Больше, чем алмазы
Матвей Евсеев дал традиционную пресс-конференцию.
Менеджмент — это слово приобрело в общественном сознании какой-то негативный оттенок, поэтому назвать менеджером генерального директора ОАО «Алмазы Анабара» Матвея Евсеева просто язык не поворачивается. Правильнее будет — руководитель, думающий шире, чем просто о стандартных показателях выработки, прибыли, валового дохода. Поэтому и пресс-конференция, посвященная завершению промсезона 2014 года, вышла за рамки отчета о достигнутых показателях. Матвей Евсеев говорил не только о добытых алмазах, но и о кадровой и экономической политике, болезнях общества и сельском хозяйстве.
Делаем быстро и много, можем еще больше
— Одно из главных достижений этого года — участок Верхнее Молодо. Он показал, что наш коллектив достиг такого уровня, что может прийти на участок и за четыре месяца его обустроить и начать продавать добытое на нем сырье. «Алмазы Анабара» и раньше работали быстро, но это были 6-7 месяцев, а сейчас достигнут новый рубеж. Значит, в скором будущем мы будем и за три месяца участки открывать. Если же брать все вместе, от проекта и согласований до самих продаж, то и в этом случае срок введения участка очень хороший — всего полгода. Я всему коллективу благодарен за такую работу.
Суммарная добыча двух компаний — «Алмазов Анабара» и «Нижне-Ленского» — в этом сезоне 4,88 млн карат. Мы могли бы уже в этом году сделать пять миллионов, но не торопимся, в следующем году будет пять. По итогам года объем продаж у нас ожидается на уровне 580 млн долларов, мы никогда еще столько не продавали. Если на мировых рынках не случится форс-мажоров, то эти темпы сохранятся и дальше.
Якутяне работают в 10 раз лучше
— В сельской местности у нас безработица доходит до 15-20%, это огромный потенциал трудовых ресурсов. Есть традиционное мнение, что якутяне работать не умеют, нужно привозить специалистов из других регионов. Я еще в советское время работал на руднике Нежданинском, там сплошь были приезжие с Украины, Урала и других регионов. Производительность рабочего на самом горном предприятии, без учета административного блока и прочих подразделений, была около 1 млн рублей в пересчете на сегодняшние деньги. В «Алмазах Анабара» производительность одного рабочего из расчета всего коллектива со всеми подразделениями — 10 млн рублей! В прошлом году была 11 млн, но у нас коллектив увеличился, и мы начали по договорам «АЛРОСА» и «Нижне-Ленского» проводить геологоразведочные работы, там моментальной прибыли нет, это задел на будущее. Но все равно: 10 миллионов или 1 миллион - разница огромная. А работают у нас только местные, это наша политика: никого сюда не привозить и не приглашать.
Ставка на молодых
— Через компанию «Алмазы Анабара» с 1998 года прошло почти 10 тыс. человек, только из арктических улусов около тысячи. Приходят молодые, мы их учим, готовим. Да, они потом уходят, кто шесть сезонов отработает, кто 11. Потому что вахта: есть в ней и плюс — за четыре месяца хорошие деньги заработать, но в этом же и минус - треть года в отрыве от дома, от семьи. Но те, кто прошел через «Алмазы Анабара», это готовые специалисты для всех промышленных отраслей, которые есть в республике. Не только в добыче алмазов, но и в нефтянке могут работать, где угодно.
Почему я еще делаю ставку на молодых? Они не заражены синдромом «жертвы», которым наше общество болеет уже лет 30 и сейчас находится на пике заболевания. Жертва в том смысле, что это человек, вечно всем недовольный и неспособный взять на себя ответственность за свою жизнь, неспособный на созидание. Это начинается с недовольства родителями: мало зарабатывают, не могут новый телефон купить. Потом школа виновата: мол, я умный, а учителя плохие. Потом на работу такая жертва идет: там коллеги плохие и начальник дурак. Потом обязательно такой человек начинает непрерывно болеть, сидеть на больничных и требовать социальных выплат. А началось все еще во времена СССР, когда нас убедили в том, что мы несчастны, потому что у нас нет джинсов. Пока люди, большая часть общества, остаются такими «жертвами» родителей, учителей, начальников, никто в одиночку ничего не изменит, даже самый сильный лидер.
Но общество потихоньку выздоравливает, и те, кому сейчас 20-25, уже другие. И «Алмазы Анабара» дают им возможность почувствовать себя, взять на себя ответственность, научиться делать свою жизнь своими руками. Я вообще не устаю восхищаться нашими молодыми ребятами.
Деньги в экономику республики
— В этом году мы более 3 млрд рублей налогов заплатим в бюджет республики, это суммарно «Алмазы Анабара» и «Нижне-Ленское». Это очень важно, тем более в сложившейся ситуации, когда на одно сырье цена падает, от других предприятий из-за изменений системы начисления налогов нет ожидаемых поступлений. И это, кстати, еще одна причина, почему я ратую за то, чтобы набирать работать местных.
Есть потери, которые республика несет от того, что генеральные подряды на больших стройках получают компании из других регионов. Но есть еще другой уровень, на котором идет вымывание денег из экономики республики. Вахтовики из других регионов заработанные в Якутии деньги едут тратить к себе домой. А наш местный работник, например из «Алмазов Анабара», едет к себе в деревню и дом строит. Он заработанные деньги тратит в республике, эти деньги идут на активизацию местного бизнеса, они работают на нас.
Суды по «Нижне-Ленскому»
— Когда мы брали «Нижне-Ленское», у него убытков было около 3 млрд рублей. Я сказал, что мы вытащим предприятие и его доходы по величине станут сопоставимы с этими убытками. В этом году в «Нижне-Ленском» ожидаемая прибыль от продаж 4,3 млрд, чистая прибыль — 2,4 млрд рублей. Я сразу говорил, что у «Нижне-Ленского» большой потенциал, просто надо навести порядок на предприятии и правильно организовать работу.
Хотя с долгами мы еще продолжаем разбираться. Мы, в принципе, еще до сделки знали о банковских кредитах, о векселях. Но там еще оказалось большое количество криво составленных и подписанных договоров, которые сразу начали всплывать - там 30 млн рублей, там еще сколько-то. Как сказал гендиректор «Нижне-Ленского» Иван Андреев: там, где ни копнешь, все мутно. Вот чтобы самим разобраться во всей этой мути, понять, что и как там происходило, мы приняли решение: все только через суды, включая и векселя, хотя по ним вопросов вообще не должно быть. Но суды скоро уже завершатся, там уже третьи-вторые инстанции, никаких нерешимых проблем они не создают. Предприятие уже встало на ноги и приносит прибыль.
Стратегия останется прежней
— Заниматься огранкой не собираемся, о вхождении в ТОСЭР «Бриллиантовая долина» не думали. Мы добываем алмазы, это самодостаточный товар, мы его продаем, смысла в дополнительной переработке не вижу. Вот в наших сельскохозяйственных «дочках» ситуация другая: там мы производство и переработку молока в Олекме объединили. Само по себе производство убыточно, а переработка всегда рентабельна, и когда они вместе в рамках одной компании, то в общем итоге получается прибыль.
Сельское хозяйство вообще прибыльное дело, просто надо начинать с правильного конца. Коровники строить там, где есть коровы и кормовая база, где есть коллектив специалистов, переработку налаживать, где есть молоко, и чтобы было кому все это продать здесь же, не возить за сотни километров. И Хатасский свинокомплекс будем развивать дальше, думаю, со временем он закроет 25% рынка свинины в Якутске.
Не думаю, что кто-то в новом руководстве «АЛРОСА» решит, что алмазодобывающее ОАО «Алмазы Анабара» не должно иметь сельскохозяйственных «дочек». Сейчас в стране курс на пищевую безопасность, премьер Дмитрий Медведев говорил о том, что предприятия должны брать шефство над АПК. А мы уже давно работаем в этом направлении.
Вообще, не стоит ожидать каких-то резких перемен от назначения нового президента «АЛРОСА». Стратегический курс развития алмазной компании просто так чьим-то решением не меняется, все коллегиально происходит, в этом задействованы федеральное и республиканское правительства, Минфин, Минимущество, Наблюдательный совет. Стратегия останется прежней, тем более она сейчас дает позитивные результаты.
|