Раннее зимнее утро. Легкий морозец. Перед нашим взором раскинулось огромное озеро без конца и края. Наконец-то, вырвавшись из шумного города мы здесь, в лесной тиши, где и мысли становятся спокойнее, дышится полной грудью свежим таежным воздухом.
Сегодня мы приглашены на большой невод, проводимый администрацией Намского улуса, поблизости села Тюбя, на озере Юрюнг-Кюель. Большой невод - мунха, это большой промысел, традиция народа саха, идущая из глубины веков. В старину мунха проводились во всех наслегах Якутии.
Народу собралось в этот день немало. Все были радостно настроены. Чувствовалось, люди долго ждали этого дня, праздника объединения, единства, сплочения. Ведь не зря невод называют вторым ысыахом. Здесь собираются и стар, и млад. Мы были удивлены, что в промысле активное участие принимают женщины.
Озеро Юрюнг-Кюель издавна считалось священным местом. Каждый год перед неводьбой люди проводят священный обряд очищения огнем. И в это раз после благословения алгысчыта все рыбаки по кругу солнца прошли вокруг костра: на снежный покров озера человек
должен вступить с чистыми помыслами.
В каждом наслеге есть свой уважаемый аксакал. Старейший, уважаемый человек, который руководит неводом - Никонов Тарас Прокопьевич, ему уже восемьдесят лет. Всю жизнь он рыбачил на этом озере, знает все глубины, повадки рыбы, как удобней ее заманить в невод. Опыт многих лет, познания переданные отцами и дедами, все это передается из поколения в поколение. Несмотря на свой солидный возраст, он наравне с молодыми принимает самое активное участие в мунха.
И началось главное действо! Выгрузили невод с саней, погрузили в чаардаат. Никто просто так не стоял без дела. Все были вовлечены в общую работу. Кто-то прорубал пешней лед, кто-то таскал бечеву. Женщины и дети палками мутили воду в лунках, сгоняя рыбу в невод. День был морозный,
ветер сбивал с ног, мела поземка.
Старики строго следили за тем, чтобы никто взад и вперед не ходил по озеру, чтобы в лишний раз не спугнуть рыбу. Все было организованно и слаженно.
До позднего вечера тянули невод к концу озера. И вот самый волнительный момент вытаскивания мунха. Пошли первые карасики по крылу невода, - hуу – облегченно пронеслось по рядам ожидающих. – Бэриэтчит баар! (Первые караси есть!) – радостно перешептывались между собой люди. В этот момент не принято громко разговаривать, чтобы не спугнуть удачу. Так повелось исстари. В самый последний момент невод под водой может запутаться и перевернуться, рыба вся уйдет и весь день тяжкого труда уйдет насмарку.
Все ближе и ближе конец невода. Закипела вода в чаардаате серебристой волной! Полный невод карасей! И все как на подбор: крупные, жирные! Общая волна радости охватила людей. Все радовались как малые дети. Забегали сноровистые молодые парни с сачками, выгребая рыбу и выбрасывая ее на
расчищенную заранее площадку.
Усталые, но довольные возвращаемся мы в охотничью избушку. Сразу с двери нас встречает вкусный запах отварного мяса, ведь специально для гостей хозяева забили сегодня скот, следуя старинным якутским обычаям. За вкусным ужином, за кружкой горячего чая люди наперебой делились впечатлениями сегодняшнего дня, смеялись, шутили.
Этот день надолго запомнится в нашей жизни. Мы в первый раз в жизни побывали на мунха. Узнали, сколько труда требует этот удивительный вид подледной рыбалки. Ведь не зря гласит народная пословица: без труда не выудишь и рыбку из пруда!
Светлана Андреева, Евгений Васильев.