Предлагаем читателю новую рубрику, которая называется «Неудобные вопросы». В этой рубрике могут быть заданы вопросы на любую тематику, интересующую читателя. В этой связи, приглашаем всех к диалогу. Редакция «Yktimes.ru».
В Якутии есть два основных поставщика топлива на розничный рынок республики – ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» и ОАО «Саханефтегазсбыт». Сегодня на сайте известного интернет-портала Якутия.Инфо представители этих компаний озвучили свою точку зрения на перспективы роста цен на топливо в будущем году.
Сергей Шугаев, пресс-секретарь ОАО «Саханефтегазсбыт»
– С 1 января 2015 года рост цены на топливо ожидается в пределах 2-3%. В любом случае все изменения согласовываются с РЭК. - Оказывает ли влияние на республиканский рынок цена на нефть?
– От котировок цен на нефть мы напрямую не зависим. На нашу цену влияет цена поставщиков – размер их оптовой цены. Мы закупаем топливо в Ангарске, в Ачинске и ряде других НПЗ. Если они снизят оптовую цену, то и у нас цена станет ниже. Если повысят, то и нам придется сделать цену выше, с учетом доставки и хранения. - Какой внешний фактор существенно повлияет на цену топлива?
– В большей степени, наверное, снижение экспортных пошлин. Нефть и нефтепродукты станет выгоднее вывозить, соответственно на внутреннем рынке цена будет расти. Поскольку производителям необходимо будет компенсировать разницу между валютной и рублевой ценой. А наши цены, повторюсь, в свою очередь зависят от поставщиков. Владислав Ким, коммерческий директор ОАО “Якутская топливно-энергетическая компания”.
– Цены на топливо ОАО «ЯТЭК» в 2015 году останутся в комфортном диапазоне. Существенного повышения мы не планируем. Максимум, что может произойти, это корректировка в рамках текущего уровня инфляции. - Есть ли прямая связь с ценами на нефть?
– Связь не прямая, но есть. Государство регулирует «привлекательность» экспорта нефти из РФ, через таможенные пошлины. Таким образом, помимо экономических факторов появляются ещё и административные факторы. - От каких внешних факторов зависит формирование цены на топливо в Якутии?
– Помимо общих экономических показателей, мировые цены на нефть, общая ситуация на российском рынке нефтепродуктов, баланс спроса и предложения и даже как ни странно погода. Ведь многие знаю о возникающих трудностях с завозом в связи со сложной навигационной обстановкой.
Поэтому мы считаем важным направлением организацию производства нефтепродуктов на территории республики. Жизнь подтверждает правильность нашей стратегии – осеннее повышение цен не коснулось нашего топлива.
На первый взгляд, «бензинщики» объяснили все важно и толково – повышению цен быть, но они тут не причем и всеми силами борются с этой бедой. На благо всех жителей республики Саха (Якутия).
Хотелось бы сказать им: «Молодцы!»
Но только как быть с фактами?
Вчера, 10 декабря, РИА «Федерал-пресс» опубликовало сообщение Томского УФАС, где сказано:
Между тем, существенно понизили цены оптовые поставщики нефтепродуктов. Снижение цен коснулось всех видов топлива, по которым проводится мониторинг и составило от 1,3 % до 6,5 % относительно цен, действовавших в конце ноября.
Оптовым поставщиком в Томске, о котором пишет томский УФАС, является «Роснефть». А сегодня, 11 декабря, уже ангарский сайт сообщил:
За последние 10 дней топливо на автозаправочных станциях Ангарска подешевело в среднем на 70 копеек. Первыми переписали ценники (в жизни сменили цифры на табло) на АЗС “Роснефти”, за ними в течение суток подтянулись заправки “Омни”, “Крайснефть” и “РБК”. Сегодня литр самого популярного у народа бензина марки А-92 стоит 34 рубля 50 копеек. Высокооктановые марки топлива также подешевели в среднем на рубль, хотя на разных колонках цены также разнятся в пределах одного рубля. Заметно подешевело моторное автомобильное масло и другие продукты из нефти.
В Ангарске находится НПЗ, принадлежащий «Роснефти», на котором, по словам представителя «Саханефтегазсбыта», они закупают топливо для нужд республики. Как видим, этот НПЗ оптовую и розничную цену иногда снижает. И тезис, что цена всегда растет, не имеет под собой реального основания. Не всегда. Иногда падает. Но что-то я не помню такого эпизода, когда тот же «Саханефтегазсбыт» снижал стоимость топлива на своих заправках в Якутии.
Серьезно говорить о связи роста цен на АЗС Якутска с котировками цен на нефть на Нью-Йоркской бирже – это из области анекдотов. ЯТЭК – миниатюрная ВИНК, работающая на почти изолированном локальном рынке при полном отсутствии конкурентов. Нижнюю границу цен у нее определяет себестоимость производства, а верхнюю – цена привозного топлива. В пределах этой вилки ЯТЭК может регулировать цену настолько, насколько ему позволяет совесть и якутский УФАС. Вот и вся стратегия.
На мой взгляд, во вторник, на встрече с членами правительства президент РФ Владимир Путин абсолютно верно заметил:
«Некоторые вещи – они вызывают, конечно, вопросы. Вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении цен на нефть на 35%. И это еще не все… основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?»
Как видите, оптовые поставщики нефтепродуктов цены иногда снижают. Снижают прямо сейчас.
Но увидим ли мы это снижение на якутских заправках? Александр Злобин.