Сырье преобладает
Активнее всего сотрудничество России и Китая развивается в сырьевой и энергетической сферах – тенденция эта сохраняется и в нынешнем году. 80% товарооборота между странами составляют сырьевые товары – нефть, руда, лес. При этом поставки из Китая, по сравнению с прошлым годом,
выросли на 10%, а экспорт российской продукции – всего на 3,4%. По данным Минэкономразвития КНР, Китай занимает 1-е место среди торговых партнеров России, Россия же по объему товарооборота с КНР находится на 9-м месте. Структура товарооборота с Китаем примерно такая же, как и с Евросоюзом: российское сырье в обмен на иностранные продукты, ширпотреб и технику.
У Китая нет предубежденности против российских товаров, однако «наши возможности ограничиваются реальным потенциалом нашей промышленности»,
поясняет посол России в КНР Андрей Денисов. Чтобы увеличить долю нашей продукции на китайском рынке, нам надо развивать потенциал внутри страны, подчеркивает он. Насколько же способствует этому проводимая правительством линия сотрудничества с Поднебесной?
Газопроводы: отсель грозить мы будем немцу?
Самым масштабным контрактом стал договор о поставках газа сроком на 30 лет между «Газпромом» и CNPC. Для его реализации планируется начать разработку новых месторождений в Восточной Сибири (Чаяндинского и Ковыктинского) и построить газопровод «Сила Сибири», который протянется до границы с Китаем на Дальнем Востоке. Финансировать строительство частично предполагалось за счет полученного от Китая аванса в 25 млрд долларов. Теперь от авансирования поставок, которые были, как выяснилось,
«элементом переговоров о цене», стороны отказались. Более того, поставки по контракту на 400 млрд долларов
подешевели из-за снижения нефтяных цен на 30%, говорил заместитель министра по развитию Дальнего Востока Олег Скуфинский. По оценкам экспертов, при текущих нефтяных ценах, от которых зависит стоимость газа, контракт может стоить 300-320 млрд долларов. Но и объем капитальных затрат с девальвацией рубля тоже сократится или, по крайней мере, не сильно превысит 55 млрд долларов, хотя изначально во внутренних документах «Газпрома» фигурировала цифра в районе 100 млрд. Понятно, что срок окупаемости проекта при таких затратах и падающей цене может превысить 25 лет или даже стать безвременным.
Кроме того, представители Китая, подписав меморандум о взаимопонимании, вежливо обещали подумать о поставках газа по западному маршруту, через Алтай, переговоры по которому Россия ведет еще с 2006 года. У этого проекта сразу несколько преимуществ, но все они распространяются исключительно на Россию: частично построенная инфраструктура по доставке газа к границе Китая и освоенные месторождения Западной Сибири, являющиеся ресурсной базой для европейских поставок. Китаю газопровод едва ли нужен: вся промышленность сосредоточена на востоке страны, а место, куда придет российская труба – пустыня Гоби на западе, откуда китайцам придется самостоятельно тянуть «Алтай» еще на тысячи километров до регионов активного потребления. Но Россия уже строит планы – поставлять не 30 млрд кубометров газа в год, а до 100 млрд, с целью выйти на европейские объемы поставок и, видимо, изображать независимость от европейских потребителей и рынка. Впрочем, все это со слов главы «Газпрома» Алексея Миллера.
При всех плюсах долгосрочных контрактов с Китаем эксперты предупреждают и о рисках предпринятой диверсификации. На европейском направлении «Газпром» заключал договоры с несколькими странами и компаниями, и при всей общности позиций, с каждым из покупателей складывались особые отношения. С Китаем же «Газпром» фактически становится зависимым от одного покупателя. Кроме того, высказываются также опасения, хватит ли «Газпрому» денег и на строительство двух газопроводов в Китай, и на ранее намеченные инвестиции, например в «Южный поток».
Энергетика: от реконструкции к владению
В сфере электроэнергетики Китай не только расширил свое присутствие в качестве покупателя электроэнергии, временного партнера и поставщика оборудования, но и может перейти в качественно иной статус – владельца российских энергокомпаний. Правда, случится это не прямо сегодня, а лет через пять.
Пока же Государственная электросетевая корпорация Китая (ГЭК Китая) вместе с компанией «Россети»
планируют реконструировать электросети в Чите и наладить энергоснабжение горнорудных месторождений в Забайкалье. «РусГидро» вместе с китайской компанией Power Construction Corporation of China Ltd (PowerChina)
будет строить гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС) в России – пилотной станет Ленинградская ГАЭС. Совместно с другой компанией, «Санься» (Три ущелья), планируется построить четыре противопаводковых ГЭС в бассейне Амура. Это поможет решить проблему паводков от Благовещенска и ниже по течению, через Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и так далее, в том числе и на китайской территории, отмечает председатель правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод. При этом значительная часть вырабатываемой электроэнергии будет экспортироваться в Китай. Ориентировочная стоимость ГЭС составит до 230 млрд руб. Для реализации соглашений будет создано два совместных предприятия. В каждом из них у «РусГидро» будет доля в 51%, у китайских партнеров – 49%. При этом 75-80% финансирования
планируется привлечь с китайской стороны.
В перспективе «РусГидро»
не исключает, что китайской «Санься» будет продан блокирующий пакет акций компании «РАО ЭС Востока», которая снабжает электроэнергией Якутию, Магаданскую область, Камчатку, Сахалин и Дальний Восток, а также Китай. Изначально 52,68 % «РАО ЭС Востока» принадлежало государству. На сегодня госдоля сократилась до 3,38%, основным акционером является «РусГидро» – 84,39%. В ближайшие пять лет компания намерена довести свою долю до 100% , после чего и осуществить продажу.
Полезные ископаемые: расширение присутствия в стратегической отрасли
Значительно усилились позиции Китая и в сфере добычи полезных ископаемых в России. В ответ на его просьбу о смягчении закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли российское правительство готово внести соответствующие поправки в законодательство. Помимо скромных
10% в Удоканском месторождении меди (крупнейшем в России и третьем в мире) и 10% (а
возможно, и 25–30%) в Ванкорском месторождении «Роснефти», Китай
может приобрести также значительный пакет акций самой «Роснефти» – 19,5%, чуть меньше доли, которой владеет BP (19,75%).
Кроме того, китайская корпорация «Тянь Хэ»
займется добычей золота в Магаданской области на месторождении, принадлежащем компании «Геоцветмет». 80% этой компании принадлежит группе компаний «Мангазея», которая и продаст всю свою долю китайцам. Запасы золота на месторождении составляют 483 тыс. унций золота и, по предварительным оценкам, относятся к категории упорных руд, т.е. извлечение их более трудоемко и требует специальных технологических мощностей. Предполагается, что корпорация «Тянь Хэ» будет вывозить полученную руду для переработки на свой завод в КНР.
Содействие Китая развитию Дальнего Востока
Большие надежды на китайские инвестиции возлагаются в проектах по развитию Дальнего Востока – причем сразу с обеих сторон. Зампредседателя КНР Ли Юаньчао
предлагает, например, объединить программу развития российского Дальнего Востока и стратегию подъема северо-востока Китая, создав на Дальнем Востоке единую экономическую зону. По его мнению, это поможет оптимально использовать китайские финансы и рабочую силу и российские научно-технические, интеллектуальные и природные ресурсы.
Минвостокразвития в разработанном им закононопроекте «О территориях опережающего развития» (ТОР) предусмотрел не только значительные
налоговые льготы (практически освобождение от налогов в течение 5 лет), но и возможность использования иностранной рабочей силы без учета квот. Последний пункт весьма встревожил местное население, и вице-премьер Юрий Трутнев
пообещал, что законопроект будет дополнен «предохранительными механизмами», «чтобы быть уверенными в соблюдении прав наших граждан».
При этом китайские предприниматели на Дальнем Востоке активнее всего интересуются проектами в сфере лесопереработки и сельского хозяйства. И в той, и в другой сфере деятельность их не только не способствует развитию территорий, но и закрепляет «сырьевую роль» России. Так, например, в сфере лесопереработки Китай, который с 1998 года ввел мораторий на рубки собственных лесов, более чем на 60% обеспечивает свои потребности в древесине за счет России. Сам он при этом экспортирует 90% продукции с высокой добавленной стоимостью – бумагу, картон, строительные конструкции, мебель. В России же
95% экспорта древесины в Китай приходится на сырье. Китайские бизнесмены, арендующие на длительный срок участки российских лесов, как правило, варварски их вырубают, не считаясь с условиями аренды. Объемы экспортируемого леса
в разы превышают допустимые объемы для этого участка. По
оценкам экспертов, более 80% объема древесины, поступающей из России в Китай, нелегального или сомнительного происхождения.
Так же варварски эксплуатируются китайским бизнесом и арендуемые в России сельхозугодья: на месте теплиц остаются мусорные свалки, почвы отравлены пестицидами и избытком удобрений. В Приморском крае,
по итогам 2013 года, 1,27 тыс. га сельхозземель оказались заняты свалками; ущерб от деятельности одной только китайской агрофирмы, арендовавшей участок в 107 га, составил 158 млн руб.: содержание в почве пестицидов превысило предельно допустимую концентрацию в 2,4 раза. Стоит отметить, что и на родной территории китайские аграрии хозяйствуют столь же варварски. В конце 2013 года более 3,3 млн га пахотной земли в Китае
было признано непригодным для выращивания сельскохозяйственных культур из-за загрязнения промышленными отходами и пестицидами. Тем не менее, и экспорт сельхозпродукции из Китая, и предложение российских земель в аренду растет. В общей сложности, планируется реализовать 158 проектов, большая часть которых намечена на ближайшие 5–10 лет. Для осуществления их Китай готов привлечь более 10 тысяч единиц сельскохозяйственной техники и более 50 тысяч специалистов. Местные сельхозпроизводители конкуренции с Китаем
не выдерживают. В итоге более 60% продуктов на Дальнем Востоке приходится на импорт, в основном из КНР. В отдельных регионах этот показатель еще выше: в Амурской области он составляет 75%, в Еврейской АО – 93%, в Забайкальском крае – 97%. Между тем, с точки зрения национальной продовольственной безопасности, предельно-критической нормой является доля в 30% импортных продуктов.
Китайцы и российские дороги
РЖД рассчитывает на участие китайского капитала в строительстве высокоскоростной магистрали «Москва-Пекин», стоимость которой, по
словам вице-президента компании Александра Мишарина составляет 7 трлн руб. В строительстве дороги Китай заинтересован не меньше России и даже предлагает продолжить ее до Минска – ведь она послужит для транспортировки китайских товаров в Европу.
Первой очередью этой магистрали станет ВСМ «Москва-Казань». На ее строительство Китай, возможно, предоставит порядка 400 млрд руб. – в виде инвестиций или кредитов. При этом финансирование Китай обычно осуществляет на условиях использования китайских технологий и оборудования, что, возможно, представит определенные риски для отечественных производителей.
Промышленность: Китай придет на помощь?
Сотрудничество с Китаем в промышленной сфере имеет свои плюсы и минусы. Некоторые проекты могут помочь России в приобретении новых технологий. Примером может служить создание в России
завода по производству станков с числовым программным управлением, разработанных китайской компанией. Продукция его ориентирована на российский рынок и страны СНГ, финансировать строительство российская и китайская сторона будут на паритетных началах, проект предполагает передачу технологий.
Однако эксперты отмечают, что китайские предприятия в России могут представлять и угрозу для отечественных производителей. Особенно сильны эти опасения в отношении АвтоВАЗа, которому, впрочем
под руководством Renault-Nissan, и так уже нечего терять. Создать свои предприятия в России в ближайшее время намерены сразу
несколько китайских автопроизводителей. Great Wall Motors вкладывает 520 млн долларов в строительство завода в Тульской области, где с 2017 года планирует выпускать внедорожники Haval – 80 тыс. автомобилей в год. Компания Lifan, чьи автомобили сегодня выпускает по контракту черкесский завод «Дервейс», инвестирует 300 млн долларов в строительство завода в Липецкой области. Мощности по производству полного цикла (сварка кузова, окраска и сборка) на первоначальном этапе будут рассчитаны на выпуск 60 тыс. автомобилей в год. Haima намерена вложить 100 млн долларов в создание предприятия по выпуску седанов и внедорожников мощностью 50 тыс. машин в год, которое планируется запустить в 2017 году. С развитием производства в России китайские автомобили будут представлять еще более серьезную угрозу отечественному автопрому, поскольку все сильнее конкурируют с ним в бюджетном сегменте.
Гораздо перспективнее для России сотрудничество
в сфере авиастроения. Российская ОДК заключила ряд контрактов на разработку и поставку двигателей для военных истребителей, а также комплектующих для гражданской авиации. Рособоронэкспорт надеется на успешное завершение ведущихся с 2012 года переговоров о поставке в Китай 24-х истребителей Су-35. Россия
намерена также продвинуть на китайский рынок Sukhoi Superjet 100. Обсуждается возможность создания совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который должен составить конкуренцию лайнерам Boeing и Airbus. Продолжаются активные консультации по строительству «тяжелого» вертолета.
По мнению экспертов, среди десятков договоров, заключенных с китайской стороной в последнее время, есть и весьма перспективные. Дальнейшая судьба наших отношений будет зависеть целиком от России,
считает, в частности, доктор экономических наук, китаевед, проректор МГИМО Николай Котляров. Для успешного развития нашей стране нужна собственная промышленная политика, подчеркивает эксперт. А пока ставка в основном идет на продажу сырья.