Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2015 » Тохсунньу » 22 » Подлинная Эллэйада
Подлинная Эллэйада
11:20

Подлинная Эллэйада

ИА SakhaLife22 января, 10:07
 На иллюстрации - герой якутского эпоса-олонхо. Художник – Денис ЦЫРЕНЖАПОВ.

Разгадать Эллэйаду – постичь тайну происхождения якутов.
Это понимал выдающийся якутский историк Гавриил Васильевич КСЕНОФОНТОВ, в чьем научном творчестве центральную роль играла фигура легендарного прародителя якутов Эллэя.
Эллэйада в понимании КСЕНОФОНТОВА – якутская «Илиада», сага о приходе протоякутов в их современную родину Якутию.
 
Но сумма накопленных за десятилетия со времен деятельности Гавриила КСЕНОФОНТОВА исторических знаний и фактов, их переосмысление позволяют сделать вывод, что подлинная Эллайада разворачивалась не в Якутии.
 
ЭЛЛЭЙ И ТУЙМААДА
 
Якутская фольклорная традиция четко разделялась на героический эпос олонхо и на легенды сэһэн.
 
В олонхо все как бы «размыто». В первой статье этой серии – «Рожденные Небом, равные Небу» я писал: «Орхонские тексты, как и в олонхо, отличаются канонизацией героев, типизацией поступков, гиперболизацией событий. Они создают образ героя-витязя, являющегося примером воинской доблести».
Следуя этому древнему канону, отраженному еще в древнетюркских рунических эпитафиях, в олонхо очень трудно найти определенные исторические события. А вот в исторических преданиях – сэһэнах якуты издревле описывали более конкретные события и реальных исторических личностей – чаще всего своих родовых предков.
 
Гавриил КСЕНОФОНТОВ провел большую работу по сверке сюжетов якутских легенд с известными по письменным источникам русской царской администрации событиями и доказал большую достоверность якутских преданий.
И именно поэтому Гавриил КСЕНОФОНТОВ поверил и в то, что в сюжетах о родоначальниках якутов Эллэе и Омогое все описано так же достоверно.
 
В ту же ловушку попадались и другие исследователи, убежденные, что сперва на Среднюю Лену, в долину Туймаада, прибыл Омогой, затем – Эллэй, которые и положили начало якутскому народу.
 
Первым в этом засомневался Алексей Павлович ОКЛАДНИКОВ, тщательно изучив архивы Якоба Иоганна ЛИНДЕНАУ, который записал якутские легенды в первой половине XVIII века, когда историческая память якутов была более живой и свежей, чем в XIX и XX веках, когда записали практически весь массив якутских легенд, включая цикл преданий об Эллэе и Омогое.
 
ЭЛЛЭЙ И ПРИБАЙКАЛЬЕ
 
Выводы Алексея ОКЛАДНИКОВА развил и обосновал талантливый якутский историк Иван Васильевич КОНСТАНТИНОВ, к сожалению безвременно ушедший.
Концепция КОНСТАНТИНОВА была настолько убедительной и блестяще доказанной, что ее приняли все другие крупные ученые Якутии, Бурятии и Иркутска, среди которых можно назвать безусловные авторитеты по древней истории Сибири – профессоров Анатолия Игнатьевича ГОГОЛЕВА и Прокопия Батюровича КОНОВАЛОВА.
 
Согласно этой концепции, два компонента якутов, олицетворением которых являются Омогой и Эллэй, вступили в этногенетический синтез еще на территории Прибайкалья. Условно, группу Омогоя считают близкими к монголоязычному населению Прибайкалья, а группу Эллэя – тюркской.
На первый взгляд, все правильно.
 
Первый компонент якутов – курыканский – в 552 году н.э. взял штурмом Предбайкалье и за сотни веков создал развитую локальную цивилизацию с обнесенными каменными стенами городами, в которых мостовые также были каменными, а здания имели каменные фундаменты и, следовательно, были многоэтажными (многоэтажные здания – не редкость в средневековых городах Сибири).
 
Курыканы имели руническую письменность, широко торговали с миром – у них найдены даже предметы из Западной Европы, не говоря о китайских и среднеазиатских. Курыканская армия принимала участие во многих континентальных войнах и, если верить некоторым свидетельствам, доходили (в составе союзных войск) даже до Тибета.
 
Курыканские посольства принимались в столице Срединной империи, сам великий император, прославленный полководец Тайцзунь ЛИШИМИНЬ, тюрк по крови и знаток лошадей, лично написал поэму о превосходных курыканских скакунах, с которыми из современных пород лошадей можно сравнить ахалтекинцев. В Пекине, в Национальном историческом музее, есть великолепные статуи-барельефы этих курыканских коней – настолько они впечатлили китайцев.
 
Экономика курыкан была многоукладной – коневодство, скотоводство, ирригационное земледелие, рыболовство, охота, торговля.
 
Фактории курыкан были и в Южной Якутии, Анатолий Николаевич АЛЕКСЕЕВ нашел курыканские артефакты на раскопках поселения Улахан Сегеленнях в Олекминском районе и пришел к выводу: «Это были не переселенцы, а передвижные отряды конных степняков, которые собирали пушнину у подвластных лесных племен».
 
Ирригационные сооружения курыкан были настолько масштабными, что их видно из космоса – конечно, не так явно, как Великую Китайскую стену, но при изучении космических снимков отчетливо видны вырытые курыканами каналы. Их и обнаружили впервые именно из космоса.
 
Когда курыканы пришли в Прибайкалье в середине VI века, там автохтонным населением были монголоязычные скотоводческие племена, поэтому курыканы находились посреди монголоязычного окружения, восприняли от монголов много терминов, особенно в области скотоводства.
Сам исконный тюркский язык курыкан был близок к родственным им уйгурам, отсюда попытки иногда отнести якутский язык к уйгурской группе.
 
В конце XIII века в Прибайкалье был переброшен кангло-кимакский гарнизон (подробнее – в статье «Рожденные Небом, равные Небу»).
От канглов пошли кангаласцы – второй этнокультурный компонент якутов.
 
Якоб ЛИНДЕНАУ записал, что якуты считали Омогоя «братским», т.е. бурятским. Поскольку современные буряты происходят также от курыкан, а не только от пришлых монгольских племен, то такое мнение якутов первой половины XVIII века становится понятным – якуты помнили, что буряты были родственным им народом через курыканскую линию. Сложный этнический состав бурят широко известен – до сих пор разные бурятские племена с большим трудом понимают друг друга, помимо смешавшихся с курыканами автохтонных монголов есть и пришедшие позднее монголы.
 
[Не случайно эта статья проиллюстрирована рисунками Дениса Викторовича ЦЫРЕНЖАПОВА, родившегося в Якутии и усвоившего дух олонхо – как наглядное доказательство родства якутов и бурят через курыканские компоненты в этническом составе обоих народов. Вообще, в последнее время в якутской культуре появляется группа настоящих саха по духу, имеющих смешанное происхождение. Стихи Яны Ербулатовны БАЙГОЖАЕВОЙ на якутском языке почти не имеют равных по проникновенности. София Владимировна БУЛЧУКЕЙ является активным пропагандистом традиционного якутского учения Аар Айыы итэҕэлэ].
 
Эллэй всегда считался прародителем именно канглов-кангаласцев.
Тюркский язык канглов относится к огузской группе, а в начале ХХ века литературным якутским языком стал кангаласский диалект. Поэтому исследователи относят якутский язык к огузской группе, забывая, что курыканский тюркский относится к уйгурской группе.
 
Якутский язык позднее стал основой для возрождения турецкого языка, который был сильно засорен арабскими словами. В мавзолее Ататюрка – Каныткабире есть его библиотека. Там почетное место занимает словарь якутского языка (переиздание академического словаря Эдуарда Карловича ПЕКАРСКОГО) – все 12 томов стоят в центральном месте личной библиотеки Ататюрка и имеют потрепанный вид, значит, Мустафа Кемаль не раз искал аналоги в якутском языке, чтобы заменить арабские заимствования.
 
Казалось бы – паззл сходится: вот курыканский (бурятский) Омогой, вот кангаласский Эллэй, а местом встречи курыканского и кангаласского компонентов протоякутов является Прибайкалье.
Все, Эллэйада разгадана?
 
СОМНЕНИЯ
 
Легковерный исследователь – такой же нонсенс, как доверчивый следователь. Если историк сразу верит тому, что узнал – грош ему цена.
 
В статье «Хоринская загадка разгадана?» я писал: «Сомнения – второй после любознательности стимул и двигатель подлинно научного изучения истории».
 
Первое сомнение – канглы-кимаки пришли в Прибайкалье в качестве представителей имперской администрации, имели подавляющее военное превосходство, сразу стали доминировать над населением региона. И в Якутии кангаласцы также вели себя как доминирующая группа.
А легенда об Омогое и Эллэе исходит из того, что к богатому Омогою пришел изможденный изгнанник Эллэй.
 
Второе сомнение – легенда об Омогое и Эллэе зародилась вообще не в Прибайкалье, а гораздо раньше и в другом месте.
Вспомним пикантный сюжет о выборе Эллэем своей невесты – он из двух дочерей Омогоя выбрал ту, которая мочилась обильно, рассудив, что это признак вероятной плодовитости и здоровья.
Этот сюжет встречается почти в таком же подробном описании также у той группы башкир, которые происходят от канглов-кыпчаков.
 

Герой и его невеста. Художник – Денис Цыренжапов.
 
Молодой якутский историк Василий Васильевич УШНИЦКИЙ верно заметил: «В целом весь сюжет и мотивы цикла преданий саха о своих предках Эллэе и Омогое полностью совпадают с мотивами эпоса об Идиге и Тохтамыше, распространенном среди кыпчакоязычных народов от Алтая до Крыма». Далее он пишет: «Эпос об Идиге и Тохтамыше позаимствовал мотивы и сюжет кыпчакского эпоса, по-видимому, являвшегося дальнейшим развитием кимакской легенды».
 
Таким образом, становится ясно, что сюжет об Эллэе и Омогое – гораздо более древний, чем время встречи курыкан и канглов на Прибайкалье в конце XIII века.
И место зарождения этого сюжета – другое. Скорее, оно зародилось на прародине кимаков.
Тогда кто является прототипом Эллэя?
 
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СЮЖЕТА ОБ ЭЛЛЭЕ
 
Сначала классифицируем цикл преданий об Эллэе:
1. Считается, что отцом (иногда – дедом) Эллэя был Татаар Тайма.
2. Считается, что Татаар Тайма и Эллэй были уранхайцами.
3. В ряде легенд считается также, что Эллэй был младшим сыном или младшим родственником какого-то большого правителя (царя).
4. Татаар Тайма и Эллэй были изгнанниками, вынужденными покинуть свою территорию.
5. По пути Татаар Тайма умер, а Эллэй пришел на территорию, где правителем был Омогой.
6. Эллэй привнес сложный и тщательно разработанный кумысный церемониал, ставший основой якутского Ысыаха.
7. Эллэй принес более высокоразвитую культуру.
 
Немного разберемся в этих моментах.
1. Татарами в ту эпоху считались многие тюркские народы, даже главенствующие при Чингисхане монголы называли себя татаро-монголы (подробнее – в статье «Рожденные Небом, равные Небу»).
Поэтому этническая идентификация по «Татаар» весьма затруднена.
Но до всеобщего распространения политонима «татар» исконными татарами считались кидани.
Насчет имени Тайма – возможно, происходит от тюркского «тайым» как «ведающий, знающий».
 
2. Уранхайцами в древности также называли тех же киданей.
Выходит, Татаар Тайма и урааӊхай в цикле легенд об Эллэе могут указывать на киданей, среди которых имя Элюй (в китайской транскрипции, видимо, оригинальное звучание было иным, более близким к Элэй, Эллэй) было широко распространено.
 
ПРИНЦ ЭЛЮЙ ДАШИ
 
Кидани (кытай) владели Китаем свыше двух столетий, последующие завоеватели Китая – чжурчжени господствовали над Китаем только век с небольшим, а монголы – даже меньше столетия.
Современное русское название Китая происходит от имени киданей (китаи, кытай).
Киданская империя Ляо была разгромлена чжурчженями.
И в период заката киданской империи на историческую авансцену вышел принц Элюй Даши (1087—1142 годы). Даши – китайская степень, означает «Великий наставник».
 
Дадим слово Геннадию Геннадьевичу ПИКОВУ, одному из ведущих отечественных специалистов по киданской тематике:
«Он принадлежал к императорскому роду Елюй и был потомком основателя восточного киданьского государства Елюй Абаоцзи в восьмом поколении. Знатное происхождение, богатство, но все же и большие способности, любознательность и немалое честолюбие позволили ему получить весьма незаурядное для своего времени образование. Уже в юности Даши прославился среди видавших виды кочевников как отличный стрелок из лука и великолепный наездник. Он обладал незаурядным военным талантом, одинаково легко наносил фронтальные и точечные удары и умело организовывал крупномасштабные экспедиции («восточная экспедиция» Сяо Валила) и вторжение в другой «мир». И в то же время, у него были разносторонние познания в различных областях как киданьской, так и китайской культуры… В 6-м месяце 1122 г. он разгромил под Сюнчжоу отборную сунскую армию. Вероятно, уже в это время у Даши был план возрождения империи на основе объединения под эгидой киданей родственных им племен, но в тех условиях он оказался неосуществим».
 
Елюй Даши был вынужден уйти из рушащейся киданской империи.
Как повествует хроника «Ляо ши», у Элюй Даши имелось только 200 всадников. Персидский историк Ата Малик ДЖУВЕЙНИ утверждает, что с Элюй Даши ушли «восемьдесят человек его племени».
 

Поход. Художник – Денис Цыренжапов.
 
Налицо – яркая история героя-изгнанника, вынужденного уехать в дальние края искать лучшую долю.
Ни китайские, ни мусульманские хроники ничего не говорят ни о каком Татаар Тайма. Вероятно, это был просто персонаж распространенного у киданей (и не только у них) мифа о мудром всеведающем старце, указывающем молодому и энергичному вождю выход из глубокого национального кризиса. Такие сюжеты о мудрых старцах особенно были популярны в Приамурье и Манчьжурии, а кидани происходят из того региона.
 
Также в якутском цикле об Эллэе встречаются сюжеты, что во время изнурительного похода дали приказ войску убивать всех стариков, а Эллэй ослушался и спрятал отца (деда) в мешок и возил с собой, а отец (дед) давал мудрые советы, которые спасли Эллэю жизнь. Такой обычай был широко распространен у древних монголов (у киданей тоже). Вообще, такая практика в древности была широко распространена – германцы так же поступали, а на Украине, как утверждает энциклопедия Брокгауза и Ефрона, такой жестокий обычай существовал до недавнего времени. У якутов есть пословица, что мудрого старика нужно возить в мешке и он будет давать спасительные советы.
 
В «Эллайаде» есть записи, что кангаласцы считали отцом Эллэя некого Дьура-хана (в русской транскрипции – Джура-хан) и утверждали, что Дьура-хан якобы воевал против русских.
В этом моменте следует разобраться подробно, чтобы не было анахронизма.
 
«Дьура-хан» – скорее всего, путаница, связанная с титулом Элюй Даши, которого провозгласили «гурханом» (в якутском произношении «дьур-хаан», якутская фонетика крайне редко использует звук «г» в качестве первого элемента и заменяет чаще всего на «дь», например, Гурий превращается в Дьууруй) на курултае с участием глав 7 областей (чжоу) и 18 племен.
 
Гурхан – монгольский титул и состоит из «гур» («всеобщий») и «хан», означает, по Ата Малику Джувейни, «хан ханов», а Рашид ад-Дин толкует как «великий хан, всеобщий хан». Получается, что якуты помнили редкий титул Элюй Даши, но к концу XIX – началу XX веков забыли, что этот титул принадлежал самому Эллэю и стали предполагать, что это могло быть именем его отца.
 
Насчет того, что якобы отец Эллэя воевал против русских – явная попытка идеологического обоснования знаменитых восстаний кангаласцев против царской администрации. Последнее восстание кангаласцев под предводительством Дженника было в 1682 году. Ссылка на отца Эллэя, как якобы воевавшего против русских, была, несомненно, попыткой пропаганды с апелляцией на мифологических предков.
 
Язык киданей был, безусловно, монгольским, но сильно тюркизированным, поскольку они долгое время находились под протекторатом уйгур и обычно усваивали тюркские языки и даже тюркскую письменность в течение нескольких десятков дней, если верить хронике «Ляо ши».
Сначала Элюй Даши попытался создать Бэй Ляо (Северное Ляо), но потерпел неудачу и был вынужден уйти дальше, в этот раз на запад.
 
И пришел Элюй Даши на территорию, где главенствовали кимаки.
Здесь необходимо отметить, что один из крупнейших специалистов по кимакам казахский историк Сергей Мусатаевич АХИНЖАНОВ считает, что кимаки – народ змеи.
 
А Омогой – это змея, «Омоӄой» («дракон»). Драконы почитались не только у китайцев, но также у тюрков и монголов. Василий УШНИЦКИЙ указывает, что в ряде якутских преданий указывается, что Омогой раньше жил в Монкуре, а согласно Абу аль-Бируни, в центре империи кимаков находилась гора Манкур.
АХИНЖАНОВ утверждает, что кимаки имеют этногенетические связи с киданями, что неудивительно, если кидани влились в состав кимаков.
 
Естественно, что Элюй Даши принес с собой более развитый имперский кумысный церемониал, тщательно отшлифованный китайскими царедворцами, поднаторевшими в выстраивании системы ритуалов. Вообще, китайская философия конфуцианства, как известно, опирается на сложную скрупулезно разработанную систему ритуалов и обрядов, безукоризненное следование которым становилось главным смыслом и основой благополучной жизни и гармонии.
Также Элюй Даши принес, разумеется, более развитую киданскую культуру, прошедшую через горнило взаимовлияния с китайской цивилизацией.
 
В якутской исторической лексике есть устойчивое понятие «кытай бахсы» – «учитель кытай», что, несомненно, отражало исторические реалии, когда кидани Элюя Даши выступили в качестве культурных инноваторов. Также этот термин сочетается с именем самого Элюя Даши как «Великого наставника (учителя)». Возможно, именно от киданей в якутском устном творчестве закрепилась тяга к аллитерациям.
 
Как и легендарный Эллэй якутских преданий, Элюй Даши быстро стал верховодить на новой для него территории, создал империю Си Ляо (Западное Ляо), разгромленное через 76 лет после его смерти, в 1218 году, войском Чингисхана.
Элюй Даши прославился своими победами над сельджуками (в статье «Рожденные Небом, равные Небу» я писал, что имена лидеров сельджуков в якутском олонхо звучат как имена демонов).
 

Битва против демонов. Художник – Денис Цыренжапов.
 
Наиболее значительной была победа над мусульманами в битве в Катванской степи. Сражавшийся в молодости вместе с Саладином против крестоносцев арабский историк Ибн аль-Асир с горечью писал, что «не было в исламе битвы крупнее этой, и не было в Хорасане больше убитых, чем в ней». На Катванской долине против 100 тысяч всадников противника Элюй Даши выставил 30 тысяч собранных под его началом воинов и выиграл сражение благодаря своему тактическому мастерству.
 
Сведения об этой битве дошли даже до Западной Европы и были зафиксированы европейскими хронистами.
Пришедшие с Элюй Даши кидани, как и следовало ожидать, были полностью ассимилированы местными тюрками, утратили свой монгольский язык.
 
ЭЛЮЙ ДАШИ – ПРЕДОК ЯКУТОВ?
 
Кангаласские предводители свою генеалогию возводят к Эллэю, вероятно, имея в виду реального исторического Элюй Даши.
Трудно судить, действительно ли в жилах кангаласских лидеров текла кровь представителя императорской семьи.
Или кангаласские тойоны слегка лукавили, считая своим предком такого прославленного человека? Но в Великой степи приписывать себе чужих предков было категорически не принято. Этим могли грешить отдельные авантюристы, но чтобы целый род присвоил себе чужого известного предка – это нонсенс.
 
Если же кангло-кимакский компонент якутов возглавляли потомки легендарного Элюй Даши, то получается невероятная история – в Центральную Якутию в XIV веке пришли далекие потомки китайского императорского рода.
 
В двойном этническом самоназвании древних якутов – урааӊхай-саха – отразились, по всей видимости, киданский (уранхайский) и кимакский компоненты (кимаки – потомки скифов-саков saka-sakha).
 
Может возникнуть вопрос, почему в самоназвании якутов оказались зафиксированными только два этнонима, носителями которых были относительно небольшие группы:
- в первом случае, крайне немногочисленная группа киданей во главе с Элюй Даши, носителей древнейшего этнического названия ураанхай,
- во втором случае, также не слишком многочисленный компонент протоякутов – кангласский, носители еще более древнего этнического названия саха.
 
Максим Михайлович ГОРЕЛОВ убедительно обосновывает тезис, что «В современной историографии доминирует «теория элит», согласно которой носителем этнонима … была знать. У народных масс тогда еще преобладало сознание локальной общности». Специалист по идентичности кочевых этносов Татьяна Дмитриевна СКРЫННИКОВА склонна согласиться с ГОРЕЛОВЫМ и отмечает: «Средневековье в Восточной Азии – период значительных подвижек… Вектор идентификационных практик не мог оставаться постоянным, утверждались представления о многих разных общностях в меняющемся мире, заново моделировались дискурсы строительства политий».
 
В кангаласский компонент якутов этноним ураанхай, по всей вероятности, принесли кидани Элюя Даши. А сами кангаласцы стали оперировать еще более древним и почитаемым в Великой степи этнонимом саха, как ярким доказательством того, что они – достойные потомки великих предков. То же самое, возможно, видим в этнониме «казах», если верна теория, что это означает «кай + саха» («царские саха»).
Поэтому в нынешнем самоназвании якутов «урааӊхай-саха» не были отражены ни этноним другого компонента (курыканы), ни более поздний, чем «саха», этноним канглы.
 
Разумеется, киданский (монгольский) язык был полностью вытеснен тюркским, но в якутском языке исследователи находят множество киданских параллелей, которые раньше казались странными, но сейчас становится понятным – откуда в якутском языке и культуре появились такие удивительные киданские заимствования.
 
РАЗГАДКА ЭЛЛЭЙАДЫ?
 
Таким образом, я выдвигаю гипотезу, что Эллайада проходила не в Якутии в XIV веке, не в Прибайкалье в конце XIII века, а в Южной Сибири в первой половине XII века, а Эллэем был Элюй Даши – реальное историческое лицо, представитель императорской семьи Китая эпохи Ляо.
 
Кажущийся фантастикой поход принца Элюй Даши с небольшой горсткой родичей навстречу опасностям и лишениям происходил в удивительное домонгольское время, когда в Великой степи шел процесс накопления сил перед ошеломляющим взлетом тюрко-монгольских племен, завоевавшими почти весь тогдашний мир.
 
Элюй Даши бросил вызов своей судьбе и выиграл – создал крупную империю. Как подчеркивает Геннадий ПИКОВ: «Таким образом, по размерам Западное Ляо не уступало Золотой империи чжурчжэней и Южносунскому государству».
 

Бросить вызов судьбе. Художник – Денис Цыренжапов.
 
Но созданное Элюем Даши государство было обречено на погребение под лавиной неудержимой конницы Чингисхана и его неутомимых полководцев.
Под эту лавину попали и канглы-кимаки, но устояли, подчинились воле Потрясателя Вселенной, стали одной из его ударных частей и даже вошли в элиту новой Империи.
 
Впереди предстояли немыслимые походы, когда канглы-кимаки мотались из одного края мира до другого – от Европы до Индонезии.
Наконец, часть вымотанных канглов осела было на Прибайкалье, но исторические бури снова погнали их из родной Великой степи в Великую тайгу.
 
Пережив такие потрясающие походы, кангаласцы потом в своих олонхо никак не удерживали фантазию – они помнили, что реальная жизнь была круче любого самого богатого воображения.
 
В статье «Хоринская загадка разгадана?» я писал о возможности, что в Якутию из Приамурья проникла группа чжурчженей во главе с представителями их царского рода ВАНЬЯН. Хоринцы-чжурчжены также помнили о своем славном прошлом – о великолепии их «Золотой империи». Влияние хоринцев на формирование общеякутского эпоса олонхо могло быть немалым.
 
Именно поэтому якутское олонхо отличается от всех эпосов мира абсолютно ничем не ограниченной фантазией. Герои олонхо в своих походах могут проскакать через весь мир, а их битвы – глобальны, каковыми и были мировые завоевания времен Чингисхана и его потомков.
 
И никакие преграды и враги не могут остановить героев олонхо, как не останавливали воинов империи Чингисхана.
Это были воины-победители…
 

Воины-победители. Художник – Денис Цыренжапов.
 
[На этом заканчиваю короткую серию статей. Если еще будет возможность небольшой передышки, напишу новую серию. И, конечно, буду продолжать работу над книгой].
 
 
Первая часть - «Рожденные Небом, равные Небу» http://sakhalife.ru/node/88063
 
Вторая часть - «Хоринская загадка» разгадана?» http://sakhalife.ru/node/88202
 
Таинственный детонатор http://sakhalife.ru/node/88336
 
 
Источник: 
Иван НИКОЛАЕВ.
Category: История, философия | Views: 2268 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Тохсунньу 2015  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024