловский, 2002, с. 54). Г.А.Попов уточняет, что сражение между якутами Кангаласских родов под предводительством Дженика и русскими произошла 27 сентября 1681 г. около нынешнего села Покровского. Русские в день Покрова (1 октября) на месте сражения поставили большой деревянный крест (Попов, 2005, с. 183).

По преданию, услышанному В.Л.Серошевским, Тыгын возглавлял восстание, и погиб в сражении с русскими у села Покровское в 1682 году. В.Л.Серошевский справедливо замечает, что Тыгыном здесь упомянут «кангаласский родоначальник Дженник» (Серошевский, 1993, с. 451). Слово Дьэллик на якутском языке означает бродяга. Однако здесь Дьэллик назван родоначальником? Может он был внебрачным или обедневшим потомком знаменитых Тыгынидов? Следовательно, он мог быть потомком легендарного Тыгына и вероятно в глазах восставших якутов выглядел как собственный владыка.

С.А.Токарев упоминает, что сохранилось предание о последнем восстании якутов в 1681/1682 г. В движении кангаласцев под руководством Дженника будто бы принимали участие некоторые русские казаки и ссыльные старообрядцы – угнетенные слои русского населения. Но сведения об этом восстании имеются только в фольклоре, по его словам в документах о нем нет никаких сведений.

Поэтому о нем нельзя с уверенностью говорить (Токарев, 1940, с. 102). Потомки местных казаков, по матери полуякуты и раскольники давно воспринимали Якутию за свою родину, и видимо им было непонятно, зачем они должны отправлять весь добытый ясак в далекую Москву.

Поэтому в их участии в этом восстании можно увидеть братство народов, желание жить на своей родине, а не далекой колонии далекой золотоглавой Москвы, куда утекали все богатства пушного края. В их глазах Дьэллик выглядел, несомненно, как выдвинутый ими Владыка края вместо царского воеводы. Здесь мы видим аналогию с самозванцами в Москве. Казаки выдвигали собственного Предводителя, который мог бы защищать именно их интересы, а не царских воевод, лихоимство которых была нестерпимой.

Таким образом, есть известия, что к восставшим присоединились некоторые русские казаки и раскольники. Они несколько раз приступали к Якутску, намереваясь захватить его. Приклонский быстро собрав верных ему людей, захватил инициативу, выведя их в лагерь расположения восставших, внезапно напал на них и разбил в ночь на 27 сентября. Раненый Дженник и главные мятежники были приведены в Якутск, где некоторые из них были казнены, а Дженник умер от ран. Наступили своеобразные торжества и «в память и в благодарность богу за дарованную победу». Якутский Спасский монастырь на том самом месте, где разбитые восставшие, основал свое отделение – пустынь, назвал ее Покровской (Софронов, 1993, с. 35).

Согласно Дионео, якуты появились на Колыме спасаясь после разгрома, последовавшего за усмирением восстания Дженника (XVII в.). На берегах Колымы беглецам пришлось взяться за орудия из мамонтовой кости и камней (Дионео, 1895, с. 49). Так огромные просторы Якутии заселялись ссыльным и беглым интернациональным восставшим людом. Туда отправляли участников польско-украинских, башкирско-татарских восстаний, сами казаки были потомками болотниковцев и стрелецких восстаний. Все они смешивались с местным тунгусским и юкагирским населением, имевшего богатый опыт выступлений против ясачного ига. Весь этот народ принимал богатый якутский язык и культуру, который принесли с собой участники якутских восстаний XVII в.

Так якутский народ, как и все народы царской России стонавший под игом колониальных чиновников выдвинул своего смелого борца против тирании, поднявшего знамя борьбы с колониальным гнетом. По всей России вставали все новые смелые борцы против феодального гнета, и скоро от их ударов защатается царский трон и падет Тирания навсегда! Имя Джеллика как смелого борца за свободу народа встанет в один ряд с именами Степана Разина, Салавата Юлаева, Шамиля, Кенесары Касымова. Тем более удивительно, что в Якутске и даже в Покровске до сих пор нет улицы с его именем.
 
 
Category: История, философия | Views: 3155 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2014  »
БнОпСэЧпБтСбБс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 5
Ыалдьыттар (гостей): 5
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024