Модель зарождения снежной бури Таинственный детонатор
ИА SakhaLife19 января, 11:24
Когда я начал заниматься историей, не предполагал, что придется столкнуться с феноменом, который никто не в силах объяснить.
Будучи физиком по базовому образованию, я не верю ни в какую мистику и всегда руководствуюсь правилом «Бритвы Оккама».
Но в данном случае не вижу никакого рационального объяснения.
И поэтому просто расскажу эту загадку, чтобы читатели сами поразмышляли.
КОНДОТЬЕРЫ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
Сначала необходимо немного рассказать о канглах – великих воинах Степи.
Канглы – ассимилированные тюрками потомки легендарных скифов-саков, чье воинское искусство высоко ценилось во всем мире, особенно после того, как царица саков-массагетов ТОМИРИС разгромила КИРА Великого и отрубленную его голову велела сунуть в сосуд с кровью со словами: «Я предупреждала, что утолю твою жажду крови».
Саки сражались наемниками на стороне некогда побежденных ими персов в большинстве великих битв того времени. Они бились в теснинах Фермопильского ущелья, даже Саламинский морской бой не обошелся без их участия. Саки умирали на Гавгамелах, изрубленные мечами конницы АЛЕКСАНДРА Македонского.
Основным занятием большинства канглов была война и только война. Они были кондотьерами Великой Степи (первое значение термина «кондотьер» – предводитель наемного военного отряда, а второе – сам наемник, готовый воевать за вознаграждение).
Конечно, не всегда канглы были наемниками, часто воевали ради захвата добычи. Родственные канглам племена половцев, к примеру, больше совершали походы за добычей, чем воевали простыми наемниками.
Но служить наемником всегда было проще, чем собираться в большие армии и ехать сокрушать сильные государства.
Профессиональные воины, канглы освоили ремесло войны в совершенстве.
Приведу несколько штрихов.
Китайская хроника «Юаньши» описывает, как вождь канглов ХОТОСЫ-хан (КУТУХ на языке канглов, якутский аналог: «КУТТААХ», «Имеющий дух») был разгромлен в бою с монголами и попал к ним в плен. Монголы приготовили ему самую позорную для хана участь – продали в рабство в далекий Дамаск.
И довольные монголы приготовились навсегда забыть о непокорном вожде канглов.
Но Куттуз в Дамаске благодаря своему сильному духу и умению командовать сумел пробиться наверх, стал дворцовым гвардейцем АЙЮБИДОВ, затем сплотил вокруг себя гвардию, сверг султана и сам стал султаном Дамаска. Куттуз стал целенаправленно выкупать рабов-канглов, среди которых был легендарный БЕЙБАРС, потом пленивший предводителя крестоносцев короля ЛЮДОВИКА IX Французского.
Султан Бейбарс.
Позже Бейбарс вместе с Куттузом разгромил монголов и монгольская экспансия была отброшена от Сирии и Египта.
Пример Куттуза вдохновил впоследствии мамлюков (воинов-рабов), состоявших преимущественно из кыпчаков-половцев и кыпчаков-канглов, взять власть в Египте и основать мамлюкскую династию.
Те канглы, которые покорились монголам, также пробились наверх – ТУТУКА (вероятно, герой-прототип якутского эпоса-олонхо «Тутук боотур») стал командующим элитной части императорской гвардии ХУБИЛАЯ. И до Тутуки больших успехов добивались кыпчаки: хан КУНДЖЕК стал старейшиной тех, кто имел право держать второй по значимости после знамени символ власти великого хана – зонт над самим ЧИНГИСХАНОМ, т.е. был одним из самых приближенных лиц: держать позади себя на расстоянии удара человека, которому не доверяешь, не стал бы ни один правитель. Влияние сыновей Тутуки во дворе монгольских ханов было огромным – фактически они стали преторианцами, решавшими, кто станет следующим ханом. Кыпчаков оттеснили только после 1335 года.
Кыпчаки.
Основным функциональным назначением канглов была война. Прославленный уранхайский полководец СУБУДАЙ сформировал из кыпчаков-канглов особый корпус, который потом странствовал по миру в ходе монгольских мировых завоеваний и даже насквозь прошел Индокитай и дошел до Индонезии.
Как видим, канглы были прирожденными воинами, вся жизнь и все помысли которых были подчинены одной большой цели – войне.
И они имели в своем арсенале поражающее воображение современников сверхоружие…
НЕБЕСНОЕ ОРУЖИЕ
Древние китайцы с изумлением описывали невиданное оружие степных кочевников:
«Умеют, используя колдовство, приносить жертвы Небу и вызывать ветер со снегом. В результате впереди ясное солнце, а сзади грязевые потоки воды. В связи с этим, когда они терпят поражение, их невозможно догнать».
Таких свидетельств в китайских хрониках много, особенно часто они писали о гуннских (хуннских) волхвах, умевших вызывать проливные дожди, снег ветром. И не только в китайских.
Приведем только три ставших всемирно известными случая.
Мусульманские историки писали, что искусством вызывать дожди с помощью специального «камня дождя» йада лучше всех овладели канглы.
Когда противник Чингисхана султан ДЖАЛАЛ ад-Дин (канглы по происхождению) на территории Армении изнемогал от жары, то решил вызвать дождь с помощью йада. Как подробно описал очевидец ан-НАСАВИ, «затем пошли дожди и стали идти ночью и днем».
Второй случай описан знаменитым историком эпохи монгольских завоеваний РАШИД ад-Дином: в 1231 году, когда армия ТУЛУЯ, сына Чингисхана, была на грани разгрома, наемник-канглы посреди жаркого лета с помощью йада вызвал… снежную метель. Монгольские войска, готовые к применению супероружия, заранее укрыли коней, сами тоже накрылись плотными дождевиками. Три дня бушевала метель, огромное китайское войско в летней экипировке было полностью обморожено и уничтожено.
Это событие подтверждают и китайские хроники.
Монгольское войско.
Такой же случай годом ранее и тоже летом был с мудрым Субудаем. Понимая невозможность победы в прямом столкновении над основной армией Китая под командованием младшего брата императора, Субудай предпочел прибегнуть к метеорологическому оружию канглов и просто заморозить стотысячное китайское войско. Налетела буря и повалил густой снег, под которым погибли китайские солдаты. Уцелевших китайцев воины Субудая истребили полностью.
Субудай.
Невозможно привести все описания использования этого загадочного супероружия, настолько их много. Например, в 1182 году выступившая против Чингисхана коалиция найманов, меркитов и татар, по свидетельству Рашид ад-Дина, была так же уничтожена с помощью бурана и мороза.
Чтобы не возникло подозрений, что феномен йада – выдумка монголов, приведем еще несколько примеров.
В 1452 году, как описывает историк Абд-ар-Раззак САМАРКАНДИ, войско хана МАВЕРАННАХРА пересекало пустыню и изнемогало от нестерпимого зноя. И тогда с помощью йада изменили погоду: «Гром начал греметь и молния стала прыгать, и от стужи, снега и дождя образовался потоп…»
В 1365 году, по рассказу историка Мурзы Мухаммада ХАЙДАРА, моголы сумели нанесли поражение непобедимому ТАМЕРЛАНУ, с помощью йада вызвав сильный ледяной ливень и превратив поле битвы в топь. Многочисленная армия Тимура Хромого завязла в грязи и потерпела жестокое поражение.
Такие яркие демонстрации могущества йада убеждали всех, что у канглов (и родственных им народов) есть сверхоружие.
В этом никто не сомневался, как сейчас мы не сомневались бы в существовании ядерного оружия.
ЯКУТСКИЙ КАМЕНЬ САТА
Канглы (кангаласцы) – один из компонентов якутского народа.
Поэтому у якутов сохранилась яркая память о камне сата (в якутском языке звук «й» впереди слова превращается в «с»: например, вместо «йулдуз», «звезда» получается «сулус», вместо «йыл», «год» – «сыл» и т.д.).
У якутов сохранились очень обширные и подробные познания о камне сата, такого не обнаружить ни у кого из других тюркских и монгольских народов.
Эдуард Карлович ПЕКАРСКИЙ дал большое описание по «сата», в котором внимание привлекают следующие строки: «ср. тюрк. Jада магический камень, силою которого вызывают выпадение и прекращение дождя и снега»; «по поверью якутов, камень этот одарен волшебной силой и, будучи вынесен на открытый воздух в летний знойный день, производит сильный холодный ветер, бурю, дождь и снег».
А теперь вспомните, как Тулуй и Субудай с помощью канглов с их камнем йада посреди жаркого лета вызвали снежную метель и заморозили огромные китайские войска.
В якутской этнокультуре с камнем сата связано очень много легенд, ассоциаций и коннотаций. Якуты были глубоко убеждены, что с помощью сата можно изменить погоду, причем вопреки доминирующим сезонным метеорологическим условиям. Так, герой одного из романов Исая Прокопьевича НИКИФОРОВА ругается, когда вдруг не в сезон падает обильный снег: «Кто это балуется с сата?!»
Якуты считали, что сата пользуются некоторые «охотники и запоздавшие весной путники, которые желали бы продолжения заморозков». Об этом писали Алексей Елисеевич КУЛАКОВСКИЙ и Вацлав Леопольдович СЕРОШЕВСКИЙ, которые утверждали, что якутские охотники в марте и апреле с помощью сата замораживали тающий сверху снег, чтобы на обледенелом насте охотиться на лосей, которые проваливались в наст и не могли быстро двигаться, поэтому их можно было настигнуть на лыжах.
ПЕКАРСКИЙ считал, что сата – это безоар, т.е. «камень, находимый в желудке или печени крупных млекопитающих животных».
Но такое понимание йада (сата) как безоарового камня возникло только после XV века, до того все были убеждены, что йада (сата) – горный минерал.
Великий ученый Востока Абу аль-Бируни утверждал, что йада – черный камень со слабым красным оттенком.
Есть более достоверные и подробные описания камня йада, записанные со слов настоящего мастера, умевшего обращаться с йада. Не буду приводить полностью это описание – оно слишком длинное.
Судя по записанным мусульманскими историками древнетюркским легендам, камень йада находили представители тюркской знати в ходе обряда посвящения в воины, когда юноша должен был поехать в дальние края и найти «камень дождя».
ОХОТА ЗА СУПЕРОРУЖИЕМ
Известно, с какими большими усилиями, с помощью Китая, мусульманский Пакистан овладел ядерным оружием.
Сейчас по тому же пути идет, вероятно, мусульманский Иран, которого подозревают в стремлении создать ядерное оружие.
Не были исключением и мусульманские правители средневековья.
И благодаря их стремлению собрать побольше сведений о йада мы имеем сотни, если не тысячи, источников в мусульманской научной, исторической и художественной литературе, описывающих о йада.
Интерес мусульман был подхвачен и другими – например, в тибетских книгах встречается множество упоминаний о йада.
Как пишут мусульманские историки, караваны Великого шелкового пути постоянно пользовались камнем йада во время переходов через пустыни: «Камнем йада вызывают дождь, который освежает воздух и позволяет продолжать путь». Купцы нанимали йададжи, которые умели обращаться с йада.
Йададжи – на якутском «сатааччы» («умеющий»). Действительно, нетрудно предположить, что искусство обращения с камнем йада (сата) требовало от мастера особого умения, обучения и опыта.
Хотя с йада умели работать многие тюркские народы, восточные хроники и научные трактаты почему-то считают, что наивысшего уровня мастерства в этом деле достигли именно канглы.
СКЕПСИС АЛЬ-БИРУНИ
АБУ аль-Бируни был титаном своего времени.
Родившийся в Хорезме, он стал автором многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени.
Как истинный ученый, он сомневался в существовании йада.
Аль-Бируни.
Аль-Бируни пишет: «Один тюрок как-то принес и мне нечто подобное. И вот я сказал ему: «Вызови им дождь».
Но тот тюрок не смог вызвать дождь.
Хотя, возможно, это был не настоящий йададжи, а шарлатан, и камень был не настоящий йада, а нечто вроде «красной ртути», которую аферисты продавали в 90-х годах прошлого века, выдавая за «детонатор термоядерной бомбы»?
Утверждают, что мусульманские разведки потратили много миллионов долларов, скупая «красную ртуть».
Ту же аферу могли попытаться проделать с аль-Бируни.
СЕКРЕТНАЯ ФОРМУЛА
Многовековая охота мусульман за супероружием увенчалась успехом – они смогли овладеть и самим камнем йада, и формулой заклинания.
Но тут их настигли глубочайшее разочарование и уныние.
Вырванные (деньгами, лестью или пытками) у некого МЕМЕТА Азиз-ахуна слова заклинания невозможно читать, не улыбнувшись.
Стремясь не давать сверхоружие в руки мусульманских правителей и мулл, Мемет Азиз-ахун просто издевался:
«Если кто предполагал бы совершить обряд йада, прежде всего пусть сделает очищающее омовение, затем, отправившись на берег реки и сидя в уединенном месте, сначала пусть читает 111 раз первую главу Корана, 111 раз 112-ю главу Корана, 111 раз священную молитву–хвалу «дуруд-и шериф», 11 раз 36-ю главу Корана…»
Далее идет просто абсурд – после детального описания, сколько раз проделать те или иные действия, йададжи продолжает:
«Затем, совершив молитву в честь пророка Хыза, после того пусть читает 1100 раз священную молитву «дуруд-и шериф».
Потом йададжи говорит: «Затем пусть читает почтенную касыду 12 тысяч раз».
И это еще не конец – далее такая же длительная церемония: «Пусть читает священную молитву «дуруд-и шериф» не меньше 1000 раз» и т.п.
Обескураженным муллам стало ясно, что нереально пройти весь обряд йада: если сбиться и прочитать касыду не 12 тысяч раз, а 11.999 раз или 12.001 раз, то придется все-все начинать заново.
И им пришлось забыть об овладении секретом супероружия.
Для читателей сообщу: настоящая формула заклинания ученым известна, она очень похожа по стилю, темпоритму и содержанию на якутское заклинание, описанное исследователями, которые ничего не знали о формуле обряда йада (древний текст с заклинанием обряда йада тогда еще не был найден).
ПОПЫТКИ РАЗГАДКИ
Что это такое йада (сата)?
Как с помощью йада (сата) могли посреди зноя вызывать снежную метель?
Мистику исключаем сразу.
В самом камне йада (сата), наверное, нет ничего особенного – обычный «пульт дистанционного управления». Людям середины, скажем, XIX века не только телевизор, но и пульт управления тоже казался бы невероятной диковиной. А для нас пульт – это просто кусок пластика с микросхемами.
Йада (сата) мог служить резонатором ментальных усилий опытного мастера, своеобразным детонатором.
Искусственное регулирование погодных условий – достижение науки и технологий ХХ века. Известно уже много способов образования облаков, вызывающих осадки.
Но могли ли люди ментальным усилием влиять на погоду – вопрос открытый.
Хотя что мы знаем о взаимосвязи мышления и природных явлений?
Никого давно не удивляет, что животные могут заранее угадывать стихийные катастрофы – от погубившего Помпеи извержения Везувия до мощного землетрясения у берегов Японии, в результате которого случилась катастрофа Фукусимы. Это может говорить о существовании какого-то канала ментальной взаимосвязи между природой и животными.
Но можно ли наладить «обратную связь» в этом канале ментального взаимодействия между природой и человеком и концентрированным мысленным усилием спустить какой-то механизм образования облаков и ветра?
Или йада (сата) – просто заблуждение, основанное на совпадениях? Если бы летом вдруг выпадал дождь – еще можно принять такое допущение. Но снежная метель посреди лета – это не совпадение, это нечто другое.
Разумеется, сейчас не может быть никакого внятного ответа на эти вопросы.
Возможно, просто уровень наших нынешних знаний недостаточен для понимания механизма действия йада (сата), как уровень знаний и технологий, скажем, XIV века не мог быть достаточным для создания компьютеров. Даже самый продвинутый европейский ученый XIV века принял бы обычный современный планшет за дьявольщину и обладателя планшета сожгли бы на костре инквизиции.
Глубоко изучавший проблему йада историк-уникум Александр Григорьевич ЮРЧЕНКО, как подлинный ученый, никак не комментирует достоверность феномена йада – он просто приводит и анализирует описания о камне йада и избегает делать выводы.
Если же допустить, что в древности действительно были некие йададжи, умеющие с помощью камня йада реально влиять на погоду с целью решения исходов крупных сражений, иногда имевших важнейшее стратегическое значение, то это – сенсация для нас, людей XXI века.
А в те времена очень многие были убеждены в существовании и эффективности йада, зафиксировали во множестве исторических хроник и научных трактатов факты применения йада.
Якуты помнили, что с помощью сата можно влиять на погоду и, вроде бы, до относительно недавнего времени на практике применяли сата.
Историческая память – вещь удивительная.
Позвольте сделать небольшое отступление от темы йада-сата.
В 1619 году было зафиксировано сообщение о реке Лене и якутах: «Ходят... тою рекою суды большие и колокола на них великие есть, — сообщал он, — и звон они слышат часто, из пушек... с тех больших судов стреляют...»
Разумеется, у якутов в начале XVII века не было никаких крупных судов и орудий. Насчет колоколов – возможно, у якутов могли сохраниться распространенные в тюрко-монгольских войсках эпохи великих завоеваний Чингисхана и его потомков прототипы медных литавр. Но больших кораблей и орудий точно не было.
Тогда откуда такие странные сведения?
В других статьях этой серии много пишется, что кангло-кимакский (кангаласский) компонент якутов принимал активное участие в мировых завоеваниях XIII – XIV веков и входил в элиту Юаньской империи во времена Хубилая.
Поэтому потомки канглов могли долго помнить поразившие их самих большие морские суда (на них они переправлялись во время дальних экспедиций в южные страны) и орудия. Как известно, китайские пороховые пушки применялись монголами уже с XIII века.
У якутов пушка называлась «тэргэн», вероятно, от «terge» («телега»), пушки в старину перевозились в телегах. Откуда якуты знали о пушках и даже помнили термин для обозначения орудий? Когда в Гражданскую войну в Якутии начали использоваться пушки – якуты сразу вспомнили их древнее название. Некоторые из читателей могут вспомнить, что в романе «Весенняя пора» («Сааскы кэм») Николаев Егоровича МОРДИНОВА – Амма Аччыгыйа весело описывается, как белые везут откуда-то издалека невиданное оружие тэргэн, которое уничтожит красных, засевших в Якутске. При этом читателей удивляло и удивляет, как это якуты, которые никогда не видели пушек, помнили их старинное название и связанные с выстрелами из пушки эффекты – огонь, грохот, содрогание земли и прочее?
В конце XV – начале XVI веков историческая память якутов была более живой и свежей, они могли другим соседним народам хвастаться, что знали и помнят большие корабли и пушки. Также это могло быть и стандартным элементом запугивания – древняя тактика дезинформации потенциального противника, особенно в милитаризированных обществах. А от тех тунгусов услышали русские и записали в своих донесениях о неких кораблях и пушках на реке Лена.
Как видим, историческая память якутов сохранила сведения даже о пушках, которыми они не пользовались (орудиями заведовали китайские военные инженеры и артиллеристы при монгольской армии).
Так же якуты помнят о своем исконном боевом оружии – сата.
Но меня все-таки гложет червь сомнения: йада – миф, в который все в древности поверили, или историческая реальность?
А что думаете вы?
Первая часть - «Рожденные Небом, равные Небу» http://sakhalife.ru/node/88063
Вторая часть - «Хоринская загадка» разгадана?» http://sakhalife.ru/node/88202
Четвертая часть – «Подлинная Эллэйада» http://sakhalife.ru/node/88493
Источник:
Иван НИКОЛАЕВ
«Хоринская загадка» разгадана?
15 января, 09:29
ИА SakhaLife
Одним из самых неясных моментов в истории народов Якутии является «хоринская проблема».
В этническом составе якутов есть некие загадочные хоро (хоринцы).
Но кто такие хоринцы и откуда они пришли – историки так и не установили, есть только различные предположения.
РАССЕЛЕНИЕ
Основные места расположения хоринцев рассеяны на широкой территории:
- Нынешнее Хатасское село (пригород Якутска), образованное из трех наслегов – Багарадского, Орсюдского (Орсюкского) и Хоринского;
- В Усть-Алданском улусе сохранились 1-й Хоринский наслег (село Чаранг), Хоринский наслег (село Маягас);
- В Верхневилюйском улусе есть Хоринский наслег;
- В Сунтарском улусе также есть Хоринский наслег;
- В Олекминском районе тоже имеется свой Хоринский наслег;
- В нынешнем Томпонском районе были хоринские роды, но само название Хоринский наслег там не сохранилось;
- Верхоянские якуты, как считают некоторые исследователи, состоят также из хоринцев;
- Также в старых Намском, Мегинском и Баягантайском улусах имелись хоринские роды.
Но не стоит думать, что такое расселение хоринцев по широкой дуге было изначальным.
Наоборот, в легендах подчеркивается, что хоринцы сначала локализировались на узкой территории – преимущественно на южной стороне среднеленской долины Туймада, часть жила в центральной части нынешнего Усть-Алданского улуса.
Но бурные события XVII – XVIII веков дали толчок масштабным миграциям древних хоринцев – их потомки осели на удаленных друг от друга землях.
Такие же миграционные процессы происходили в ту эпоху присоединения Якутии в состав Русского государства со многими, если не со всеми якутскими родами – так, например, хангаласцы за короткое время также расселились на огромной территории, практически везде образовав вкрапления хангаласских наслегов и родов.
ГЕНЕАЛОГИЯ
Хоринцы всегда помнили, что они происходят из одного рода, вели свою единую генеалогию. Дело доходило до того, что верхневилюйские хоринцы ездили на сугуланы (сходы) в сунтарский Хоринский наслег и все собранные налоги и пошлины отвозили туда же, чтобы сдать в царскую казну от имени сунтарских и верхневилюйских хоринцев.
Общим же своим предком хоринцы считали Улуу Хоро (Хоро Великий), который приехал в Центральную Якутию из востока, вышел на долину реки Алдан у впадения реки Мая и прошел до устья реки Амга (отсюда – следы хоринцев в нынешнем Томпонском районе, между устьями рек Томпо и Уяна).
Далее Хоро Великий повернул вглубь Лено-Амгинского Междуречья, оставил часть рода на территории нынешнего Усть-Алданского улуса, а сам осел на Левобережье, на южной стороне Туймады.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Сейчас хоринцы – неотъемлемая часть якутов, как имеющие преимущественно норманнское происхождение новгородцы являются частью русского народа, любые попытки отделить хоринцев от якутов – неприемлемы.
Но к моменту прихода хоринцев в Якутию они имели другой язык и другую культуру.
Язык хоринцев был совершенно непонятен якутам – отсюда известное выражение «хоро тыла» («непонятный язык»), в старину считалось, что понять якутам язык хоринцев было так же сложно, как и язык уток, поэтому вторая крылатая фраза звучит как «кус-хоро тыла» («непонятный, подобно языку уток»).
И этот факт для меня всегда был ярким сигналом того, что хоринцев никак нельзя считать монголоязычными, как ранее утверждали историки и лингвисты (они считали, что якутские хоринцы произошли от бурятских хоринцев).
Якуты-тюрки всегда тесно контактировали с монголоязычными племенами. Курыканский компонент якутов во время проживания на Прибайкалье в VI – XIV веках постоянно соприкасался с монгольскими племенами, более того, населявшие западный берег Байкала в 552 году (когда курыканы вторглись в Предбайкалье) монголоязычные автохтоны впоследствии вошли в состав самих курыкан.
Кангло-кимакский (кыпчакский) компонент якутов (кангаласцы) всегда тесно общался с монголами и в XIII – XIV веках был под началом монголов.
Следовательно, древние предки якутов понимали язык монголов.
Тогда почему они совсем не понимали язык хоринцев?
Это и есть первая загадка хоринцев.
Этнокультура хоринцев более-менее известна – было немало археологических раскопок на территориях расселения хоринцев.
И эти находки поразили исследователей – их аналогов нет не только среди якутов, но и бурят.
Например, в журнале «Советская этнография» в 1936 году (№2 – 3) опубликована найденная на раскопках одежда хоринцев XVIII века. Она совершенно не похожа на древнюю якутскую одежду и на бурятскую тоже, что дружно признается всеми этнографами.
Мифология якутских хоринцев и бурятских хоринцев также различна, их тотемы тоже разные.
И это является второй загадкой хоринцев.
Теперь прошу найти карту Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Найдите устье реки Мая.
И бросьте взгляд на Байкал.
Их разделяет примерно полтора тысячи километров.
Причем полтора тысячи километров очень сложного рельефа. Одних только горных хребтов, которые пришлось бы перевалить, можно насчитать свыше десятка. Пройти эту дистанцию со всем скарбом и со скотом – задача практически нереальная. Там скот по пути содержать крайне сложно, не случайно на этой территории нет очагов скотоводческих культур, были и есть только оленеводы.
Как это угораздило бурятских хоринцев, если они являлись предками якутских хоринцев, выбрать самый трудный маршрут миграции? Курыканы и канглы из той же территории Прибайкалья пришли в Центральную Якутию по реке Лене, а бурятские хоринцы выбрали десятки, если не сотни раз более трудный путь?
И почему легенды настойчиво указывают на юг (а не юго-запад, в сторону Байкала), откуда прибыл Хоро Великий?
И почему якуты и сами хоринцы были убеждены, что прародина хоринцев – страна, где зимуют утки (отсюда второй смысл поговорки «кус-хоро тыла»)? Есть и понятие «кус-хоро дойдута» («южная страна уток и хоринцев»).
Гавриил Васильевич КСЕНОФОНТОВ в своей «Эллайаде» приводит рассказ о «стране Хоро, где зимуют птицы».
Таким образом, вряд ли прародиной хоринцев является Прибайкалье.
И это – третья загадка хоринцев.
ДОГАДКА ДОКТОРА ЗОРИКТУЕВА
Известный бурятский исследователь, доктор исторических наук, Булат Раднаевич ЗОРИКТУЕВ так увлекся хоринской загадкой, что приезжал в Якутию и объездил хоринские наслеги.
Почти четверть века он ломал голову над этой проблемой.
И догадался…
В 2011 году вышло второе, дополненное и переработанное, издание его монографии «Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят».
В своем труде Булат ЗОРИКТУЕВ очень придирчиво разбирает «хоринскую проблему» и приходит к выводу, что якутские хоринцы никак не могут являться потомками бурятских хоринцев – нет никаких этногенетических и этнокультурных параллелей между ними, кроме схожего этнического названия.
У меня нет намерения полностью приводить все доводы ЗОРИКТУЕВА, желающие могут ознакомиться с его монографией.
Главный вывод ЗОРИКТУЕВА – якутские хоринцы (он их называет «хоролор», чтобы не путать с бурятскими хоринцами) пришли в Центральную Якутию из Нижнего Приамурья.
Название «хоро» бурятский исследователь выводит к известному по китайским и корейским историческим хроникам («Вэй люэ», «Лян шу», «Лунь хэн», «Бэй ши» и др.) приамурскому «варварскому государству Кори».
В якутских преданиях говорится о «Хоро сирэ» на юге, «где зимуют птицы». ЗОРИКТУЕВ считает, что «Хоро сирэ» состоит из двух компонентов: «Кори» + «сири» («страна, земля» на языке древних автохтонов Приамурья).
ЗОРИКТУЕВ даже предполагает, что самоназвание корейцев (когурё, корё) также происходит от древнего Кори. Корейцы считают, что один из их предков Тонмён является выходцем из местности Кори, а его сын Чумон является первопредком народа когурё.
Как известно, в Приморье зимует немало видов птиц, включая морянку – одного из самых распространенных летом в северной Якутии видов уток.
Поэтому неудивительно, что многие якутские легенды считают, что названия страны Хоро и страны Кытат (Кидань) аналогичны. Комментируя эти легенды, академик Алексей Павлович ОКЛАДНИКОВ считал, что имеется в виду либо Китай (название Китай мир воспринял именно через этническое название киданей), либо прародина киданей. Кидани в древности проживали в Приамурье. Тюрки прекрасно разбирались в географии и не могли спутать Древний Китай (Хань), а страна Кытат для тюрков всегда было обозначением территории к востоку от тюркского ареала в сторону Приморья. Это хорошо видно по древнетюркским орхонским историческим хроникам.
Из Нижнего Приамурья действительно можно без особых проблем выйти достаточно компактной группой переселенцев на долину реки Алдан у устья реки Мая. Это могут подтвердить как местные жители тех земель, так и геологи, а также путешественники, энтузиасты пеших походов по Дальнему Востоку и Восточной Сибири.
ОСКОЛОК ИМПЕРИИ ЧЖУРЧЖЕНЕЙ?
Таким образом, получается, что якутские хоринцы родственны народам Нижнего Приамурья – чжурчженям, их потомкам маньчжурам и прочим.
Чжурчжени в свое время создали знаменитую «Золотую империю», которая была в 1234 году разгромлена монголами.
Кстати, в одной из записанных у потомков хоринцев легенд называется примерная дата их Исхода из прародины – «770 лет назад», т.е. около 1240 года (запись имеется в моем архиве).
Конечно, я крайне скептически отношусь к подобной слишком точной датировке. Но любопытно такое совпадение дат исхода хоринцев с крупнейшей этнополитической катастрофой на Дальнем Востоке того времени – крушением государства чжурчженей.
Чжурчженские воины.
Ни один другой легендарный прародитель якутского народа не имеет приставки «Улуу» («Великий»), есть только один Хоро Великий. Большинство преданий утверждает, что хоринцы в Центральную Якутию прибыли уже после прихода основной массы протоякутов (в легендах их олицетворением служит Омогой), но при этом хоринцы обосновались в долине Туймада. Багарадский наслег, который вместе с Хоринским наслегом стал основой нынешнего Хатасского села, в древности считался ставкой Омогоя. Вероятно, были очень веские основания не только пустить приехавших издалека чужеродцев, но и разрешить им обосноваться рядом с центральной ставкой. Возможно, Хоро Великий мог быть из главенствующего чжурчженского рода. Вековые традиции Степи требовали с почетом принимать даже бывших царствующих особей.
Я сам считаю, что хоринцы прибыли в Якутию столетие спустя – не в XIII веке, а в XIV веке. Обоснования приведу в своей книге по этнической истории якутов. Но интересно, что в памяти хоринцев отложилась связь между разгромом «Золотой империи» и их Исходом из прародины. Обычным чжурчженам не было особой нужды убежать от монголов в такую даль. А вот какая-то ветвь главенствующего рода (возможно, даже царского рода Ваньян) могла уйти из-за конфликта с монгольской оккупационной администрацией. Такие конфликты в XIV веке стали особенно острыми. Дополнительным толчком могло стать желание избежать пандемии чумы середины XIV века.
Также из-за короткой перемены климата Центральная Якутия в то время была благодатным и изобильным краем с терпимым климатом – относительно теплым и влажным, что позволяло развивать скотоводство и коневодство, поэтому туда устремились и другие этносы.
Якутские легенды едины, когда утверждают, что Хоро Великий перемещался верхом на быке, когда приехал в Якутию. У скотоводческих народов Дальнего Востока – маньчжуров и корейцев бык является частью их уклада жизни и широко используется для транспортировки грузов и людей, также вошел в систему их религиозных обрядов.
Чжурчженские быки.
Да и только на быках можно было переместить массу людей из Нижнего Приамурья в Центральную Якутию. Как справедливо замечает Анатолий Николаевич АЛЕКСЕЕВ: «Бык и волокуша для перевозки всевозможных хозяйственных грузов были обычными в жизни якутов-сельчан еще совсем недавно, в 1960 1970-х гг.»
Историков всегда озадачивало мнение якутов, которые в своих легендах упорно считали хоринцев этносом, близким к чукчам, эти легенды приведены в «Эллэйаде» Гавриила КСЕНОФОНТОВА.
А если хоринцы пришли из Приамурья, то культурная (но не генетическая) близость хоринцев с чукчами становится понятной: чукчи считаются также выходцами из Нижнего Приамурья – прямые предки чукчей, коряков и ительменов появились в районе северного побережья Охотского моря и Южной Чукотки в середине I тысячелетия н.э.
Также поставившая исследователей в тупик ритуально-погребальная (а не бытовая) одежда хоринцев, найденная в их могилах, очень похожа на одежду древних обитателей Приамурья и находит прямые аналогии у переселившихся из Приморья на крайний Северо-восток Азии палеоазиатов.
В якутской исторической науке издавна существовала интересная гипотеза доцента Егора Сидоровича СИДОРОВА, который предполагал, что предками якутов могут быть также маньчжуры: он приводил множество доказательств, но его точка зрения долгое время казалась просто любопытной, но не доказанной. А сейчас можно задуматься: если хоринцы – родственны чжурчженям (предкам маньчжуров), то аналогии между якутами и маньчжурами становятся вполне объяснимыми.
Предстоит проделать большую исследовательскую работу, сравнивая некоторые фрагменты якутской культуры с аналогами в чжурчженской цивилизации, которая достаточно хорошо изучена в археологическом плане.
ЧЕРНЫЙ ШАМАНИЗМ ЯКУТОВ – ЧЖУРЧЖЕНСКИЙ?
Некоторые исследователи считают, что черный шаманизм в якутскую среду принесли и распространили именно хоринцы. Как известно, черное шаманство у чжурчженей было очень развито, само слово «шаман», вошедшее в русский научный лексикон, – чжурчженское.
Чжурчженский шаман
Безусловно, у протоякутов был свой черный шаманизм, но более развитое черное шаманство хоринцев (чжурчженей) могло значительно обогатить древнеякутскую шаманскую культуру и вознести на высокий идеологическо-теоретический и практический уровень – превосходство якутских шаманов признавали все соседние этносы (наиболее ярко это описано в знаменитом романе «Ханидо и Халерха», где авторитет и мастерство якутского шамана Токио почти всеми признается безоговорочно). Мнение некоторых современных исследователей (точнее – одного, чьего имени не назову, чтобы не поставить его в неловкое положение), что якобы тунгусские шаманы были сильнее якутских – явное недоразумение, поскольку все дореволюционные исследователи признавали бесспорное доминирование якутских шаманов.
В качестве некоторого отступления от хоринской темы, хотелось бы вместе с читателями поразмыслить об исконной религии якутов.
В статье «Рожденные Небом, равные Небу» мы приводили факты о том, что древняя религия одного из компонентов якутов – кангло-кимакского – уходит своими корнями и ведическую эпоху.
Якуты четко различали две категории священнослужителей: жрецов светлых божеств – «айыы ойууна» и черных шаманов «абааһы ойууна» («шаман демонов») или «сиэмэх ойуун» («шаман-пожиратель»).
Тот факт, что в классических олонхо встречаются только жрицы-удаганки – яркое свидетельство древнейшего возраста якутского эпоса. Удаганки – реликт времени, когда первыми священнослужителями были женщины, об этом много писалось. В ХХ веке появились некоторые варианты олонхо, где есть и мужчины-шаманы, но это – явная инверсия.
Некоторых исследователей удивляло, что у якутов военачальники назывались тойонами, поскольку считалось, что «тойон» якобы пришло из буддизма и/или манихейства, где означает «священник» (tojun, tojin).
При этом они забывают, что этот термин уходит своими корнями в еще более глубокие пласты истории, чем возникновение буддизма и тем более манихейства.
Священник-тойон – на самом деле термин ведических времен.
Тогда почему и как оказались связанными «тойон» и «военачальник»?
В других статьях этой серии не раз подчеркивается, что кангло-кимакский компонент происходит из насквозь милитаризированной среды, где предводителями были военные вожди.
А у саков-саха функции военных вождей и жрецов совпадали.
Древний вождь саков-саха.
Когда был раскопан так называемый «золотой воин» из кургана Иссык в Казахстане, стало ясно, что у саков военачальники являлись также жрецами.
И эта традиция сохранялась и в средние века.
Татьяна Дмитриевна СКРЫННИКОВА подчеркивает: «Было бы неверно называть функции правителя шаманскими… Более правильным будет обозначение их как жреческих, поскольку его действие связано с сакральным центром». Подробно анализируя «Сокровенное сказание», СКРЫННИКОВА приходит к выводу: «называемые шаманами старец Усун и Тэб-Тэнгри в действительности являлись светскими правителями, обладавшими сакральными функциями».
Немецкий историк Пауль РАЧНЕВСКИ склонен считать, что у средневековых монголов встречались правители в роли шаманов.
Известный тюрколог Леонид Павлович ПОТАПОВ писал: «Возглавляли же большие ежегодные моления Небу, по-видимому, сами каганы. В литературе обосновывается даже мысль о том, что они одновременно были шаманами и что сам основатель династии древних тюрок Ашина – шаман».
Как видим, традиция совмещения функций правителей и священнослужителей была универсальной практически во всем пространстве Великой степи. Нелишне будет напомнить и о том, что в преданиях Эллэй выступает и как священнослужитель, организуя посвященный Небу праздник Ысыах.
Поэтому у якутов сохранилось архаическое название военачальников как «тойонов» («священнослужителей»).
Термин «тойон», не исключено, у других тюрко-монгольских народов сохранился в переносном значении, означающем синоним Неба-Тенгри. Например, Еншебу Бямбын РИНЧЕН (Ринчин-Доржи Раднажапович Бимбаев) приводит древний монгольский обрядовый текст: «Toγan tngri» («Круглое Небо-Тенгри»), где термин toγan символизирует форму и величину Неба-Тенгри. Если верна эта гипотеза, то термин «тойон» в древности мог иметь прямое отношение к Небу-Тенгри.
При этом у якутов использовались и другие термины, обозначающие владык: хаӄан, хан, дархан и т.п.
Якутские тойоны были особой кастой, причем наследственной. Даже богатые – баай стояли на более низком социальном уровне, чем тойоны, хотя не все тойоны могли быть состоятельными. Аналогией может служить дворянское сословие в императорской России.
Поэтому то, что было дозволено тойонам (например, привилегия носить серебряные или золотые пояса), в древности не разрешалось даже очень богатым людям, не относящимся к сословию тойонов. Причем золотой пояс в древности у якутов имели право носить только дарханы, то же относилось и к пользованию золотой сбруей и золотыми изделиями. Такая жесткая структурированность была одним из отличий империи Чингисхана и его потомков.
Видимо, не случайно слова «тойон» (в древнем варианте – «тойун», tojun) и «ойуун» (ojun) так похожи. Их разделение, вероятно, отражает изменение социальных ролей. Как подчеркивает Татьяна СКРЫННИКОВА, анализируя термин «белый шаман»: «Появление этого термина связано с изменением социальной организации и структуры…, изменением потестарной социальной роли (и, соответственно, сакральной) светского лидера, а перенос акцента с первого на второе и необходимость обозначения новой ситуации вызвали к жизни модифицированный термин – белый шаман».
Поэтому у якутов параллельно тойонам возникли «айыы ойууна» (белый шаман) – священнослужители древнего культа айыы.
Когда же у протоякутов стал развиваться под влиянием других этнокультурных компонентов так называемый черный шаманизм, якуты не стали изобретать для них отдельный новый термин, а просто стали называть их «абааһы ойууна» и «сиэмэх ойуун».
А ЧТО ГОВОРИТ ГЕНЕТИКА?
Сейчас генетические исследования становятся весомым аргументом в исторических спорах.
Но прямых доказательств близости хоринцев с маньчжурами пока не выявлено – просто еще не искали всерьез в этом направлении.
Была предпринята попытка доказать, что якутские хоринцы родственны бурятским хоринцам – в 2011 году Дмитрий Семенович АДАМОВ издал статью «О Y-хромосоме хоринских родов якутов-саха». Как и следовало ожидать, не удалось доказать, что среди якутов есть значительный бурятский модальный гаплотип гаплогруппы C3d-M407 – он оказался равен всего 1,7%.
Таким образом, генетика фактически также подтвердила вывод Булата ЗОРИКТУЕВА, что якутские хоринцы не имеют никакого отношения к бурятским хоринцам.
Есть интересные выводы генетиков, что среди якутов встречаются якутско-корейские генетические соответствия. Даже найден у якутов редкий аллель EsD*7, который встречается только у японцев (которые считаются выходцами из Приамурья). Но это – еще не доказательство, будем ждать подтверждения со стороны генетиков гипотезы о приамурском происхождении хоринцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исторической науке никогда не бывает окончательных истин.
Дело не только в субъективности исследователей и правителей, дело не только в желании общества и государства видеть удобные им трактовки исторических событий и личностей.
Просто настоящий историк никогда не изрекает самоуверенно: «Вот, наконец, все доказано». История – не математика и именно поэтому интереснее.
Сомнения – второй после любознательности стимул и двигатель подлинно научного изучения истории. Вот, например, засомневался бурят Булат ЗОРИКТУЕВ: являются ли якутские хоринцы родственниками бурятских хоринцев, начал вдумчиво изучать проблему и сумел обосновать, что между якутскими и бурятскими хоринцами практически нет аналогий. А ведь вначале он сам верил, что якутские хоринцы ушли из Прибайкалья, приехал в Якутию искать доказательства этой концепции, но пришел к противоположным выводам. И этот процесс у него занял десятки лет. Вот что значит настоящая научная объективность: признавать факты, а не упрямо следовать неверным концепциям.
Категорически утверждать, что якутские хоринцы пришли именно из Приамурья – никто не будет.
Но я теперь более-менее убежден, что эта гипотеза – очень близка к истине, последующие открытия и целенаправленный поиск аналогий между якутами и маньчжурами будут только дополнять и укреплять эту концепцию.
Первая часть - «Рожденные Небом, равные Небу» http://sakhalife.ru/node/88063
Третья часть «Таинственный детонатор» - http://sakhalife.ru/node/88336
Четвертая часть – «Подлинная Эллэйада» http://sakhalife.ru/node/88493
Источник:
Иван НИКОЛАЕВ
Рожденные Небом, равные Небу
12 января, 12:02
ИА SakhaLife
На иллюстрации - легендарный полководец Кюль-Тегин
Древние тюрки, создавшие первую трансконтинентальную евразийскую империю, в своих исторических хрониках, высеченных рунами на камне, называли себя «рожденными Небом и равными Небу».
Фраза «Teŋіriteg : Тeŋiride : bolmuš» встречается в стеле великого полководца Кюль-Тегина (некоторые пытаются читать как «Кюн-тегин», что на якутском звучит как «Күн Тэгин», «Солнечный принц»).
Тюрколог Николай Климович АНТОНОВ эту фразу переводил на якутский очень аутентично: «Таӊара[ҕа] тэӊ, Таӊараттан буолбут» («Небу равный, Небом созданный»). В древнеякутском языке, как и на многих тюркских языках, термины «Таӊара (Тэӊри)» и «Небо» были равнозначны.
Фраза «Рожденные Небом, равные Небу» стала названием моей книги, которую я начал писать несколько лет назад.
Книга все еще не завершена.
И это, видимо, хорошо, поскольку неторопливый ритм создания книги позволяет много раз обдумывать темы, аспекты и эпизоды книги, снова и снова возвращаясь к ним, дополняя и исправляя.
В ходе работы пришлось пересмотреть множество устоявшихся канонов древней истории якутов: новые материалы и новое осмысление ранее известных фактов заставляли и заставляют взглянуть на канву событий по другому.
***
Пользуясь небольшим отдыхом во время новогодних каникул 2015 года, я решил набросать несколько статей и опубликовать.
Эти статьи написаны в ином ключе, чем сама книга, используемые в статьях иллюстрации, вероятнее всего, не будут приведены в книге – есть замысел сделать специальные иллюстрации к книге.
Статьи написаны как приглашение к полемике, но как вести дискуссию – пока неясно. В якутские форумы я в последние годы совершенно не заглядываю – не позволяет режим работы и поездок.
Видимо, наиболее удобна форма переписки такова – тем, кто хочет возразить мне или задать вопросы, советую написать на почту редакции SakhaLife, а они мне переправят.
***
В качестве первого материала серии статей предлагаю вниманию читателей поразмыслить о связи якутского героического эпоса олонхо с реальной историей.
ОЛОНХО И ОРХОНСКИЕ ХРОНИКИ
Якутскую локальную цивилизацию невозможно понять, если не осознать ее глубинную суть, уходящую своими корнями в Великую Степь. Здесь термин «цивилизация» я понимаю близко к определению Освальда ШПЕНГЛЕРА: «Цивилизация – это мир, у которого есть своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования».
Уникальная историко-культурная миссия якутов – они сумели сохранить и пронести в XXI столетие сквозь века древнюю степную культуру со многими атрибутами великой кочевнической цивилизации, причем «в хорошей сохранности», если можно так выразиться. В якутской культуре удивительно много архаических форм, имеющих многотысячелетний возраст – они обстоятельно разбираются в моей книге.
Этому способствовали много факторов:
- удаленная изоляция от глобальных цивилизационных сдвигов (например, якуты сумели избежать исламизации и буддийской культурной ассимиляции),
- в крайне суровых условиях Якутии культурное развитие этноса замедлилось и память о величии предков стала спасительной грезой, в которой черпались стимулы для национального оптимизма,
- замедление культурных инноваций привело к консервации многовековых идеологических канонов, традиций, к развитию только на основе уже имеющихся концепций, а не к разработке кардинально новых тенденций.
Поэтому якуты сохранили дух и содержание цивилизации Великой Степи.
Особенно ярко это отражено в олонхо, которое академик Алексей Павлович ОКЛАДНИКОВ называл «выдающимся памятником якутской интеллектуальной культуры».
Верхний мир в олонхо.
В своей монографии «Жизнь и литература доисламских тюрков» Ия Васильевна СТЕБЛЕВА сделала очень интересный анализ.
Она пришла к выводу, что знаменитые орхонские рунические хроники на самом же деле представляют собой эпос.
Большая надпись в честь Кюль-Тегина начинается с создания мира:
Когда были сотворены
Вверху голубое небо,
Внизу бурая земля…
Олонхо тоже начинается с сотворения мира.
Но авторам орхонских сочинений надо было втиснуть все повествование в ограниченный размер стел, поэтому, в отличие от сказителей олонхо, которые могли излагать в течение нескольких ночей, они ограничились несколькими строками картины создания мироздания и возникновения человечества.
Как и в олонхо, в рунических текстах прошлое идеализируется. Это касается и совсем недавних реальных исторических персон – Бумын и Истэми каганов, которые подаются как образец идеальных эпических героев и родоначальников.
Авторы орхонских хроник не описывали подробности реальных исторических событий своей эпохи, хотя могли бы дать точные даты и конкретные описания походов. Они создавали, как и в олонхо, идеализированные образы.
Орхонские тексты, как и в олонхо, отличаются канонизацией героев, типизацией поступков, гиперболизацией событий. Они создают образ героя-витязя, являющегося примером воинской доблести.
В олонхо литературным приемом является повторяемость определенных компонентов описания, то же самое Ия СТЕБЛЕВА находит на орхонских хрониках.
В олонхо значительное место занимает описание коня витязя, то же самое видим в орхонских хрониках: указывается масть, иногда описывается происхождение и кличка коня. Авторы орхонских текстов, по мнению Ии СТЕБЛЕВОЙ, использовали клишированные стилистические формулы эпического фольклора. Например, как в олонхо, употребляются постоянно встречающиеся эпитеты. Также в орхонских текстах вместе с именем родоначальником небесных тюрков Элтэрис-хаганом упоминается его супруга Элбилгэ-хатун, а в олонхо также наравне, например, с родоначальником Саха Саарын тойоном упоминается его жена Сабыйа Баай хотун.
В орхонских рунических надписях подробно именуются этнонимы противников и указывается их страна пребывания. В олонхо видим ту же картину.
Также в хрониках Тоньюкука Мудрого значительное место занимает прямая речь, что также характерно для эпоса. В олонхо больше половины объема занимает прямая речь героев – от витязей и их противников до слуг и даже коней. Орхонские надписи – не исключение.
Такие же приемы облечения эпического повествования в форму царских надписей имеет очень древние корни. Самая первая цивилизация мира – Шумер также имела такую традицию создания историко-героических эпосов.
Древние тюрки просто следовали этой многотысячелетней традиции.
Такая близость традиций повествования олонхо с древнетюркскими руническими памятниками, созданными более 1279 лет назад, говорит и о древнем возрасте самого олонхо.
ОЛОНХО И ДРЕВНЕУЙГУРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Анализируя древнеуйгурские рунические тексты, Ия СТЕБЛЕВА приходит к выводу об их связи с эпической фольклорной традицией.
Например, как и в олонхо, герои древнеуйгурских текстов являются одиночками.
Образ героя-одиночки универсальна для степного эпоса,