Main » 2014»Алтынньы»15 » Виктория Габышева: «КТО ВИНОВАТ?» и «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Виктория Габышева: «КТО ВИНОВАТ?» и «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
10:16
Виктория Габышева: «КТО ВИНОВАТ?» и «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
ИА SakhaLife15 октября, 09:14
Северный завоз на реке Яна сорван
Издревле «царь и венец природы» был жалок и беспомощен перед погодными условиями и разбушевавшимися стихиями, потому жизнь в Арктических улусах всегда была вечным преодолением и противостоянием. Советский государственный и партийный деятель Алексей КОСЫГИН, посетивший Нижнеянский район в 70-х годах прошлого столетия, говорят, сказал, что люди здесь заслуживают орденов и медалей только за то, что живут в таких суровых условиях. С тех пор изменилось многое, но по-прежнему люди со страхом ждут предстоящей зимы, не зная, что их может ожидать, и по-прежнему жизнь арктических улусов напрямую зависит от Северного завоза.
Срыв навигации в прошлом году на реке Индигирка хорошо проиллюстрировал то, что может случиться, если в арктическую зону вовремя не завести топливные и продовольственные ресурсы. Чрезвычайная ситуация стала угрозой жизни для многих и многих наших соотечественников. Но почему в век инноваций, новых технологий, мы никак не можем избежать того, чего не было во времена пятилеток и социалистических соревнований?
Причина срыва северного завоза на Индигирке связана с тем, что мощный земснаряд «Анабар», принадлежащий ФГУ «Ленскому государственному бассейновому управлению путей и судоходства», был направлен «на заработки» в Сахалин, где, увы, приказал долго жить. Другого землеройного агрегата для углубления дна практически нет, а реки мелеют. Пока в ФГУ надеялись на «кабы» и «авось», суда встали и вмерзли в лед, не довезя необходимое до северных поселков.
Можно долго рассуждать об обмелении рек и странностях природы, но, если бы «ЛГБУ» не послало «Анабар» куда подальше, если бы вовремя забило тревогу и изменило ситуацию, а не ждало, пока клюнет жареный петух, не пришлось бы позже оправдываться и чесать репу. Итак, что бы ни говорили эксперты, виной всему - человеческий фактор. Чье-то неумное решение и нежелание или невозможность понять, к чему это может привести. Иначе – преступная халатность.
Навигация – 2014 на реке Яна, в Год Арктики, который, как писали в ЯСИА, «будет наполнен большим количеством событий и дел, а также призван существенно повлиять на экономическую и социальную ситуацию на северной территории крупнейшего субъекта Российской Федерации», - провалилась. И вновь возникают извечные глобальные российские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» Единый оператор оказался пустышкой
Может, виновато ОАО «Янское речное пароходство»? Не справились с государственным заданием, сорвали северный завоз?
Константин ПОПОВ, конкурсный управляющий:
- ОАО «Янское речное пароходство» задолжало «Саханефтегазсбыту» и налоговой инспекции. По решению Арбитражного суда в декабре 2013 года в отношении ЯРП была введена процедура банкротства, я назначен конкурсным управляющим.
Ситуация возникла из-за низких планово-убыточных расценок; ЯРП не может диктовать свои цены, поскольку возит государственные, некоммерческие грузы трех своих основных заказчиков: ГУП ЖКХ, энергетиков и «Саханефтегазсбыта». Для спасения предприятия, обслуживающего три арктических района, можно было взять кредит, закрыть задолженность по налогам, произвести деструктуризацию долга с другим кредитором, и остаться на плаву в буквальном и переносном смыслах. Подобная схема уже была апробирована в ситуации с ЛОРПом, но правительство на этот шаг не пошло.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Семен ВИНОКУРОВ спросил меня, возможна ли при конкурсном производстве навигация Янского речного пароходства, и я ответил, что возможна, как и в последующих 2014 и в 2015 годах.
Стоит сказать, что по закону лица, не участвующие в деле о банкротстве, не должны вмешиваться, давать распоряжения и указания, словом, так, или иначе, навязывать свою волю. В данном же случае мне постоянно пришлось отбиваться от различного рода «указивок» и настоятельных «рекомендаций».
Так, в конце 2013 года министр Винокуров указал, чтобы я уволил Валерия СОМОВА, бессменного генерального директора Янского речного пароходства, который за время своей работы в ЯРП с 1980 года, не сорвал ни одну навигацию. Министр рекомендовал мне наделить полномочиями главного Игоря СЕМЕНЮК, бывшего зама по экономике и финансам, за которым водились нехорошие «грешки». Я знал о его амбициях, но не собирался наделять полномочиями. Семенюк уволился, впоследствии всплыв в ОАО «Единой Саха (Якутской) Транспортной Компании» в качестве заместителя генерального директора.
В 2013 году в состоянии банкротства Янское речное пароходство прошло навигацию лучше всех, даже перевыполнив план по Северному завозу. Надо сказать, что перевозки производились на 28 судовых единицах, 20 из которых были собственностью АКБ «Алмазэргиэнбанк», на праве управления ОАО «ЯРП».
21 января 2014 года на совещании об организации навигации, при заместителе председателя правительства Анатолии СКРЫБЫКИНЕ, было вынесено решение о передаче всего флота, выкупленного правительством у АКБ «Алмазэргиэнбанк», в пользу ОАО «Единой Саха (Якутской) транспортной компании». На этом же совещании зампред объявил, что отныне все договоры на поставку грузов, включая погрузо-разгрузочные работы по реке Яна должны заключаться с единым оператором – ОАО «ЕСТК», во главе с Виктором ПОТЫЛИЦЫНЫМ.
Можно только догадываться, с чем было связано такое доверие со стороны зампреда к новоиспеченной компании, по существу компании-пустышке, не имеющей на тот момент ни квалифицированного штата работников, ни опыта, ни даже лицензии на осуществление подобной деятельности.
Как конкурсный управляющий, я, после инвентаризации и оценки имущества должника, должен включить его в конкурсную массу. Имущество, по законодательству, может быть исключено из нее только на основании законодательства о несостоятельности, путем его реализации. То есть, сделав вывод, что передача флота в ОАО «ЕСТК» приведет к потере имущества должника, для того, чтобы сохранить имеющиеся восемь единиц, принадлежащие ОАО «ЯРП», я передал флот в аренду предприятию, имеющему соответствующие лицензии.
На вырученные от аренды деньги мы хорошенько подготовили свои суда к навигации.
Несмотря на строгое предписание заключать договоры с единым оператором ОАО «ЕСТК», энергетики, оценив обстановку, не подчинились и провели тендер, на котором выиграло ОАО «ЯРП». В настоящий момент мы, согласно договору, отработали план по поставке грузов.
На поставку нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт» заключило договор с ОАО «ЕСТК», но, не увидев ни одной завезенной тонны, запаниковало и переключилось на работу по заявкам со старым добрым ОАО «ЯРП». В первый тур навигации, согласно заявке, мы перевезли грузы стопроцентно.
Более тревожная обстановка сложилась с завозом каменного угля в Арктические улусы на нужды ЖКХ.
Весной ГУП ЖКХ перечислило в пользу ОАО «ЕСТК» 101 миллион рублей, которые должны были пойти на подготовку флота. Суда остались стоять нетронутыми, вымораживались и откровенно ржавели. Еще в мае мы начали бить во все колокола о срыве навигации на реке Яна, но остались не услышанными. В навигацию из 20 судов Компании вышли всего пять, да и те не имели даже должной документации.
Сейчас руководство Компании утверждает, что на ремонт флота было потрачено около 80 миллионов рублей, тогда как капитаны судов говорят, что они не получили ни одного ржавого болта.
На сегодняшний день в поселок Батагай завезено всего полторы тысячи тонн угля, а необходимо около 70 (!) тысяч. Такой катастрофической ситуации в северных улусах еще никогда не было. Прошлогодний срыв навигации на реке Индигирка, что привел к замораживанию нескольких северных поселков, может показаться просто цветочками, по сравнению с тем, что может ожидать в будущем поселки, расположенные по реке Яна.
Анатолий Скрыбыкин, очевидно, уже понял, чем обернулось решение передачи флота и полномочий по перевозкам единому оператору, не имеющему представления о судоходстве. Он рвет и мечет, требуя от меня, конкурсного управляющего ОАО «ЯРП», заключить договоры и выполнить работы без всякой оплаты с ОАО «ЕСТК», а, в случае неповиновения обещает повесить на меня ответственность за срыв навигации на реке Яна. Было бы смешно, если бы не было так грустно…
Куда ни кинь, всюду клин
Получается, при сложившейся ситуации ОАО «ЯРП» сделало все от него возможное, чтобы северные поселки не были лишены насущного. Янское пароходство – в срыве северного завоза не виновато. А кто, в таком случае, все-таки виноват? Может, ГУП ЖКХ, не сумевшее организовать доставку топливных грузов?
Заместитель директора по топливно-энергетическим ресурсам ГУП ЖКХ Гаврил НОВГОРОДОВ:
- Да, в апреле в течение 10 дней после подписания договора мы перечислили на счет ОАО «ЕСТК» аванс в сумме 101 миллион рублей. Стоит сказать, что сумма всех перевозок на всех реках в навигацию составляет 510 миллионов. Единый оператор на Яне не оправдал аванс, выполнив работы на 18 миллионов. Теперь уже нет сомнений в том, что не выполнит, навигация завершена. Стратегического запаса каменного угля, завезенного по зимнику и оставшегося с прошлой зимы, едва хватит до начала декабря.
Сама специфика перевозки на Яне очень сложна, часто приходится работать в авральном режиме. Мы зависим от уровня воды, погодных условий, прибавим к этому амортизацию флота: суда стареют, постепенно выходят из строя. Немаловажен и человеческий фактор. ОАО «ЕСТК» попросту не смог, или, скорее всего, не сумел организовать навигацию. Мы на них возлагали большие надежды, но в благоприятный период судоходства, флот ОАО «ЕСТК» оказался в плачевном состоянии, без ремонта; не было и командного состава. Договорные условия «нулевого» и «первого» тура навигации на реке Яна были провалены. Так, к примеру, каменного угля в Батагай было доставлено всего 2% от плана, нефть не доставлена вообще.
Дрова, как альтернативное решение проблемы мы пока не рассматривали. Три большие котельные можно было перевести на жидкое топливо, но мы не готовы к такому затратному мероприятию, да и озадачиться этим нужно было впредь, сегодня говорить об этом поздно. Словом, нам остается уповать лишь на зимнюю дорогу. Если зима будет теплой и автозимник откроется поздно, мы не успеем обеспечить топливом Арктические улусы. Нам бы молиться о том, чтобы зима была суровой, с ранним ледоставом, но, опять же, при суровой зиме расход топлива гораздо выше, и поселки замерзнут прежде, чем им привезут топливо по зимнику. Словом, куда ни кинь, всюду клин. Прогнозировать что будет – не берусь. Мы на пороге чрезвычайной ситуации, хотя, конечно, хочется надеяться, что пронесет. Хочу добавить, что мы постарались сделать все от нас зависящее, чтобы предотвратить катастрофу…
Так, была ли необходимость в назначении единого оператора на реке Яна в лице ОАО «ЕСТК», если учесть, что оператор оказался со сплошными «НЕ»: не профессионален, не подготовлен, не порядочен. Очевидно, необходимость все же была, но отнюдь не в интересах людей, живущих в Арктических улусах. Возможно, глубокая заинтересованность заместителя председателя правительства Анатолия Скрыбыкина и министра Семена Винокурова в ОАО «ЕСТК» не так проста, и зиждется на том, что данное ОАО является самым крупным акционером, с долей 34% предприятия, зарегистрированного на Кипре. Как-то начинают автора одолевать сомнения; может, бюджетная денежка выводится в оффшор, а не на выполнение задач, связанных с Северным завозом?
Материал был бы неполным без комментариев другой стороны. Казалось бы куда как проще – набираешь номер приемной зампреда, договариваешься о встрече… Но не все так просто! Очевидно, на неудобные вопросы и отвечать неудобно… В приемной дали телефон помощника. Милые беседы, во время которых обещалось, что «вот сейчас схожу, сообщу», «вот завтра как раз должен идти на прием…» ни к чему не приводили, но я была упорна. Когда, наконец, договоренность в верхах, казалось, была достигнута, и помощник решился дать мне волшебный телефончик, по которому я, вроде бы как должна была договориться о нюансах встречи, меня снова ждало разочарование. По голосу я распознала Афанасия Агитовича – руководителя пресс-службы Администрации президента и правительства, который и слыхом не слыхал о каких-либо договоренностях. Наконец, решено было переслать вопросы по электронной почте. Вопросы я послала, но все же не оставила надежды пообщаться с Анатолием Николаевичем лично. Поднапрягши связи и выцарапав номер его мобильного телефона, я с трепетом представилась, услышав после недолгого замешательства, что ошиблась номером. Человек же, давший мне номерок(+7924- - - - - 07), готов был биться об заклад, что это был сам Анатолий Николаевич. Вторая попытка была точной копией первой. В общем, создавалось впечатление, что журналиста с неудобными вопросами зампреду ну, никак видеть не хотелось. Ответы, за подписью самого Агитовича, хоть и с опозданием, но все же пришли.
Резюме: Зампред – по меньшей мере, небожитель, который не может снизойти сам до ответов какому-то там журналисту; имя зампреда нужно произносить с придыханием, услышать его голос – величайшее счастье.
Ответы на вопросы в исполнении руководителя пресс-службы оказались настолько обтекаемы и м-мм… уклончивы, что, приводя их здесь без купюр, лично испытываю смущение перед читателем. Дополняю их собственными комментариями.
- Как прошла навигация на реке Яна?
- Навигация на реке Яна прошла при сложной гидрологической обстановке, в условиях низких глубин для судоходства.
По сводкам гидрометслужбы обмеление реки Яна действительно наблюдалось, но падение уровня воды было нормальным ежегодным сезонным явлением, не выходящим за рамки. С таким же успехом можно сетовать и ссылаться на то, что после осени наступает зима. Львиная доля грузов, по утверждению экспертов, должна была перевезтись в первый тур навигации – с 25-28 мая по 20 июня. В период первого тура ОАО «ЕСТК» и ухом не вело. Потом, конечно, согласно сезону, началось обмеление. Однако, и в условиях спада воды ОАО «ЯРП» смогло завезти в Батагай по договору более 10 тысяч тонн дизтоплива и более тысячи в Верхоянск.
Характерно, что, предвидя аховую ситуацию, Янское речное пароходство предлагало ОАО «ЕСТК» руку помощи в период первого тура навигации, но директор компании на это лишь рассмеялся.
- В чем заключалась необходимость замены ОАО «ЯРП» на другого перевозчика?
- Необходимость замены ОАО «ЯРП» на другого перевозчика была вызвана тем обстоятельством, что с декабря 2013 года в отношении данного акционерного общества было введено конкурсное производство, предусматривающее запрет участия в торгах в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Получается, «Якутэнерго», «Сахатранснефтегаз» поступили вразрез закону, иначе - не в соответствии с требованиями федерального законодательства, разрешив ЯРП участвовать в торгах. Ну-ну… По большому счету, они и оказались правы.
- Правда ли, что единый оператор на реке Яна – ОАО «ЕСТК» получив от ГУП ЖКХ 101 миллион рублей, не справился с задачей по перевозке топлива?
- Завоз топливно-энергетических ресурсов на реку Яна был осуществлен ОАО «ЕСТК» в объемах, возможных при условиях мелководья.
Ну, хорошо, жуть было как мелко. Ведь известно, что из 101 миллиона освоено всего 18. Куда делись остальные деньги? Где деньги, Зин? Пардон, Анатолий Николаевич?
- На какое время хватит завезенного ОАО «ЕСТК» топлива для трех Арктических улусов?
- Запасов топливно-энергетических ресурсов, завезенных ОАО «ЕСТК» по реке Яна, достаточно для обеспечения жизнедеятельности населения Усть-Янского, Верхоянского и Эвено-Бытантайского улусов (районов) до декабря 2014 года. Завоз топлива будет продолжаться автозимниками в соответствии с графиком по организации ТЭР.
Замечательно, что хоть Афанасий Агитович уверен, что запасов топлива вполне хватит до декабря. В ГУП ЖКХ, допустим, в этом совсем не уверенны…
- Правда ли, что ОАО «ЕСТК» один из самых крупных акционеров предприятия, зарегистрированного на Кипре?
- Согласно информации Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) ОАО «ЕСТК» не является акционером предприятия, зарегистрированного на Кипре. Задав наивный вопрос, я понимала, что получу примерно такой же ответ, но рассчитывала получить его от самого Анатолия Скрыбыкина. То, что ОАО «ЕСТК» акционером предприятия, зарегистрированного на Кипре не является, - правда. Но! ОАО «ЕСТК» - дочка ООО «ЕСТК», доля которого составляет 34% предприятия «Стартрейл Трейдинг Лимитед» (Startrail Trading Limited), зарегистрированного на Кипре. Выводы делать вам, читатель. Может, именно поэтому три Арктических улуса должны мерзнуть? Ну, а на второй, чисто российский вопрос: «что делать?» Полагаю, должны ответить правоохранительные органы.
P.S. Сегодня данный материал слегка «протух», несколько потеряв актуальность. Он был написан задолго до того, как был сформирован кабинет министров, и, несомненно, повлиял на то, что Анатолий Скрыбыкин больше не заместитель председателя правительства. По некоторым обстоятельствам я не могла донести материал до широкого круга читателей раньше. Однако посчитала, что страна должна знать своих "героев".