Main » 2014»Сэтинньи»6 » «Переправу в Якутске можно открыть хоть завтра» - источник
«Переправу в Якутске можно открыть хоть завтра» - источник
17:46
«Переправу в Якутске можно открыть хоть завтра» - источник
06 ноября. Якутия. NVpress - Директор "Транссахамост" Василий Мазур считает, что переправу в Якутске можно открыть хоть завтра. Мостостроитель настойчиво заявляет: если применить его технологии, то уже через пару дней после сформировавшегося ледостава можно отправлять технику по льду до Бестяха и обратно.
NV: Василий Никитович, ледовая переправа через Лену в период межсезонья для якутян больной вопрос. Насколько нам известно, сегодня для организации ледовой переправы через Лену у нас применяется лишь один способ - дождевание. То есть ждать открытия переправы еще долго.
В.М.: Дождевание - это высшая степень инженерной глупости! Они тормозят утолщение льда, вредят, делают его пористым. Поясню. При замерзании воды идет миграция солей - от холодного участка к теплому. Снизу намерзает более прочный лед, он и весной дольше держится. Поэтому нужно наращивать лед снизу, а не сверху. Есть простая физическая зависимость: чем больше вода находится на поверхности, тем больше она выхолаживается. Мнение, что если не холодно, то лед будет тонким, неверно. Наоборот: чем больше будет выхолаживаться река, тем толще будет лед. При замерзании воды выделяется 4,18 Дж тепла с одного грамма воды, при этом тепло должно уйти в атмосферу. Нарастание льда квадратично зависит от его толщины. Например, если за первые сутки лед замерз на 4 см, значит в следующие он замерзнет еще на 2 см, на третьи - на 1 см и т.д. Так что набрызгивать лед сверху, чтобы его утолщать, - это «театр» абсурда. Надо наоборот, создавать условия для того, чтобы убрать эту квадратичную зависимость. Нужно использовать холод как положительный фактор, как союзник человека и как ресурс.
NV: И как это сделать?
В.М.: В 1997 году я написал письмо на имя генерального директора Объединенной дирекции автодорог Якутии Василия Пахомова. Я предложил тогда термомеханический способ устройства зимних переправ через водные преграды, заключавшийся в интенсификации подачи холода в естественно образованную толщину льда с первого дня становления ледостава, в отличие от используемого по сей день способа дождевания, когда требуется запрограммированное сдерживание работ для обеспечения естественного набора толщины льда не менее 30 см, который дает возможность заезда на лед бульдозера ДТ-75 с дождевальной установкой «Град». Я предлагал делать это в створе Табага-Хаптагай. Проектировщики с этим согласились и меня поддержали. Это важно именно в увязке с будущим мостом, поскольку это дает дополнительные возможности для мониторинга по изучению гидрологических условий реки. В 1998 году мы применили это на практике: 6 ноября, использовав вертолет, очистили ледяной покров от снега, 7 ноября вышли на реку, кто с пешней, кто с лопатой, расчистили торосы, с помощью культиватора напилили борозды наполовину толщины льда. В итоге 12 ноября мы открыли проезд через Лену для машин до 5 тонн, 15 ноября - до 10 тонн, 20-го - до 20 тонн, 23-го - до 30 тонн. Для сравнения: в прошлом году переправа для 30 тонн открылась только 6 февраля.
Подробный материал читайте в завтрашнем номере газеты "Наше Время"!