Сегодняшняя наша публикация будет посвящена проблеме современного менеджмента. Менеджеры всех рангов, начиная от руководителя маленького коллектива до министра являются публичными людьми. Каждое публичное высказывание, совершенный поступок (проступок) вызывают у общества ответную реакцию – обсуждение. Их могут обсуждать не только коллеги, друзья и родственники, но и совершенно незнакомые им люди. Все это – издержки публичности и, так называемые, “ростки” демократии.
Человеческая сущность изначальна любопытна. Чем выше должность, тем сильнее вызывает любопытство и интерес у окружающих. Люди с удовольствием судачат не только о своем соседе Бааска, но и о “Володе Путине, Диме Медведеве, Вале Матвиенко, Алексе Миллере, Мише Прохорове” и т.д.
Наши министры тоже должны понимать, что публичность имеет свои издержки. “Народная молва” может перемывать их косточки, и не единожды. Все это нужно выдержать и относиться к этому философски.
***
Разговоры, домыслы, слухи – создают определенный имидж руководителю. В социологии существует определенное направление, изучающее это явление, также разработаны множество методик и алгоритмов, “подталкивающих” народ к тому, или иному “мнению”. Кто стремиться быть (слыть) хорошим руководителем, наверняка используют научные разработки ученых-практиков.
Тем не менее, буквально каждый властьдержатель должен помнить: “Ничто не тленно под Луной, особенно – ВЛАСТЬ”. Во власть не приходят пожизненно. Завоеванный авторитет в качестве руководителя дает возможность комфортно себя чувствовать себя и без этой «власти». Для каждого руководителя народная любовь – это наивысшая степень успеха его менеджмента. Так зададимся же вопросом: есть ли среди наших бывших руководителей такие люди? Конечно, они и есть, среди них можно выделить некоторых наших современников, например, по утверждению наших анкетеров, это – М.Е.НИКОЛАЕВ, И.Г.ИГНАТЬЕВ (бывший постпред Саха в Москве), Г.М.АРТЕМЬЕВ, З.А. КОРНИЛОВА, П.С.ИВАНОВ (бывший министр сельского хозяйства), К.К.ИЛЬКОВСКИЙ, В.С.ПОСКАЧИН и др.
Авторитет руководителя - обязательная составляющая успешной работы. В зависимости от того, добился ли человек авторитета благодаря своим личным качествам или же только социальному положению, авторитет может быть формальным (уважение к должности) и личным (уважение к личности). В последнее время в России появилась одна интересная черта, как формальный авторитет, т.е. уважение к должности, к власти. Когда человек находится во власти, он уважаем, а если уходит оттуда, то такое качество, как уважение к сожалению уходит из под ног, вместе с властью. Такое качество, как уважение личности, которого многие руководители то ли не успевают завоевывать, то ли не могут приобрести по своей сущности своей, то ли от своего невежества уходят неизвестно куда. Доказательством этого явления является немало примеров, которые встречаются в нашей жизни.
Возьмем Афанасия ВЛАДИМИРОВА, министра по молодежной и (заметьте) семейной политики, который в нарушение трудового законодательства и всех норм человеческих отношений, уволил одинокую женщину с детьми, лишь по причине того, что она ему не понравилась! Вопиющий случай? Однозначно! Теперь хангаласские женщины должны вооружиться знаниями по трудовому законодательству, раз его навязывают на должность главы улуса. Привычка – это серьезно….
Алексей КОЛОДЕЗНИКОВ, министр ЖКХ и энергетики, как утверждают злые языки, свою энергию направляет не в ту сторону, занимается «расчлененкой» почти анонимных статей и ищет в коридорах власти «заказчиков», прямо как в криминальных сериалах, типа героя Карпова из одноименного телесериала. Негоже руководителю высшего ранга заниматься таким «непристойным» делом. Все это видят и слышат, и несомненно, народная молва разлетается со скоростью света по всему свету. Если бегать по всему свету и искать «заказчиков» или «виноватых» и министерского срока не хватит. Кстати, как утверждают знающие его люди, он пришел во власть благодаря тогдашнему Президенты В.ШТЫРОВУ. Помнится в те далекие годы в газете «МК в Якутии» была серия статей, где говорилось о тайной помолвке ШТЫРОВА с некой ОХЛОПКОВОЙ (Мамедовой) в далеком Томпонском районе. Эта некая Охлопкова имела по материнской линии фамилию, идентичную с министром ЖКХ и энергетики. Именно как утверждают люди, благодаря этой “связи” президента, никому неизвестный КОЛОДЕЗНИКОВ в один прекрасный день стал министром... Вот так у нас идет назначение, и никакие якобы списки кадрового резерва здесь роли не играют.
***
Далее есть такое понятие, как этикет. Известно, что это - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.
Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Обратим на это внимание, уважаемые читатели!
Возьмем следующего современного руководителя – это руководитель медиакомпании, небезызвестного всем Ивана АНДРОСОВА. Он в последнее время стал самым популярным человеком Якутии, благодаря своему щедрому подарку властьимущему, новоиспеченному Ил Дархану. Фотографии, которые напечатаны в этом альбоме впечатляют своей неформальностью. Например, по части посещения частного владения Егора БОРИСОВА властьимущими, благодаря этим историческим фотографиям простой житель Якутии может увидеть и ознакомиться , с кем Ил Дархан находится на короткой ноге. В этих фотографиях, где начиная от мэра столицы заканчивая топ-менеджерами в свободно-вальяжной форме отдыхают в полную силу, как на охоте, так и в загородных резиденциях. Персонажи этих фотографий сегодня все имеют высокие посты. Что этим хотел показать главный “нвкашник” судить сложно. Конкретная ситуация требует соответственных решений и умозаключений, но существуют общие этические правила, придерживаясь которых, народ адекватно воспринимает все происходящее.
***
Следующий герой – это хозяйка поликлиники №1 г. Якутска, известная политдама Алевтина ЭВЕРСТОВА. По данным интернет-сообщений, владение ЭВЕРСТОВОЙ должно было бы закрыться по требованиям контролирующих и надзорных органов в связи с невыполнением ряда требований. Родное министерство депутата, под руководством министра здравоохранения Александра ГОРОХОВА дало сначала представление, но потом вдруг отозвало свое заявление. А интернет-пространство пестрит о закрытии одного из главных медицинских учреждений, в связи с чем, народное волнение могло разрастаться до неизвестных масштабов. Именно во время предстоящей эпидемии вирусных заболеваний народ чуть не остался без поликлиники. Поликлиника №1 г. Якутска заполненная без предела больными, с работающими врачами, на грани нервного срыва осталась без главного лица. Самое главное, в это ответственное время, главный врач отдыхает и купается в Мексиканском заливе! Если быть честными до конца, то мадам ЭВЕРСТОВА, по мнению горожан, больше занимается личным пиаром и политикой партии «Единая Россия», нежели своей профессиональной работой и больными. Ее фотографии везде: как миссис - модель, ее лицо – на НВК, где она ведет свою личную пиар-передачу. На подобных телепередачах горожане лучше пожелали бы видеть врачей-практиков, нежели менеджера.
Современная наша жизнь вводит свои коррективы, менеджер – это далеко не профессионал, а профессионал – это может далеко не менеджер. Только поэтому в медицинском институте СВФУ был открыт отдельный факультет. Но менеджер ЭВЕРСТОВА занимается неизвестно чем, получая при этом нехилую зарплату, но только не руководством вверенного ей учреждения и оказанием качественных медицинских услуг. Часто профессионалу не хватает времени заниматься собственной семьей, нежели общественными или политическими делами. Хороший профессионал занимается своим делом.
***
Выбор одежды обусловлен сферой деятельности и должностью. Например, одежда банкиров отличается консерватизмом, который не приветствуется в творческих кругах. Одежда врача должна соответствовать профессии. Психологи утверждают, что лечение той или иной болезни или исцеление зависит от многих факторов. Одним из важных является, отношение медработника и глубокая вера к лечащему врачу. Вера появляется тогда, когда имидж и менталитет человека совпадает. Позируя на разных глянцевых журналах женщина приобретает имидж модели, нежели имидж делового руководителя или политика. Обычно одежда зависит от стиля жизни и места работы. "Встречают по одежке, провожают по уму", - гласит народная мудрость. Многие люди это правило очень часто игнорируют. Однако сознательно или неосознанно, но мы судим об окружающих по их внешнему виду и их поступкам.
По данным некоторых исследований, 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика и жесты, выражение лица, характер зрительного контакта); остальные 45% впечатлений определяются тем, что люди слышат (смысловая нагрузка речи, ее темп, высота голоса, ясность речи, произношение и т. п.).
Разумеется, конкретные ситуации требуют соответственных толкований, но существуют общие этические правила, придерживаясь которых, руководители адекватно воспринимаются окружающими, а созданный образ будет работать на карьеру и на общий позитивный имидж той организации, которую человек представляет.
Согласно одному из многочисленных толкований, имидж - это образ, искусственно и целенаправленно создаваемый в интересах его владельца. Можно сказать и так: имидж - это то, какими нас воспринимают окружающие. В принципе, человек может и не работать над своим образом, но тогда есть вероятность того, что его восприятие партнерами по коммуникациям будет неблагоприятным или недостаточно благоприятным для него.
Имидж продолжает работать на человека и в его отсутствии, то есть, когда он, скажем так, не стоит за спиной у подчинённого. Если сотрудники относятся к начальнику с уважением - а "правильный" имидж является важным фактором формирования уважительного отношения, - то даже когда шефа нет рядом, такое восприятие помешает подчиненным обмануть его, не выполнить задание или выполнять его спустя рукава.
Соотнести конструируемый имидж с ценностями общества, ожиданиями целевых аудиторий, индивидуальными особенностями личности современного руководителя и сделать его одновременно достаточно строгим и гибким, - это и есть высший пилотаж. Наши, как показывает практика, пока далеки от такого высшего пилотажа.