Цены опережают инфляцию
Рост цен на продукты опережает общую инфляцию. По
данным Росстата, в прошлом году продукты подорожали на 15,7%, непродовольственные товары – на 8,1%, инфляция же (или т.н. индекс потребительских цен – ИПЦ) составила 11,4%. Сильнее всего за прошедший год подорожали сахар (на 40%) и крупы (на 34%). Впрочем, рост цен на остальные категории продуктов тоже значительно превышает инфляцию: мясо подорожало на 20%, рыба – на 19%, овощи и фрукты – на 22%, молоко и молочные продукты – на 14%.
В январе эта тенденция
сохранилась. Инфляция с начала года составила около 2%, а сахар подорожал на 12%, рис – почти на 9%, мука – почти на 4%. Особенно сильно подорожали овощи, причем не экзотические, а самые традиционные и насущные: картофель – на 13%, морковь и лук – примерно на 20%, а капуста – на 29%.
Почему дорожают продукты
Рост цен обусловлен целой совокупностью
причин: от введения продовольственного эмбарго, падения рубля, повышения кредитных ставок и тарифов до неурожая гречки и пресловутого человеческого фактора. Именно на борьбе с последним и сосредоточены сегодня основные усилия власти.
20–23 января по указанию генпрокурора России Юрия Чайки представители прокуратуры совместно с органами ФАС провели комплексные проверки магазинов крупнейших сетей в столицах российских регионов. Результаты, по
выражению генпрокурора, оказались «удручающими», поскольку зафиксировано множество случаев неоправданного завышения цен и подорожание отдельных товаров на 300–400%. По итогам проверок будет проведен тщательный анализ ситуации и подготовлен обобщающий документ, а в будущем проверки продолжатся. Однако некоторые предварительные выводы можно сделать уже сегодня, на основании отчетов региональных прокуратур.
Виноваты ритейлеры...
Сетевые магазины действительно необоснованно завышают цены – такие факты были обнаружены, например,
московской прокуратурой. В ряде магазинов сетей «Азбука вкуса», «Перекресток», «Магнолия», «Магнит», «Дикси» и «Спар» торговые наценки на отдельные товары составляли от 70 до 130%. По итогам проверок столичными прокурорами было возбуждено 418 дел об административных правонарушениях.
В Санкт-Петербурге в сети «Лента»
прокуратура зафиксировала завышение цен на продукты детского питания, а также незаконное взимание денег с поставщиков за продвижение товаров, в результате чего поставщики вынуждены были повышать цену на свою продукцию, чтобы компенсировать эти расходы.
Прокуратура Пермской области требует провести доследственную проверку в отношении руководителей сетей
«Магнит», «Перекресток», «Виват», «СемьЯ» по статьям 159, 165, 178, 201 УК РФ (совершение мошеннических действий, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, злоупотребление полномочиями, недопущение, ограничение или устранение конкуренции и др). В результате проверок обнаружилось, например, что за месяц цена на сахар в отдельных магазинах выросла на 58%, а на капусту – на 163%.
Не в пользу сетей может свидетельствовать также рост прибыли и выручки ритейлеров по итогам прошлого года. Так, у «Магнита» чистая прибыль по МСФО за 2014 год выросла
на 33% и составила 47,375 млрд руб., а выручка увеличилась на
31,6%. В «X5 Retail Group» (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») выручка выросла почти на 19%, в «Ашане» – почти на 20%, в «Дикси» – на 27%, а в
«Ленте» – на 34,5%.
Впрочем, увеличение выручки можно объяснить не только ростом цен, но и открытием новых магазинов, а также увеличением объема продаж. Так, например, в «Ленте» в 4-м квартале выручка выросла почти на 31%, и при этом было открыто 29 крупных магазинов. Но стоит заметить, что средний чек, согласно отчетности компании, за четвертый квартал увеличился на 5,6%, а за год – на 6%, что может быть обусловлено, в том числе, и ростом цен. В магазинах сети
«X5 Retail Group» средний чек за 4-й квартал увеличился на 10%, а за год – на 7,7%.
... а также оптовики и поставщики
Тем не менее, по итогам проведенных проверок стало очевидно, что в повышении цен виноваты не только ритейлеры. Так, например,
прокуратура Красноярска уличила в завышении цен всех участников рынка: и ритейлеров, и оптовых поставщиков, и производителей. Выявлены случаи ценового сговора и обнаружено, что на отдельные социально значимые продукты питания торговая надбавка сетей составляет от 30% до 159%.
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) в ходе проверки причин повышения цен на сахар уже возбудила
несколько дел не только против торговых сетей, но и против нескольких заводов и мелкооптовых поставщиков.
На рост отпускных цен ссылаются и сами ритейлеры. Данные о соотношении закупочных и розничных цен приводят компании «X5 Retail Group» и «Дикси». В
«X5 Retail Group», например, больше всего дорожают премиальные товары. На социально значимые товары розничные цены растут гораздо медленнее, чем оптовые: молоко на оптовом рынке за последние два месяца подорожало на 12%, а в магазинах – всего на 2%. В «Дикси»
отмечают, что с начала 2014 по начало 2015 года по основной потребительской корзине закупочные цены опережали розничные на 4,6%. На товары социальной группы сеть устанавливает минимальную торговую наценку, а в ряде случаев – нулевую. Например, наценка на гречку, подсолнечное масло, молоко, сахар, курятину, пшено, яблоки в разных регионах составляет от 0 до 5%.
Но рост цен у поставщиков обусловлен и объективными экономическими причинами – на это
указывает прокуратура Санкт-Петербурга, напоминая о снижении курса рубля, повышении кредитных ставок, а также факторе сезонности (например, для овощей и фруктов). Примерно к таким же выводам пришла и
прокуратура Самарской области. В своем отчете она ссылается на рост оптовых цен, который, помимо всего вышеперечисленного, объясняет также сокращением импорта, ростом цен на топливо и увеличением транспортных расходов.
Ажиотаж, отложенные цены и валютная составляющая
Чиновники и участники рынка называют и множество других причин подорожания продуктов. Рост цен на гречку объясняется ажиотажным спросом и снижением предложения. Что же касается сахара, то цены на него оставались неизменными с 2009 года; если бы они росли вместе с инфляцией, то нынешнее подорожание оказалось бы не столь значительным,
поясняет вице-премьер Аркадий Дворкович.
Но все же основной причиной стала высокая зависимость от импорта – даже той продукции, которая, на первый взгляд, является сугубо отечественной. Сельхозпроизводители, как оказалось, зависят от импортных семян, удобрений, кормов, генетического материала (в том числе, куриных яиц или мальков разных пород рыб), оборудования. Предприятия пищевой промышленности используют импортное сырье и упаковку, оборудование там тоже зачастую импортное. «Даже в себестоимости фасованной соли доля расходов, зависимых от валют, по
данным "Руспродсоюза", составляет примерно 34%: это упаковка, горюче-смазочные материалы, запчасти, расходные материалы, амортизация импортного оборудования и т. д.» В итоге, с падением рубля себестоимость и сырья, и продовольствия резко выросла. Таким образом, проблема
продовольственной безопасности предстает в новом ракурсе. Возможно, стоит озаботиться уменьшением импортной составляющей на всех этапах производства продовольствия: от грядки и фермы до заводов и прилавков.
Валютная составляющая присутствует и в ценах на основные экспортные товары – зерно и рыбу, ведь внутрироссийские цены на них стремятся подтянуться к валютным ценам экспортных поставок. При этом отечественным производителям гораздо выгоднее экспортировать свою продукцию, чем поставлять ее на внутренний рынок. В итоге, из-за сокращения внутрироссийских поставок и падения рубля, цены на зерно, например, выросли с начала уборки урожая на 60%,
отмечает директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.
Значительный рост себестоимости продукции спровоцировало и повышение ключевой ставки ЦБ. Обслуживание кредитов из-за этого значительно подорожало, причем не только по новым, но зачастую и по уже действующим кредитным договорам. Так, например, ставки по кредитам на строительство мясокомбината и свинотоварного комплекса в начале 2014 года составляли 14%, а в конце – уже 22–26%,
сообщает глава агрохолдинга «Кубань» и управляющий директор агробизнеса «Базового элемента» Андрей Олейник.
Как остановить рост цен?
На основные причины – курс рубля и ставки Центробанка – правительство, судя по всему, повлиять не в силах. Снижение ключевой ставки с 17% до 15% вряд ли сильно поможет отечественному бизнесу. Эффект от объявленного курса на импортозамещение, если и будет, то весьма не скоро. Пока в рамках этой программы планируется выделить средства из антикризисного фонда на поддержку овощеводства, так чтобы сезонные полевые работы кредитовались по ставке 10–11%.
В условиях жесткой экономии основной акцент делается на административное регулирование. Так, чтобы снизить внутренние цены на зерно и увеличить поставки на внутренний рынок, с 1 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. Более жесткой мерой стало бы введение эмбарго на ее экспорт, но пока, по
мнению Дворковича, это нецелесообразно.
Рост цен сегодня регулируют преимущественно на конечном этапе – в торговле. Для этого проводят постоянный мониторинг и проверки торговых сетей, а также собираются внести поправки в Закон о торговле. Предлагается ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, сократить сроки расчета за поставленные товары и ввести штрафы для торговых сетей за нарушение законодательства или ценообразования, а также за создание препятствий для поставщиков. Ритейлеры жалуются на постоянные проверки и
предупреждают, что предложенные поправки могут привести к дефициту товаров и новому росту цен. Поставщики, в свою очередь, требуют скорейшего принятия поправок, ссылаясь на критическую ситуацию и угрозу закрытия производства. При этом и ряд мелких ритейлеров тоже находится на грани банкротства и
просит уступок со стороны поставщиков. Дальнейшее противостояние может грозить новым витком цен.
Альтернативная организация поставщиков – Центр общественных процедур в сфере торговой деятельности, созданный по инициативе бизнес-омбудсмена Бориса Титова при «Деловой России», поддерживает поправки в Закон о торговле, но предлагает правительству ограничить полномочия ФАС по проверкам сетей и поставщиков и вместо этого обратить более пристальное внимание на рост тарифов естественных монополий. Поставщики же, со своей стороны, готовы предоставлять объективную информацию о ценах, по которым поставляют товары сетям – так что контролирующим органам легче будет оценить, насколько оправданны наценки в магазинах и чьи аппетиты стоит обуздать: естественных монополий, торговых сетей или недобросовестных поставщиков.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов
подчеркивает, что розничная торговля является не единственным виновником спекулятивного роста цен и очень важно найти и другие «звенья», в частности, проверить оптовиков.
Инициативы регионов
Ряд регионов уже установили собственные пределы наценки на отдельные виды продуктов. Так, правительство Сахалинской области
порекомендовало, чтобы на социально значимые продукты оптовые надбавки не превышали 8%, а розничные – 15%. В Курской области
установлены предельные оптовые цены на несколько социальных сортов хлеба, и розничная надбавка на них ограничена 15%.
В Новгородской области подписаны специальные
соглашения между правительством региона, производителями социально значимой продукции (хлеба и молока) и торговыми сетями об установлении фиксированных цен на эту продукцию, так чтобы торговая наценка не превышала 5%.
Крайние меры
В масштабах всей страны возможны и более кардинальные решения. Еще в 2010 году был утвержден
список из 24 социально значимых продовольственных товаров, куда вошло все самое необходимое. Если в течение 30 дней цены на эти товары вырастут больше, чем на 30%, то правительство может ввести для них предельные розничные цены на срок до 90 дней. Пока, по
данным Росстата, ни один из продуктов «не перешагнул» установленной черты, ближе всего к ней, по итогам января, оказалась капуста.
Вице-премьер Аркадий Дворкович не исключает, что в случае негативного развития событий этот механизм может быть задействован, но
предупреждает, что заморозка цен может привезти к дефициту продуктов. Шувалов также
считает, что административное регулирование цен может спровоцировать дефицит товаров. Тем не менее, торговым сетям, неоправданно завышающим цены и не желающим взаимодействовать с властями, Шувалов
пообещал «определенные законодательные решения».
Цены продолжат расти
При этом правительство, судя по всему, вполне осознает, что принимаемые меры, могут, в лучшем случае, лишь слегка замедлить рост цен. Дворкович
предупреждает о том, что цены на хлеб в ближайшие два-три месяца продолжат расти, объясняя это отложенным эффектом от роста цен на зерно. По
мнению участников рынка, уже с середины февраля хлеб подорожает на 5–13%, а в северных регионах – на 20%. Цены на молоко в первом квартале, по
данным Союзмолока, вырастут еще на 10–15%. И только производители мяса допускают снижение цен, но не раньше третьего квартала. По оценке Мясного союза, цены могут снизиться из-за падения покупательского спроса и растущего импортозамещения – из-за девальвации поставщики терпят одни убытки.