YAKUTIA.INFO. 13 марта в Госсобрании (Ил Тумэн) Якутии был заслушан отчет Счетной палаты республики о проверке деятельности ОАО «Республиканская инвестиционная компания». Отметим, что за все время существования компании с 2007 года это первый отчет. За это время вопросов к «РИК» накопилось немало. В ходе отчета выяснились - деньги от продажи Якутугля заканчиваются. Это значит, что деятельность «РИК» признана с одной стороны удовлетворительной, но с другой с дальнейшее существование компании ставится под вопрос. Именно из-за этого, в ряде СМИ прошла информация о том, что «РИК» вроде как закрывается.
В ходе заслушивания отчета, свои вопросы озвучили депутаты. Естественно, отчет удовлетворил не всех. Например, депутат Владимир Федоров ожидаемо задался вопросом: «Почему Счетная палата не нашла никаких нарушений за столько лет работы РИК? Простых предпринимателей проверяют раз в три года и выписывают огромные штрафы. Здесь только директор четвертый, а сколько было бухгалтеров?».
Праведным гневом на работу «Оптоган» разразилась ректор СВФУ Евгения Михайлова. Как известно, в 2013 году СВФУ совместно с ЗАО «Оптоган» выиграли федеральный конкурс, но из-за частой смены генеральных директоров компании, которых утверждают члены Наблюдательного совета, нет должного контроля за реализацией федерального проекта. Совместный проект университета и «Оптогана» на общую сумму инвестиций 350 миллионов рублей планировалось завершить в декабре 2015 года. В связи с финансовыми затруднениями компания перестала участвовать в научно-исследовательском и внедренческом проекте, отметила Михайлова.
Матвей Евсеев и Владимир Федоров также предположили, что деньги «Якутугля» не нужно было тратить сразу – положить их в банковский депозит, а финансировать объекты из банковских процентов.
Насколько объективна позиция отдельных депутатов? Как на самом деле прошла проверка? Мы решили задать вопросы в лоб генеральному директору ОАО «Республиканская инвестиционная компания» Петру Алексееву.
- Петр Вячеславович, как вы оцените результаты проверки счетной палаты?
- РИК прошел проверку нормально. Она проводилась в течение 2014 года, изучался огромный массив документов за предыдущие семь лет деятельности компании. По итогам проверки мы провели работу над ошибками - приняли план по устранению выявленных нарушений и уже начали работу над ним.
Вообще, наша компания уникальная не только в масштабах республики, но и в масштабах всей России. Подобного опыта финансирования инфраструктурных проектов на столь значительные суммы, с применением такого механизма нет. Поэтому, разного рода споры, различные позиции по отдельным вопросам не могут не возникать. Люди, бывает, спорят даже когда ремонт в квартире делают.
В ближайшем будущем нам предстоит большая работа по передаче профинансированных нами объектов в государственную собственность и последующий отчет перед федеральным центром. Компания должна будет отчитаться по всем объектам, проинвестированным за счет «якутуглевских» денег. Поэтому для нас эта проверка стала своеобразным зачетом перед большим экзаменом.
- Что вы скажете по дочерним компаниям РИК? Ведь много вопросов депутатов вызвал именно они.
- С дочерними компаниями мы работаем плотно. Где-то отстаем от графика, где-то опережаем – это жизнь. Прямо скажу – проблемы по некоторым компаниям есть, и я никогда не делал из этого секрета. Но ни по одному проекту, мы работу не пускаем на самотек. Помогаем в начинаниях наших «дочек», где-то обновляем тяжелую технику, где-то пополняем оборотные средства. Там, где это необходимо, обновляем кадры руководящего состава. За последний год в нашу команду пришло немало людей, способных выстраивать работу по новому и мыслить по-другому.
Наши коммерческие проекты – это тот блок работы, который мы будем выполнять независимо от исполнения мирового соглашения. То есть, финансирование завершается 2017 годом, а дочерними обществами мы продолжаем управлять. Именно поэтому вопрос закрытия или ликвидации компании не стоит. Сейчас обсуждается по каким направлениям будет развиваться РИК в ближайшей исторической перспективе, с учетом того что нам предстоят убытки, в связи с безвозмездной передачей объектов в государственную собственность. Думаю к лету мы представим нашу стратегию на рассмотрение правительства и расскажем о ней вам.
- Как вы относитесь к критике, которая прозвучала в адрес РИК от депутатов?
- Многие сейчас воспринимают деньги РИК – как что-то само собой разумеющееся. Это ведь далеко не так. Это деньги которые республика, по сути, выиграла по результатам судебного спора с правительством России. У росимущества были претензии к тому как прошло акционирование «Якутугля», вследствие которого акции оказались в собственности нашей республики. Тогда стороны договорились о том, что мы эти акции продадим, а вырученные деньги вложим в развитие республики. Так и появился РИК. То есть, проиграй мы тогда этот судебный спор, 37 млрд. рублей и построенные за счет этих денег объекты - республика бы никогда не увидела.
Что насчет критики - если она конструктивная мы ее только приветствуем. Она должна быть и это неотъемлемый момент нашей работы. К сожалению, часто бывает что вместо критики появляется критиканство, но я хочу думать, что оно возникает не умышленно, а из-за незнания материала.
СПРАВОЧНО О «РИК»:
Общий объем средств, составляет 37 430 555,69 тыс. руб. Выделено 12 направлений расходования денежных средств: «Железнодорожный транспорт», «Дорожное хозяйство», «Воздушный транспорт», «Газификация населенных пунктов», «Электроэнергетика», «Агропромышленный комплекс», и проектов социальной инфраструктуры по направлениям «Строительство инфраструктурных проектов в районе строительства и эксплуатации железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск», «Жилищное строительство», «Образование», «Физкультура и спорт», «Коммунальное хозяйство», «Берегозащитные сооружения».
За счет этих средств построены, например, здание аэровокзала Якутска, ЦСП «Триумф», железнодорожный техникум в п. Н.Бестях и многое другое.