Main » 2014»Ахсынньы»9 » Вопреки запретам: якутяне стали пить больше водки
Вопреки запретам: якутяне стали пить больше водки
20:06
Передел алкогольного рынка Якутии: «крестные отцы» алкомаркетов
YAKUTIA.INFO. Как мы писали ранее, вопреки запретам якутяне меньше пить не стали. Даже напротив, возросло потребление водки. Между тем, закон об алкомаркетах вызывает все больше споров.
Начиная с мнения о том, что он просто невыполним, заканчивая тем, что «инновация» подкосит мелкий и средний бизнес, а также приведет к росту цен, ударив тем самым по итак не самой благополучной ситуации в экономике.
Следующий 2015 год объявлен годом предпринимательства, в связи с чем закон об алкомаркетах действительно стал «подарком» для бизнеса. По мнению многих экспертов, с которыми нам приходилось общаться, передел алкогольного рынка Якутии станет ударом, от которого будет трудно оправится для большинства торговцев. Но для других закон как манна небесная. Редакция Якутия.Инфо «огласит весь список» тех, кто получит наибольшую выгоду от его введения.
Итак, наибольшими сетями располагают «Ремикс» и «Шанс». Также более-менее приспособлен «проправительственный» ФАПК «Якутия». Мелкие игроки, такие как «ОПТ- Маркет» и ТД «ИСТОК» начнут игру с потерями. Так «ОПТ-Маркет» во главе с генеральным директором Максимом Архиповым идет с двумя торговыми точками в Якутске (плюс один в Нижнем Бестяхе) и несколькими специализированными магазинами в районах республики. «Один из павильонов (по улице Каландаришвили) в Якутске и один в Покровске нам придется закрыть. Придется переоборудовать, что имеем, что же делать», - говорит начальник торгового отдела Изольда Санникова. Сергей Жданов, генеральный директор торгового дома «Исток», в интервью нашему изданию признался, что также не в восторге от закона: «Речь идёт о нескольких тысячах человек с семьями и детьми, которые лишатся дохода. Вдвойне непонятно, зачем это делать сейчас, когда ситуация итак довольно сложная. Подход не с той стороны, ведь странно то, что у нас нет ответственности за то, что пьют, а наказывают тех, кто продает и создает рабочие места. Вот такой вот подарок к Новому году всем».
С ФАПК Якутия все понятно - крупнейший холдинг Якутии с учредителем в лице ГУП «Комдрагметалл» (назначен распоряжением Правительства РС(Я) от 21 ноября 2007 года). Представляет интересы лиц слишком известных, чтобы можно было об них говорить. Были бы монополистами рынка, если бы не: «Ремикс» во главе с Виталием Бобровым. Справочник выдает целых 15 филиалов сети. Если учитывать, что основным помещением считается точка по Можайского 27/7, то с даты регистрации, 15 февраля 2011 года, жители окрестных районов потратили немало средств для развития сети алкогольных магазинов. Ситуация немного проясняется, когда покопавшись в документах находящихся в свободном доступе в сети, мы выясняем, что «Ремикс» имеет дочерние фирмы («Ремикс+» и «Ремикс плюс», да, одна знаком, другая прописью) соучредителями которых, помимо Боброва являются Айдар Тахватулин и Фларит Хафизов. Данияр Абдрафиков, директор сети «Шанс 2+», имеет в резерве шесть торговых точек, зарегистрированных в справочнике 2Гис. При этом ему приходится делить бремя власти с соучредителями Александром Вячеславовичем и Лилианой Леонидовной Волонтеровыми. Интересно то, что «Шанс» (впрочем, так же как и «Ремикс») имеет фирму по оптовой торговле. Так, в конце мая 2014 года появилась компания «Шанс-2-опт». Видимо, уже тогда было понятно, в какую сторону дует ветер, и у бизнесменов выстроились далеко идущие планы.
Итак, мы имеем три компании активно развивавших сеть алкогольных магазинов в республике. Также у владельцев хорошо налажена автономная оптовая торговля (понятно, куда они будут поставлять продукцию). Малый и средний бизнес фактически убран с арены. Самое время собирать урожай.
P.S. Как известно, деньги довольно часто становятся площадкой для ухода в политику, впрочем, также, как и наоборот. Есть мнение, что через некоторое время одним из кандидатов на вышестоящие должности республики может баллотироваться один из вышеперечисленных персонажей. Николай БОРИСОВ
Вопреки запретам: якутяне стали пить больше водки
YAKUTIA.INFO. Принятый законопроект об алкомаркетах к уменьшению потребления алкоголя в Якутии не приведет. Такой вывод следует из данных, предоставленных федеральной службой «Росалкоголь». Согласно статистике ведомства, за последние годы республика, несмотря на всевозможные запретительные меры, меньше пить не стала.
Напомним, что в ноябре этого года Ил Тумэн республики принял законопроект, согласно которому торговать алкоголем с 1 января можно только в специализированных заведениях – так называемых алкомаркетах. Идея введения системы алкомаркетов принадлежит главе республики Егору Борисову. Егор Афанасьевич считает, что это поможет существенно снизить потребление алкоголя населением, поскольку сделает его менее доступным.
Алкомаркетами признаны заведения, в которых разрешено торговать только алкогольными напитками. Магазины, помимо алкоголя торгующие иной продукцией, должны до 1 января принять решение, чем им торговать – либо спиртным, либо же продуктами питания.
Некоторые эксперты считают, что законопроект не выполним на практике. Так, в газете «Якутск вечерний» речь шла о том, что многие предприниматели будут вынуждены торговать и не только алкоголем, но и продуктами питания, поскольку будут предлагать его как бы в довесок к основной спиртной продукции. По мнению экспертов, напрямую делать это закон не запрещает.
Между тем генеральный директор торгового дома «Исток» Сергей Жданов считает, что законопроект ударит в первую очередь по малому бизнесу, однако к снижению потребления не приведет. «Законопроект нельзя назвать своевременным, - считает Жданов. – Сегодня многие предприниматели итак находятся на грани выживания, а с учетом санкций ситуация еще осложнится. Это мера направлена на уничтожение такого класса, как предпринимательства. С другой стороны, предприниматели при выборе, чем им торговать – продуктами или алкоголем – в конце концов, сделают выбор в пользу последнего. Поскольку выживать надо, а никакой другой товар не имеет такого оборота и доходности, как алкоголь».
Помимо этого, Жданов в связи с принятием закона об алкомаркетах прогнозирует очередное повышение цен. «Бизнес будет просто вынужден компенсировать выпадающие доходы, образовавшиеся от исчезновения алкоголя с прилавков. И это в первую очередь распространится на продукты, цены на которые не регулируются государством. Предпринимателям говорят, мол, торгуйте чем-нибудь другим – например, цветами. Но не у всех это получится», - считает гендиректор ТД «Исток».
Интересно, что, несмотря на постепенное закручивание гаек в отношении алкоторговцев, пить якутяне за последние годы меньше не стали. Так, в 2013 году был принят законопроект, ограничивающий продажу алкоголя, в том числе пива. Однако, как показывают цифры «Росалкоголя», в 2014 году потребление спиртного якутянами существенно не снизилось, а по ряду моментов даже повысилось.
Так, если за 9 месяцев 2013 года якутяне выпили 713570 декалитров водки, то в 2014 году эта цифра составила 715 816 декалитров.
По пиву цифры несколько уменьшились: 3668587,4 декалитров за девять месяцев в 2014 году против 3773465,6 декалитров в 2013 году.
Стали потреблять больше коньяка: 39754,3 декалитров за 9 месяцев 2014 года против 39569,1 декалитров за 9 месяцев 2013 года.
Несколько снизились обороты вина: 423064,9 декалитров за девять месяцев 2014 года против 434354,5 декалитров за девять месяцев 2013 года.
Таким образом, в 2015 году, в Год предпринимательства в Якутии, риск закрытия угрожает многим торговым точкам именно из-за ограничительных мер на алкоголь. Вместе с тем оставшиеся в отрасли предприниматели будут вынуждены либо переходить на продажу алкоголя, либо повышать цены на продукты.
Вместе с тем, как показывает практика, существенных мер по снижению потребления спиртного из-за ограничительных мер не наблюдается. Денис АДАМОВ