Нынешняя политико-экономическая модель способна функционировать только в условиях постоянного притока ресурсов извне. Однако в 2015 году его больше не будет
12 января, 01:51 | Сергей СЕРЕБРОВ
В первые рабочие дни наступившего года "Yтро" традиционно публикует собственные прогнозы развития ситуации в политике и экономике. Не станет исключением и нынешний год.
Политика
Экономический кризис, порожденный сочетанием, как объективных, так и чисто субъективных причин не дает оснований надеяться на сохранение статус-кво, существовавшего с момента прихода к власти Владимира Путина. Причина тому в стремительном истощении ресурсной базы существовавшей системы. Государственно-клановый капитализм демонстрировал свою жизнеспособность в условиях постоянно растущего притока средств от экспорта сырья и зарубежных кредитов. В новых условиях и то и другое остается под большим вопросом. Для поддержания функционирования системы, сложившейся с начала 2000-х, потребуются новые источники ресурсов. Таковыми без малейшего сомненья станут малый и средний бизнес, а так же население. Ситуация будет развиваться в точности с сюжетом старого анекдота, когда уволенный с работы отец-алкоголик, на вопрос сына: "папа, теперь ты будешь меньше пить?" отвечает "нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть". В роли "сына", как нетрудно догадаться, окажется практически все население страны.
Однако, по уровню отдачи, эти "источники" вряд ли могут сравниться с сырьевым экспортом. Сомнительно, что они окажутся в состоянии содержать разросшуюся в последние годы огромную бюрократическо-силовую машину, сложившуюся. Сокращение "кормовой базы" с одной стороны будет означать увеличение финансового давления на население, в виде ужесточения администрирования налогов, сборов и штрафов, с другой – резкое обострение внутриклановой борьбы в самих элитах.
Однако принципиальная перекройка властной пирамиды, под воздействием меняющихся обстоятельств, в наступившем году маловероятна. На протяжении многих лет Владимир Путин активно давал понять, что он "своих не сдает", подтверждая это реальными действиями. Вряд ли президент отступится от своего кредо и на этот раз. Но в том, что существующая модель дала трещину, которая со временем будет только разрастаться, сомневаться не приходится.
В условиях нарастающего кризиса, это станет серьезным испытанием для самого главы государства и его имиджа в глазах населения. В 2015 году Путин окажется в противоречивой ситуации. Для сохранения стабильности власти, ему придется с одной стороны, проделать большую работу по улучшению, или как минимум не ухудшению отношений с Западом, а с другой – на "внутреннем рынке" активно поддерживать кампанию по созданию образа внешнего врага.
Крым не отдадим
Присоединение Крыма стало мощным импульсом для повышения популярности президента среди россиян, а так же нивелировало претензии ко всей политической системе и ее основным действующим лицам. При этом, оно же послужило и точкой отсчета к изменению отношения к России в мире. На каком-то этапе эти изменения стали столь значимыми, а порой и просто опасными для Кремля, что ему пришлось резко сбавить свою геополитическую активность.
Вполне вероятно, что все это найдет свое продолжение и в 2015 году. Путину придется любой ценой убеждать Запад в необходимости "замять" крымский вопрос. Это, пожалуй, единственная тема, по которой президент РФ не пойдет ни на какие уступки, ибо в противном случае, он рискует лишиться значительной части поддержки внутри страны.
Взамен этого, вполне возможно, что Западу будет предложена компенсация в виде урегулирования "украинского вопроса" на условиях более выгодных Киеву, Брюсселю и Вашингтону. По крайней мере, проект "Новороссия" с большой степенью вероятности уже сейчас можно считать закрытым. Еще какое-то время он будет использоваться в качестве пиар-инструмента внутри страны, тогда как во внешнеполитическом плане Москва попытается от него полностью откреститься.
Что касается судьбы самих ДНР и ЛНР, то она пока видится совершенно безрадостной. Республики, в их нынешнем виде, ждет "палестинизация" и погружение в политический и экономический хаос.
Протесты Грядущий экономический кризис создает почву для будущих народных протестов. До последнего времени, методы ручного управления позволяли противостоять развитию экономических и политических кризисов. Однако это было возможно лишь в условиях наличия доступа к внешним ресурсам и высокого внешнеполитического статуса России. Падение цен на нефть, украинские события и выход России из G8 лишили Кремль и того и другого. При этом, как в российском обществе, так и внутри самой системы управления страной уже накоплены неразрешимые конфликты.
Главным и наиболее универсальным способом их решения являются деньги. На сегодняшний день он, по понятным причинам, недоступен. Поэтому, на повестке дня все чаще будет появляться другой возможный способ решения вопроса – силовой.
Возможно ли в 2015 году возникновение в России народных протестов? Похоже, что да. Однако, на данном этапе, это могут быть выступления, преследующие преимущественно экономические, а не политические цели. Они могут быть обусловлены резким ростом цен, тарифов ЖКХ, транспортных расходов массовыми увольнениями и т.п.
Подобные протесты, скорее всего, будут иметь локальный, отраслевой или региональный характер. Так, например, в ряде регионов уже сейчас тарифы ЖКХ сравнялись или даже превосходят размер средней пенсии. Неспособность пенсионеров оплачивать коммунальные расходы может стать серьезным основанием для их выхода на митинги и демонстрации. Так же вероятно продолжение протестных выступлений врачей, затронутых медицинской реформой, автомобилистов, протестующих против введения платных парковок и других локальных групп.
О протестах, носящих политический характер (как это было на Болотной или Проспекте Сахарова) в 2015 году, говорить преждевременно.
Экономика
Минувший 2014-й год смело можно назвать последним годом экономической стабильности, в которой на фоне высоких и сверхвысоких мировых цен на энергоносители, Россия пребывала с 2000 года.
То, что будет происходить с экономикой в 2015 году, обусловлено прекращением действия сразу двух базовых факторов, на которых строилась прежняя модель. Это благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков и доступ к дешевым международным финансовым ресурсам. И если причины падения нефтяного рынка напрямую никак не связаны с действиями России, то второй аспект, является исключительно результатом проводимой ею политики.
В первом полугодии 2015 года стоимость барреля брент вероятнее всего будет находиться в районе 50-долларовой отметки или ниже. Это означает практически гарантированную рецессию, о масштабах которой говорить пока достаточно трудно. Облегчить ситуацию может восстановление роста нефтяных цен, возможное ближе к началу второго полугодия. Причиной роста могут стать действия стран ОПЕК, которые будут вынуждены прибегнуть к сокращению добычи. Несмотря на продолжающиеся заявления о невмешательстве в рыночные реалии, многие члены нефтяного картеля уже столкнулись с серьезными экономическими трудностями. Ближе к середине года эти трудности заставят их принять совместное решение о сокращении добычи нефти.
Еще одним интересным аспектом, свидетельствующим в пользу удорожания нефти, может стать кризис сланцевой энергетики в США. Уже сейчас известно, что целый ряд американских компаний по добыче сланцевой нефти находятся на грани банкротства из-за снижения стоимости барреля ниже себестоимости их добычи.
Этого будет достаточно для разворота (возможно временного) на нефтяном рынке и удорожании барреля до $70-80. Однако это не сможет переломить общего тренда, обусловленного изменениями в финансовой политике США, свертыванием программы количественного смягчения и ростом доллара. Все это в перспективе ослабляет позиции нефти, как спекулятивного актива. В связи с чем, ждать весьма серьезного удорожания нефти в следующем году не стоит.
Нельзя, конечно, исключать и неожиданностей. Например, активизации ИГИЛ и роста террористической угрозы непосредственно в Европе. Втягивание в конфликт ближневосточных стран – поставщиков нефти может существенно изменить положение дел на рынке. Впрочем, пока все это – лишь предположения. К чему приведут последствия терактов во Франции и приведут ли они вообще к чему-либо пока не ясно.
Все это говорит о том, что вероятность восстановления нефтяного рынка пока невысока. И это будет определяющим обстоятельством в части развития экономической ситуации в России.
Риски
Основными рисками наступившего года является резкое сокращение экспортных доходов, бьющее по курсу рубля и всей существующей сегодня в стране экономической модели. Далее следует опасность серьезных проблем с погашением кредитов российскими корпорациями. Лишившись, после присоединения Крыма и конфликта на востоке Украины, доступа к международным финансовым ресурсам, некоторые из них могут оказаться в ситуации близкой к дефолту. Помочь всем "терпящим бедствие" государство будет не в состоянии. Для этого у него просто не хватит резервов, а запуск печатного станка только усилит девальвацию и следующую за ней инфляцию.
Как уже отмечалось выше, одним из главных источников доходов, направляемых на поддержку корпораций, в наступившем году станет малый и средний бизнес, а так же население. При особо неблагоприятном развитии ситуации вполне возможны ужесточения валютной политики, такие как частичная обязательная продажа валютной выручки экспортерами и ограничение использования валюты населением. Все это, скорее всего, позволит в наступившем году избежать дефолтов крупных компаний, близких к действующей власти. Предприятия же, не имеющие поддержки "в верхах", но имеющие внешние и даже внутренние кредиты становятся потенциальными претендентами на банкротство. Все это, в свою очередь, не может не сказаться на рынке труда. Рост безработицы в 2015 году неизбежен.
Рубль
Участь российской национальной валюты в 2015 году практически предрешена. Стоимость рубля будет всецело зависеть от ситуации на нефтяном рынке. Влияние геополитических факторов на российскую валюту в этом году, скорее всего, ослабнет. Руководство РФ будет вынуждено более взвешенно подходить к любым действиям в международной политике, по сравнению с тем, как это было в 2014 году.
Все это позволит затормозить темпы девальвации, хотя и ослабление рубля к основным мировым валютам в новом году продолжится. Если, конечно, не произойдет чего-то неожиданного на нефтяном рынке.
Импортозамещение
Надежды, возлагаемые российскими властями на то, что сокращение импорта приведет к развитию отечественной промышленности, в 2015 году вряд ли будут реализованы. Повторения событий 1998-го года, когда девальвация повлекла за собой промышленный бум в России, не будет.
Во-первых, это невозможно потому, что сегодня в стране просто нет необходимых для этого незагруженных мощностей. На создание новых производств по чисто техническим причинам уйдут годы.
Во-вторых, в российской промышленности порядка 80% нового оборудования приходится на импорт. В сельском хозяйстве импортируются основное количество семян, племенной скот, ветеринарные препараты и т.п. Заменить все это отечественными аналогами в обозримой перспективе невозможно из-за отсутствия, как самих аналогов, так и технологий, позволяющих их произвести.
В-третьих, благодаря весьма своеобразной политике ЦБ РФ, задравшего процентную ставку до 17%, предприятия оказались отрезанными от кредитных ресурсов. Так же, повышение ставки резко снижает возможности потребительского кредитования, что фактически убивает остатки спроса.
Не стоит ожидать и ослабления налогового и коррупционно-бюрократического бремени отечественного бизнеса. Ввиду сокращения доходов от сырьевого экспорта и притока иностранных средств, давление на него будет усиливаться. В результате, предпринимателям будет проще закрыть собственный бизнес, нежели преодолевать все новые препятствия, под флагом эфемерного импортозамещения.
Таким образом, общий прогноз развития ситуации в российской политике и экономике в 2015 году весьма печален. Ощущение наступления катастрофы не покидает многих из тех, кто следит за развитием ситуации в России. Существующая политико-экономическая модель доказала, что она способна функционировать лишь в условиях постоянного нарастающего притока ресурсов извне. Отсутствие этого притока переводит систему в состояние кризиса, из которого она не может найти выхода, так как просто не приспособлена к существованию в подобных условиях.