Аукцион с коррупционными рисками объявлен главой Среднеколымского района
ИА SakhaNews. Программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда реализуется в Якутии за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, республиканского и муниципальных бюджетов. В связи с этим проводятся многочисленные аукционы, объявляемые муниципалитетами для приобретения жилых помещений (квартир) в домах малоэтажной застройки. И во многих из них далеко не все прозрачно и законно. Так, 27 ноября глава МО "Среднеколымский улус (район)» Евгений Слепцов утвердил документацию и объявил о проведении аукциона на приобретение у застройщика 16-ти жилых помещений (квартир) в домах малоэтажной застройки в г.Среднеколымске в целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Всего предполагается купить по 8 однокомнатных и трехкомнатных квартир, общей площадью 776,96 м²., которые должны располагаться в деревянном доме (фундамент – окладные венцы по деревянным сваям, наружные, внутренние стены из бруса).
Казалось бы, раз проведение данного аукциона контролируется лично главой района, то с точки зрения закона никаких вопросов не должно возникать.
Однако на деле оказалось все в точности до наоборот, и отправной точкой "всех бед", как нам представляется, является цена контракта, которая составила не много не мало - 57 458 911,36 бюджетных рублей.
Ознакомление с опубликованной документацией показало, что ни главе района, ни его контрактной службе, видимо, не знакомо положение Федерального закона о контрактной системе N44-ФЗ о запрете на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Так, проектом контракта установлен крайне сжатый срок для окончания строительства квартир, их передачи заказчику и ввода в эксплуатацию - не позднее 31 марта 2015 г., то есть, по сути чуть больше трех месяцев после подписания контракта.
При этом согласно требованиям документации на момент заключения контракта готовность объекта строительства (квартир) должна составлять не менее 80%.
Как думаете, много ли в далеком северном Среднеколымске в настоящее время квартир со сроками окончания их строительства в марте 2015 года и готовностью 80%?
Ответ очевиден, а подобные требования главы района никак не способствуют созданию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (застройщиками), что продекларировано федеральным законом о контрактной системе в качестве основного принципа при его реализации.
Кроме того, в документации закреплено, что в аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, а также социально ориентированные некоммерческие организации, что напрямую нарушает ст.30 федерального закона о контрактной системе, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта для подобных аукционов не должна превышать 20 млн. рублей.
В завершение ко всему в проекте контракта прописано, что заказчик (читай - глава района) может возместить застройщику часть затрат по завершенным видам строительных работ, в случае, если степень готовности объектов нового строительства составляет не менее 80%, при том, что проектом контракта установлено общее условие об оплате квартир только после подписания акта приема-передачи.
Таким образом, документацией главе района предоставлено право по своему усмотрению решать, оплатить часть работ досрочно или сделать это после передачи квартир, что можно смело отнести к коррупционным рискам.
Что "заставило" главу района пойти на прямые нарушения требований Федерального закона о контрактной системе, которые ведут к ограничению количества участников аукциона?
Для выяснения этого вопроса мы обратились к документу, которым была обоснована начальная цена в 57 млн. рублей.
Как оказалось, другие главы районов Якутии при объявлении аналогичных аукционов в обоснование начальной цены ссылаются на приказ Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2014 г. №53, которым для каждого района (улуса) установлена своя предельная стоимость 1 кв.м. для приобретения жилых помещений в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда» Государственной программы РС(Я) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 гг».
Глава Среднеколымского района Слепцов Е.М. в обоснование начальной цены в 57 млн. рублей сослался не на указанный выше приказ, а на сметный расчет, который был составлен неизвестными лицами для "строительства 16-ти квартирного жилого дома в г.Среднеколымске".
Путем нехитрых расчетов видно, что стоимость 1 кв.м. при приобретении квартир площадью 776,96 м². за 57 458 911,36 рубля составляет 73 953 рублей.
То есть цена однокомнатной квартиры в деревянном доме (площадью 33,25 кв.м. согласно аукционной документации) в г.Среднеколымске определена на уровне 2 458 953 рулей.
В то же время, предельная стоимость 1 кв.м., установленная приказом Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2014 г. №53 для приобретения жилья в домах деревянного типа для Среднеколымского района, составляет... 51 873 рубля.
Таким образом, если руководствоваться действующими правовыми актами, а не неизвестными сметными расчетами, то начальная стоимость 16-ти квартир в Среднеколымске площадью 776,96 м². должна составлять не 57 458 911,36 рубля, а ... 40 303 246 рублей.
Для чего аукционной документацией ограничивалось количество потенциальных участников и можно ли указанные выше обстоятельства рассматривать как необоснованное завышение начальной цены аукциона на 17 млн. рублей (а это, в свою очередь, в целом можно расценить как подготовку к хищению бюджетных средств в особо крупных размерах)? Думаем, ответ на эти вопросы должны дать компетентные органы...
|