"Было ожидание, что на фронт финансового кризиса явится главнокомандующий и сразится с надвигающейся жестокой рецессией. А получили мы самого обычного российского президента, умело владеющего отступлениями, шутящего с журналистами, но совершенно не имеющего решений", - пишет корреспондент Le Figaro Пьер Авриль о своем впечатлении от пресс-конференции Владимира Путина 18 декабря. Автор отмечает, что мероприятие длилось 3 часа 10 минут - на 1 час и 10 минут меньше, чем в прошлом году.
"В этом году российского лидера догнали актуальные новости в виде финансового шока, который потряс страну: национальная валюта резко обесценилась, - пишет журналист. - Судя по всему, это застало врасплох российского президента: он, как показалось, был не в своей тарелке, часто сбивчив, так что ему пришлось быстро оставить шаткую тему национальной экономики и перейти к более анекдотическим темам, приняв то обличие "политического животного", в котором он чувствует себя лучше всего".
Авриль цитирует слова Путина о том, что цена на нефть может "опуститься до 60 или 40 долларов за баррель, я не знаю, насколько хотите". "Эта неуверенность, которая исчисляется десятками миллиардов потерь в доходах бюджета, небезопасна, - комментирует корреспондент. - Однако глава государства предпочел не объяснять последствия черного сценария для своей страны". Путин высказался в пользу диверсификации ресурсов страны, основывающихся слишком сильно на экспорте нефти, но не предложил никакой конкретной меры для этого.
"Он выглядел более благожелательным по отношению к президенту Украины Петру Порошенко - который "стремится к урегулированию" политическим путем - но по-прежнему резким по отношению к Западу", - говорится в статье. "В отличие" от России, Запад "ошибся" и ведет себя как "империя", окруженная "вассалами", цитирует автор Путина.
По словам политолога Станислава Белковского, с которым побеседовал Авриль, "президент не признал существование кризиса". "В его речи не было ничего нового", - сказал Белковский.
"Если Путин будет дистанцироваться от этого кризиса, он рискует перейти в социальный кризис, а потом и в политический", - заявил автору статьи Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета.
Источник: Le Figaro
Александр Морозов
шеф-редактор «Русского журнала»
Пресс-конференция Путина: никаких подарков
Пресс-конференция Путина: никаких подарков
ИТАР-ТАСС
Президент не признает никаких ошибок и настаивает на таком понимании «интересов России», которое годится только для популистского управления электоратом
Ни одной подвижки, ничего нового — таков главный итог ежегодной большой пресс-конференции Владимира Путина. Британский журналист в середине пресс-конференции прямо спросил президента, не хочет ли он воспользоваться возможностью и послать миру какой-то позитивный сигнал — в условиях, когда на пороге «холодная война» и в России «проблемы с валютой»?
Фотогалереи
Война продуктов: еда, которую мы потеряли
Пир миллиардеров: как «продуктовая война» отразится на героях Forbes
Вопросы на засыпку: 5 хитроумных головоломок на собеседованиях
Все фотогалереи →
Но Путин в ответ дал понять, что у него в этой ситуации для мира приготовлена все та же самая риторика.
Думаю, что в Вашингтоне, Берлине, Лондоне и Париже эта пресс-конференция воспринята со скорбью. Она свидетельствует о том, что Путин, отказавшись после крушения «Боинга» от протянутой руки Меркель, а затем и от усилий Штайнмайера и Олланда, продолжает настаивать на абсолютно бесперспективной интерпретации событий в Украине. Он продолжает развивать риторическую концепцию «национальных интересов России», которая годится только для популистского управления собственным электоратом, но с точки зрения мировой политики является ужасающей архаикой.
После «черного понедельника» эта риторика «интересов» выглядит не только самоубийственно, но угрожает уже и экономикам Беларуси, Казахстана, да и всем экономикам стран бывшего СССР. Рынки отреагируют на отсутствие позитивного сигнала. Если бы не Крым, не агрессивная политика Кремля в Украине, то падение рубля, возможно, создало бы почву для перезапуска российской экономики, сделало бы страну привлекательной для инвестиций. Но в условиях политического конфликта с Западом этого не произойдет.
Попытки Кремля придать ситуации вид «обычной кризисности», которая случается и в больших, сильных экономиках, — это признак неадекватности.
Ситуация экстраординарная. Бессмысленно делать вид, что Россия проводит обычные меры кризисного менеджмента в условиях, когда США подписывают очередные санкционные меры, а премьер-министр Великобритании публично заявляет, что Кремль должен быть выключен из мировой финансовой системы.
На пресс-конференции отчетливо прозвучало: весь крупный бизнес в России должен работать в условиях автаркии. Все, кто остается в России, должны сняться с западного «крюка» и полностью положиться на государство. Таким образом, Путин за 15 лет своего правления описал полный «круг бумеранга». Он начинал с концепции «равноудаленности бизнеса от государства» в 2000-2002 годах, а в 2014 году пришел к «корпоративному государству» в изоляции, в котором действуют только компании, полностью лояльные любым политическим авантюрам Кремля.
В эти дни многие российские бизнесмены и даже чиновничество поставлены перед вопросом — надо ли оставаться вообще внутри этой системы, которая, как думают многие, ведет себя к самоубийству. Путин предлагает всем накануне нового, 2015 года еще раз сделать выбор: готово ли его окружение к героизму, к тому, чтобы пережить, как сказал Пушкин, «упоение в бою, у страшной бездны на краю». На пресс-конференции он сообщил, что до Нового года состоится его встреча с представителями крупного бизнеса. Будет очень интересно посмотреть на состав участников и на общую атмосферу этой встречи.
Риторика Путина не оставляет надежд: он собирается сражаться против всего Запада, даже ценой выхода из мировой финансовой системы.
В результате в дальнейшем единственной новостью, которая пошлет «позитивный сигнал» российским рынкам и мировому экономическому сообществу, будет сообщение о досрочной отставке Путина. Сможет ли президент решиться на этот патриотический поступок, который спасет Россию от разорения? В этом шаге не было бы ничего экстраординарного для российской постсоветской истории. Ведь Борис Ельцин ушел досрочно — и мир не рухнул. Судя по пресс-конференции, Путин еще очень далек от этого рационального решения.
Пресс-конференция 18 декабря ясно свидетельствует: в 2015 году от Кремля следует ожидать опасной игры с высокими ставками, нового накала популистской риторики для удержания населения в сомнамбулическом состоянии — ведь оно должно понести тяготы рецессии и автаркии, больших расходов на внешнеполитическую пропаганду.