Main » 2014»Сэтинньи»10 » Сложносоставным субъектам РФ упрощают выбор В "матрешечных" регионах могут вернуться к назначению губернаторов
Сложносоставным субъектам РФ упрощают выбор В "матрешечных" регионах могут вернуться к назначению губернаторов
12:06
Сложносоставным субъектам РФ упрощают выбор
В "матрешечных" регионах могут вернуться к назначению губернаторов
По сведениям "Ъ", представители Ямало-Ненецкого (ЯНАО), Ханты-Мансийского (ХМАО) и Ненецкого автономных округов (НАО) могут внести в Госдуму законопроект, который предусматривает отмену прямых выборов глав автономий, входящих в так называемые матрешечные субъекты РФ. В этих регионах губернаторы, как на Северном Кавказе и в Крыму, будут назначаться парламентом, а в консультациях по определению кандидатов будет участвовать глава сложносоставного субъекта. В КПРФ считают, что такие изменения могут быть оспорены в Конституционном суде.
Сложносоставными, "матрешечными", регионами называют края и области, в которые входят самостоятельные автономные округа (АО). Их укрупнение началось в 2001 году, после принятия закона "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта". Из семи "матрешек" сейчас осталось две: в Тюменскую область входят ХМАО и ЯНАО, а в Архангельскую область — НАО. Оставшиеся самостоятельными округа перечисляют часть налогов в бюджет "материнских" областей. Избиратели АО голосуют на губернаторских выборах дважды: за непосредственно окружного губернатора и главу области.
По словам собеседников "Ъ" в автономных округах, сейчас обсуждается идея, в соответствии с которой глава сложносоставного субъекта будет включен в схему консультаций по кандидатурам губернаторов входящих в данный субъект АО. Если договоренность об этом будет достигнута, при такой схеме непарламентские партии будут вносить свои предложения по кандидатам партиям, представленным в парламентах округов, они — губернатору области сложносоставного субъекта, и уже губернатор области — президенту. Сама "матрешечная система" субъектов при этом пересматриваться не будет. Для введения в схему консультаций главы сложносоставного субъекта потребуется изменение федерального законодательства.
По сведениям "Ъ", все три субъекта — ЯНАО, ХМАО и НАО — обратятся к Госдуме с соответствующей законодательной инициативой. После принятия закона на федеральном уровне субъекты поправят региональные законы. Цепочка законодательных изменений вряд ли будет оформлена до конца года, но к моменту окончания полномочий губернаторов ЯНАО и ХМАО Дмитрия Кобылкина и Натальи Комаровой в марте 2015 года она вступит в силу.
Напомним, сейчас главы регионов назначаются в северокавказских республиках, за исключением Чечни (которая настаивает на сохранении прямых выборов), а также в Крыму и Севастополе. С предложением отказаться от прямых выборов прокремлевский фонд ИСЭПИ выступил уже спустя полгода после их возвращения в апреле 2012 года (см. "Ъ" от 16 ноября 2012 года). А в марте 2013 года Госдума внесла изменения в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", согласно которым конституция (устав) субъекта может предусматривать процедуру избрания главы региона депутатами заксобрания. Тогда это решение объясняли в Кремле опасностью межнациональных конфликтов на Северном Кавказе при проведении прямых выборов.
Администрация президента в курсе инициативы трех субъектов РФ. "Это оптимальное решение, которое в том числе повлияет и на сбалансированность расходов (в сложносоставных субъектах РФ.— "Ъ")",— сказал источник "Ъ" в Кремле.
При этом собеседники "Ъ" в регионах говорят, что назначение глав необязательно будет приурочено к единому дню голосования. Согласно ст. 18 закона "Об общих принципах...", президент вносит кандидатуры на рассмотрение заксобрания не позднее чем за 20 дней до окончания срока полномочий главы субъекта РФ. Если соответствующие поправки будут приняты, то главы ХМАО и ЯНАО могут быть назначены уже весной 2014 года (глава НАО Игорь Кошин избрался в сентябре этого года).
Источник в "Единой России" сказал "Ъ", что это инициатива самих регионов, партия на этом этапе участия в консультациях не принимала, решение продиктовано макроэкономической ситуацией, демократических принципов не нарушает. "Предпосылок отменять выборы в ХМАО и ЯНАО я не вижу,— в свою очередь заявил "Ъ" депутат Госдумы от Тюменской области Эрнст Валеев ("Единая Россия").— В сентябре этого года выборы главы Тюменской области прошли без проблем и скандалов".
Между тем источник в заксобрании ХМАО заявил "Ъ", что в округе пока ведется подготовка к прямым выборам губернатора. Он отмечает, что возможный переход на назначение глав округов ведет к ослаблению их влияния: "Владимир Якушев (губернатор Тюменской области.— "Ъ") пошел на выборы с разрешения президента и получил поддержку людей, а у назначенных губернаторов ХМАО и ЯНАО ее не будет, что ставит их фактически в подчиненное положение по отношению к главе Тюменской области". Возможность провести досрочные выборы губернатора уже в этом году лоббировал и глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин (см. "Ъ" от 14 мая).
Политолог Ростислав Туровский также полагает, что "в данной конструкции может быть заинтересована Тюменская область, которой в период объединения регионов не получилось выстроить вертикаль и вписать в нее окружные власти". Эксперт отмечает, что Наталья Комарова "не пользуется авторитетом у региональной элиты", ей будет "проще пройти процедуру переназначения через парламент", в роли жертвы фактически окажется Дмитрий Кобылкин: "У него были хорошие шансы переизбраться на прямых выборах, что значительно укрепило бы его позиции". Для элит двух субъектов, "которые всегда отстаивали свою независимость", подобное решение — сильный "удар", резюмирует эксперт.
Вице-спикер архангельского заксобрания Виталий Фортыгин рассматривает инициативу только "как элемент возможного объединения субъектов": "Это не так плохо, ведь с НАО мы находимся в тесном сотрудничестве. В случае укрупнения появится совместная налоговая база, которая позволит Архангельской области стать более самодостаточным субъектом". Но в регионе, по его словам, инициативу пока "никто не обсуждает".
"Если изменения законодательства будут приняты в таком виде, то есть основания для обращения в Конституционный суд,— заявил "Ъ" член думского комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев (КПРФ).— Усматривается нарушение положения Конституции о равенстве всех субъектов (ч. 4 ст. 5), а также нарушение порядка избрания глав субъектов — ведь фактически некоторые субъекты получат роль подчиненных". Депутат полагает, что "сейчас страна втягивается в экономический кризис", поэтому "администрации президента важно выстроить контроль" особенно за субъектами, которые являются регионами-донорами.
Ирина Нагорных, Софья Самохина, Андрей Перцев