6 ноября 2014 http://club-rf.ru/14/theme/375
Про Саха выборы
...«человек победивший» в таких нечестных выборах не может с морально-этической точки зрения полноценно исполнять обязанности высшего должностного лица стратегически важного субъекта Российской Федерации.
Фото: ysia.ru
В период своего очередного отпуска, удовлетворяя просьбу одного из кандидатов на должность главы Республики Саха (Якутия) автор этих строк принимал непосредственное участие в организации и проведении избирательной кампании и был очевидцем всех событий, которые связаны с прошедшими в родном крае выборами. Сразу подчеркну, что сам ход и итоги выборов главы конкретного стратегически важного по известным причинам субъекта России приводят к серьезным размышлениям, являются важным уроком и основой для выработки принципиальных предложений для федерального и регионального законотворчества в сфере избирательного права.
О ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРАХ
14 сентября 2014 года в Якутии, как и в ряде других субъектов России, проходили досрочные выборы высшего должностного лица в связи с принятием главой государства отставки действующего президента республики. Он же был назначен указом Президента России временно исполняющим обязанности главы региона. Как показал ход выборов и его итоги, сам институт досрочного сложения полномочий сразу же создает неравную ситуацию для кандидатов, дает такой аванс временно исполняющему обязанности главы региона, который трудно перекрыть в процессе кратковременной избирательной кампании. Ведь по существу избиратель в значительной мере голосовал не за кандидата со статусом врио, а выражал доверие кандидатуре, поддержанной Президентом страны, имеющим в данный момент запредельный рейтинг. В агитационный период факт поддержки лидера страны использовался штабом врио главы Якутии, как говорится, на все тысячи процентов. Например, в городе Нерюнгри на рейсовых автобусах были расклеены плакаты «Поддерживаешь Путина – голосуй за Борисова!»
Глубоко уверен в том, что Федеральному Собранию необходимо внести соответствующие поправки в избирательное законодательство, исключающие возможность досрочной отставки главы региона с соответствующим наделением его же статусом врио. На самом деле отработка высшим должностным лицом субъекта всего срока полномочий является абсолютно логичным. Избиратель выбирает на конкретный срок полномочий, указанный в уставе или конституции субъекта федерации. Это, по существу, общественный договор между избранным главой региона и избирателем. Сильный губернатор, заслуживший доверие населения региона, выиграет и после окончания всего срока полномочий.
Волей-неволей напрашивается мысль о поддержке через досрочные выборы не уверенных в своем политическом будущем кандидатур чисто из тактических соображений: ухудшение в перспективе социально-экономической обстановки, другие сильные кандидатуры не успеют подготовиться к выборам и т. п. Досрочные выборы, создающие уже на старте выборной гонки неравные условия, являются предпосылкой, основой для нечестных выборов. Конечно, здесь речь не идет об институте недоверия главы государства высшему должностному лицу субъекта. Мне с трудом представляется ситуация когда в 2016–2017 гг. В. В. Путин снимет с себя полномочия Президента Российской Федерации и будут объявлены досрочные выборы.
САМОВЫДВИЖЕНИЕ
Одно из серьезных упущений республиканского закона о выборах главы – отсутствие института самовыдвижения. Выдвижение осуществляется исключительно партиями. В связи с этим в трудном положении оказываются перспективные беспартийные кандидаты. Им приходится добиваться выдвижения от одной из партий с потерей времени и энергии на переговорный процесс в связи с согласованием вопросов в ее федеральных органах. Кроме этого в результате проведения внутрипартийного регионального праймериза за бортом (в нашем случае) оказались очень сильные кандидаты на должность главы региона. Под влиянием врио главы региона, решением регионального отделения «Единой России» в список участников праймериза были включены вместе с ним очень слабые кандидатуры, которые никогда не входили в региональную политическую элиту. В итоге врио получил «убедительную» победу и получил право выдвигаться от вышеназванной партии. Данный факт оценен широкой общественностью якутян как фарс, положив сомнения в справедливости выборов на самом их старте. Этим нанесен также урон самой системе выборов по партийному принципу. Вывод очевиден. В Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует внести статью прямого действия о недопустимости исключения института самовыдвижения со сбором подписей избирателей на выборах глав субъектов.
О ЕДИНОМ ДНЕ ГОЛОСОВАНИЯ
Особая тема – единый день голосования. Складывается впечатление, что кто-то заинтересованный в минимальной явке избирателей и с желанием оказать явную поддержку админресурсу пролоббировал прохождение закона с назначением даты выборов на второе воскресенье сентября. Россия – северная страна. Как раз в это время года максимальное бездорожье, основной агитационный период (август) совпадает с сельхозработами, сенокошением, подготовкой к зиме и учебному году. Как раз ближе к середине сентября население, особенно сельское, усиленно занимается ремонтом жилья и объектов подворья, сбором дикоросов (один из важнейших моментов обеспечения витаминной продукцией перед длинной зимой). На это же воскресенье приходится пик сбора урожая и закрытия сезона у дачников.
Главный агитационный период приходится к тому же на время массовых отпусков. А когда северянину охотиться и рыбачить, кроме как во второе воскресенье сентября? В этой обстановке значительной части избирателей не до выборов, что и стало причиной их низкой явки на общенародных выборах (применительно к рассматриваемой республике) после 13-летнего перерыва. Явка преимущественно обеспечивается за счет чиновников, зависимых работников бюджетной сферы. Из-за указанных причин резко снижена роль агитационной работы. Минимум избирателей приходит на встречи с кандидатами, доверенными лицами. Таким образом, федеральный законодатель изначально через назначение даты выборов способствует проведению немассового волеизъявления народа. Поэтому вопрос пересмотра даты единого дня голосования требует принципиальной постановки со стороны депутатов федерального собрания. На мой взгляд, это серьезный вопрос, тесно увязанный с судьбой всей политической системы, необходимостью усиления через настоящие выборы доверия между народом и властью. В силу разных факторов, прежде всего транспортной доступности, особенностей ведения хозяйственной деятельности в сентябре и природно-климатических факторов, единый день голосования целесообразно проводить в начале марта.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР
Избирательная кампания исключительно остро продемонстрировала наличие серьезных проблем в связи с внедрением в избирательное законодательство понятия «муниципальный фильтр». Это политическое изобретение, возможно, хорошо работающее в странах с развитой демократией, как показывает практика выборов в конкретном регионе, оказалось выдающимся инструментом для поддержки административного ресурса. Не буду описывать многочисленные конкретные факты, ограничусь перечислением основного диапазона приемов действующей в регионе исполнительной власти республиканского и муниципального уровней и предвыборного штаба врио главы региона при непосредственной поддержке ЦИК Республики Саха (Якутия): организованный сбор подписей под контролем администраций городов, улусов (районов) подписных листов муниципальных депутатов для кандидата от «Единой России», за кандидатов от партий – спойлеров (организация наличия псевдоконкурентов); изучение под микроскопом всех подписей от основного конкурента врио главы Якутии в целях исключения его регистрации; после завершения срока сбора подписей активная работа по обеспечению отказа от подписей уже ранее подписавших за основного конкурента депутатов; использование чистых, нотариально заверенных подписных листов (имел место отказ муниципального депутата от подписи за кандидата от ЛДПР); использование в труднодоступных районах для партии власти дорогостоящих транспортных средств (вертолетов). Был и уникальный случай. Доверенное лицо врио главы Якутии, член партии «Единая Россия», депутат улусного уровня подписала лист за кандидата от ЛДПР, тем самым вообще лишая смысла идею использования муниципального фильтра.
Все это происходило на фоне завышенного требования к объему общего количества подписных листов и жесткого ограничения к их количеству для депутатов городского и улусного уровней.
Складывается устойчивое убеждение – муниципальный фильтр придуман для регулирования состава кандидатов на должность главы региона. Наивно думать, что прохождение муниципального фильтра связано в условиях тотального контроля со стороны властной вертикали с уровнем истинного авторитета в народе того или иного кандидата. Институт муниципального фильтра при нынешнем уровне политической культуры никак не укрепил избирательную систему. По крайней мере, практика выборов главы Якутии свидетельствует скорее о ее вредности, о создании специального механизма по поддержке административного ресурса, когда депутатский корпус (особенно улусного и поселкового уровней) находится в подавляющем большинстве случаев в системной зависимости от улусных и поселковых администраций. Вывод: федеральному законодателю следует рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшего использования муниципального фильтра.
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕСУРСЕ
Только слово «беспредел» подходит применительно к данной теме. Существенная часть (7 из 14) членов ЦИК Республики Саха (Якутия) находится в непосредственном подчинении врио главы региона. Под полным контролем администраций городов, улусов и поселений формируется состав председателей участковых и территориальных избирательных комиссий. Только под давлением и при непосредственном контроле со стороны врио главы региона и его предвыборного штаба более 25 тыс. избирателей (8,0 % от общего числа проголосовавших) практически без обеспечения тайны проголосовали досрочно. Между тем на выборах в Госсобрание Якутии в 2013г. досрочно голосовали чуть более 5 тыс. избирателей. 12 депутатов законодательного органа государственной власти республики (преимущественно руководители крупных предприятий и учреждений) были зарегистрированы доверенными лицами кандидата Е. А. Борисова (врио главы региона). Действующий депутат Государственной Думы, заместитель председателя Совета Федерации, глава столичного муниципального образования в нарушение п. 8 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проводили в средствах массовой информации, в том числе по региональному госканалу телевидения, предвыборную агитацию за врио главы Якутии.
Начальником предвыборного штаба врио главы Якутии был глава администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). Сюда добавьте постоянные агитационные поездки руководителей правительства, министров и народных депутатов Госсобрания по определенному графику в улусы, в подведомственные предприятия и учреждения. Главы администраций улусов вели активную агитацию на поселенческом уровне. В общем, мало не покажется.
Безусловно, все это идет от безнаказанности. По уровню нечестности прошедшие выборы главы Якутии беспрецедентны. Врио главы в итоге набрал менее трети голосов от общего количества избирателей региона. И это за счет чрезмерного адмресурса и эффективного использования несовершенств федерального и регионального законодательств. Состоялась пышная инаугурация не в официальном зале, а во дворце спорта в присутствии тысяч участников.
ИТОГО
От всего процесса, включая досрочное сложение полномочий, отсутствие института самовыдвижения, проблему даты единого дня голосования, прохождение муниципального фильтра, максимальное использование с нарушением законодательства адмресурса, у широкой общественности Якутии осталось чувство разочарования и, главное, у многих теряется вера в принципиальную возможность проведения честных, справедливых общенародных выборов.
Однако необходимо извлекать уроки. Убежден, что «человек победивший» в таких нечестных выборах не может с морально-этической точки зрения полноценно исполнять обязанности высшего должностного лица стратегически важного субъекта Российской Федерации. Как раз для данной истории уместно использовать механизм досрочного сложения полномочий в связи с утратой доверия главы государства. Это будет полезным политическим уроком, способствующим проведению справедливых общенародных выборов глав регионов в нашей стране.
Василий Филиппов – член-корреспондент Российской академии наук
|