Кризис обнажает проблему низкой эффективности
В Бизнес-инкубаторе Якутска разговор пошел о тектоническом сдвиге ситуации в конкуренции. Директор «Розтора» Трофим Иванов сказал по этому поводу:
- Мы, местные отстаем в конкуренции с приезжими. К сожалению, это факт. Сейчас приезжие занимают большую часть низкоквалифицированных, но денежных ниш. Уже сейчас начался процесс, когда они, приезжие выходят из обслуживающей ниши в более крупный бизнес. Скоро они местных будут нанимать к себе продавцами. А, например, в Нижнем Бестяхе – это уже факт. А потому что местные менее эффективны.Ему вторила директор кадрового агентства «Статус» Татьяна Томская:
- Ко мне приходят женщины-киргизки и просят найти работу уборщиц или продавцов на 45 тысяч рублей в месяц. Когда я им говорю, что оплата уборщицы гораздо меньше оплачивается, то они просят дать им несколько вакансий, и готовы работать почти круглосуточно. Я знаю многие так и работают. Спят по несколько часов в сутки. И они зарабатывают эти деньги. Если ситуация не изменится, то через 10 лет приезжие займут до 70% вакансий.И действительно мы сидим на бюджете, а гастарбайтеры зарабатывают надежные деньги в наработанных потом нишах. Что же будет с бюджетниками после волны аутсорсинга? Скоро ведь бюджет облегчат за счет обслуживающего госструктуры персонала. И нет гарантии, что конкурсы не будут выигрывать более трудолюбивые и умелые ребята из стран Таможенного союза. Уже в мае ожидается приток рабочей силы из Киргизии. И теперь им будет гораздо проще, ведь гражданам этой страны уже не надо иметь разрешение на работу.
Глобализация грядет
Низкая эффективность местных жителей – не единственная проблема. Грядет усиление конкуренции в бизнесе. Если раньше крупные сети шли в регионы в одном темпе, то сейчас в условиях кризиса они вынуждены ускориться и уже «не брезгуют» городами типа Якутска. Ведь в городах-миллионниках им уже тесно. А это значит они отобьют долю рынка у местного бизнеса. Вспомните, что случилось с якутскими компьютерными фирмами «Тигра», «Дисплей», «Монитор», «Матрица» и другими, когда сюда пришли федеральные сети типа DNS, Эльдорадо, М-видео. Конечно, с одной стороны выгодно покупателю, но с другой деньги уходят вовне, а это печально для нашей экономики.
Что делать?
Натиск глобализации и кризиса ставит вопрос ребром – «пан или пропал». Поэтому надо принимать адаптационные меры. Переориентировать бизнес в новые пусть и менее доходные и трудоемкие ниши, создавать новые предложения, расширять ассортимент, привлекать инновационные методы. Такие рекомендации в общих чертах дали опытные бизнесмены из ОПОРы, прошедшие не один кризис.
Со своей стороны, ОПОРА, как организация призванная помогать бизнесу, предлагает создать общее информационное поле для бизнесменов. Под информационным полем подразумевается общение предпринимателей между собой. Для этого проводятся семинары и «свободные микрофоны», где предпринимателям можно познакомится и найти то или иное решение. На проходивших с осени мероприятиях ОПОРы предприниматели как раз и нашли себе кто поставщиков, кто клиентов.