Крупный бизнес испугался упрощенного порядка национализации имущества, разработанного Минэкономразвития. Решения об изъятии собственности можно будет провести простым постановлением правительства. Это грозит тем, что попытки забрать частную собственность в пользу государства будут слишком частыми, опасаются предприниматели
Закона о национализации и порядка ее проведения в России сейчас нет. Она упоминается в Гражданском кодексе в разделе «Основания прекращение права собственности» одним абзацем. Там есть ссылка на статью «Последствия прекращения права собственности в силу закона», указывает руководитель практики по строительству и недвижимости АБ «Леонтьев и партнеры» Дмитрий Щеглов. Но в этой статье нет порядка возмещения убытков, определения их стоимости и порядка ее обжалования.
Минэкономразвития решило прописать порядок обращения недвижимости в федеральную собственность отдельным законом. Законопроект о защите прав собственников недвижимости, обращенной в пользу государства для обеспечения обороноспособности страны и эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях, размещен на сайте regulation.gov.ru. Он не будет распространяться на жилые помещения, земельные участки, имущество, приобретенное по закону о приватизации 2001 года, и имущество компаний с долей государства не менее 10%.
Процедура национализации имущества, согласно законопроекту, будет упрощенной, если сравнивать с порядком изъятия земельных участков, установленным в Земельном кодексе, считает управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин (копия письма РСПП в Минэкономразвития есть у РБК). Например, согласно документу, власти не будут обязаны уведомлять собственника за год до обращения имущества в федеральную собственность, сокращены сами сроки обращения имущества, для этого решения достаточно будет принятия постановления правительства, а не закона, перечисляет представитель РСПП. По его словам, из Гражданского кодекса следует, что каждый случай национализации должен быть оформлен специальным законом, а не постановлением правительства.
Общий вывод – «проект ухудшает положение частных собственников объектов недвижимости». По мнению предпринимателей, предложенное в проекте регулирование подходит для реквизиции, например изъятия собственности для эвакуации людей из зоны стихийных бедствий и аварий (ст. 235 ГК), но не для процедуры национализации, «предметом которой могут выступать акции крупных системообразующих компаний, объекты транспортной инфраструктуры».
Этим законом создается правовая основа для национализации, что вызывает опасения у бизнеса, пояснил Варварин РБК. «Процедура национализации должна быть прописана в законодательстве очень четко, чтобы не позволять использовать пробелы в ущерб интересам частных собственников. Здесь могут быть колоссальные злоупотребления. Важно, чтобы при национализации была предоставлена адекватная компенсация», – отмечает представитель РСПП. Бизнес заинтересован в том, чтобы национализация использовалась только в исключительных случаях, добавляет Варварин.
Предлагаемый универсальный подход к национализации в большей степени, чем сейчас, ущемит права частных собственников, соглашается юрист компании «Налоговик» Михаил Филиппов. «Национализация для бизнеса – это как красная тряпка для быка. В отличие от изъятия для государственных нужд по Земельному кодексу, где процедура занимает минимум год, в этом законопроекте для властей все просто и быстро независимо от того, является случай исключительным или нет. Это говорит о пренебрежительном отношении авторов к частной собственности», – считает руководитель практики недвижимости и строительства, партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. По его словам, действие этого закона можно распространить на фабрики, торговые центры, офисные помещение, но это будет дорого стоить государству.
В Минэкономразвития не согласны, что законопроект открывает простор для злоупотреблений. «Собственник имущества вправе отказаться от подписания соглашения при несогласии со стоимостью имущества и размером убытков. В этом случае вопрос о стоимости имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, будет разрешаться в суде», – указывает представитель министерства. Он добавляет, что проект еще будет дорабатываться с учетом позиций федеральных органов власти, предложений и замечаний, представленных в рамках оценки регулирующего воздействия.
«Необходимо упростить процедуры изъятия земель под железнодорожные нужны, стратегические объекты, в том числе оборонно-промышленного комплекса, под нефте- и газопроводы, но при этом нужны адекватные компенсации при оценке активов», – говорит глава думского комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов (КПРФ). По его словам, парламент должен принимать решения только по самым крупным сделкам – свыше 50 млрд руб., остальные решения можно отдать на откуп правительству и думскому комитету по собственности.