YAKUTIA.INFO. В потоке пропаганды и прочего идеологического шума незамеченной прошла информация об изменениях в системе выборов глав регионов.
Теперь согласно изменениям на местном законодательном уровне может быть предусмотрено то, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может избираться депутатами парламента субъекта страны.
Таким образом, субъекты Федерации имеют право отказаться от прямых выборов глав региона и избирать своего главу решением законодательных (представительных) органов государственной власти регионов.
Если проще, то теперь вместо прямых выборов, когда голосует всё население республики, выбрать главу республики могут депутаты Ил Тумэна.
Своим мнением по поводу изменения способа выбора глав регионов с «Якутия.Инфо» поделились: кандидат философских наук, доцент Валерий Надькин, народные депутаты государственного собрания (Ил Тумэн) Гаврил Парахин и Владимир Федоров.
Владимир Федоров:
- Мое мнение – должны быть только открытые выборы. Мы опять исключаем людей из участия в открытых политических выборах вместо того, чтобы наоборот привлекать их к активному участию. Люди и так перестали ходить на выборы – явку снизили до 25%. А сейчас вообще тридцать человек будут решать за целый миллион населения республики.
- Какие последствия могут возникнуть от изменений в принципе выбора глав?
- Я думаю, это может привести к консервации региональной власти. Как в своё время было с коммунистической партией, когда переизбирали внутри себя «засидевшихся». Это ещё сильнее привяжет людей (депутатов) к власти, возникнет кормушка для определенного круга людей.
- Возрастает ли в этом случае личная ответственность депутатов?
- Я считаю, что нет. Как простые люди достанут этого депутата? Он сидит в Ил Тумэне на каком-то этаже, в каком-то кабинете. В такой ситуации избиратели из улуса разве могут придти к нему в город и с него что-то спрашивать? Нет, конечно.
- Может людям в этой ситуации придется ответственнее подходить к выбору депутатов?
- Сложно об этом говорить, сейчас люди очень пассивно относятся к политике. И постоянное снижение явки на выборах тому свидетельство. Люди уже рукой на них махнули, а это в целом усугубляет отношение к власти. А тут ещё и система нынешняя, когда 50/50 – половина выдвигается, половина по спискам, им даже выезжать ни куда не надо. Партия власти выставила, «списочники» вошли – и всё, вопрос закрыт. То есть можно сказать, что частично депутаты у нас уже назначаются. Так может дойти до того, что система замкнется – депутаты будут утверждаться сверху. И они же будут назначать главу, и так друг дружку назначать будут.
- Если в парламенте поставят вопрос переходить на такую систему или нет, ваша позиция?
- Я буду голосовать против, я за прямые выборы.
Гаврил Парахин:
- Я вижу в этом один положительный момент – такой принцип позволить экономить деньги на выборах. Затрат в разы меньше станет. Куда-то ездить бюллетени возить не надо будет. Даже исходя из последних выборов: сколько можно было детских садов построить на деньги, которые Борисов с Березкиным на выборы потратили. Сейчас итак «Единая Россия» имеет большинство депутатских мест в регионах, просто теперь партия сможет назначать главами своих кандидатов. Но при этом депутатов выбрало население страны и региона, так что в этом плане всё вроде законно.
- Может ли такая система выборов глав привести к политическому застою?
- Да, конечно, может привести к застою. Вот на моём личном примере: в парламенте большинство единороссы, я обращаюсь к Борисову и администрации, почему мне не дают комитет как представителю парламентской партии. А мне говорят, как мы вам дадим, когда все комитеты разобрали между собой депутаты. Я имею в виду платные должности, они все голодные и по пять сроков сидят. Вы заметили, что комитеты разобрали люди, которые уже давно сидят по пять, четыре, три срока? Потому что кто откажется от машины, квартиры, оплачиваемых проездов? В итоге эта жадность до материальных благ и отсутствие конкуренции может привести к реальному политическому застою.
- Как, на ваш взгляд, должна выглядеть оптимальная система выборов глав регионов?
- Наша позиция партии ЛДПР такова – всех руководителей регионов Путин должен назначать сам. То есть мы выбираем Путина, а он назначает в регионах своих замов, которым доверяет. А если они не справляются, то он их снимает с поста и ставит нового человека.
Валерий Надькин:
- Я считаю, что в целом ничего плохого в этом нет. Другое дело, что общество у нас инфантильное в политическом плане. Ведь выборы – это ответственное дело. В случае, когда главу региона будут выбирать депутаты местных законодательных собраний, повышается не только статус и ответственность депутатов. Люди тоже должны ответственно подойти к выбору своих представителей. Голосовать не по принципу – «Гоша Балакшин хороший парень, он наш нюрбинский», а читать программы депутатов, задавать им вопросы. Ведь в чём недостаток наших депутатов. Они многое обещают, не объясняя механизмов, как они этого будут добиваться.
- Готово ли наше общество к таким изменениям?
- Скажем прямо, уровень политической культуры у нас не очень высокий. Но сидеть и ждать, когда общество само дозреет, нет смысла. Всё развивается в процессах. То, что предлагается, нужно обсуждать, нужна дискуссия. Вопрос в том, готово ли общество обсуждать такие вопросы.
- Не считаете ли вы, что такой подход может привести к политическому застою в регионах?
- Конечно же, такой риск есть. Но политическая культура как раз и формируется, проходя через такие ситуации. В вопросах политики люди должны научиться отводить в сторону очень важные, но сиюминутные интересы. И научиться думать стратегический. Проблема не в главах и парламентах, а в людях. Готовы ли они ЭТО взять или нет. И тут как раз таки задача журналистов поднимать такие вопросы.
Беседовал Тимофей ЕФРЕМОВ