О подорожании чая ритейлеров уведомили производители. На этой неделе о грядущем повышении цен первыми объявили компании Unilever (чайные бренды Brooke Bond, Lipton, «Беседа») и Dilmah. Другие поставщики чая сообщили о повышении отпускной стоимости еще раньше. Ритейлеры вынуждены принимать новые условия производителей, чтобы не допустить исчезновения товаров с полок.
В Unilever подтвердили намерение поднять отпускные цены в среднем на 22-28%. Подорожание там объяснили сильным ослаблением рубля, что отражается на себестоимости сырья, которое закупается за рубежом в валюте. Продукция Dilmah может подорожать на 43%. По данным ассоциации «Росчайкофе», Unilever входит в пятерку крупнейших российских игроков чайного рынка, доля Dilmah, по данным экспертов, не превышает 2%.
Как сообщает представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева, о росте цен на чай для всех магазинов большинство поставщиков объявило в декабре-январе. При этом она напомнила, что их сеть с 13 февраля заморозила цены на черный байховый чай, поскольку он входит в категорию социально значимых товаров.
В сети «О'кей» рассказали, что с самым крупным повышением цен - первой волной - компания столкнулась в конце декабря и в январе. Тогда цены подскочили почти на 40%, а изменения коснулись всех сортов и типов чая. Подорожание, признают в компании-ритейлере, привело к снижению спроса сразу на несколько пунктов.
Согласно данным Росстата, по состоянию на середину марта стоимость 1 кг черного байхового чая в среднем по стране превышала 601 руб. Это почти на 15% больше, чем в начале года. Статистика Федеральной таможенной службы свидетельствует о том, что в январе 2015 года импорт чая составил 11,3 тыс. тонн, тогда как за аналогичный период прошлого года в страну было завезено 12,3 тыс. тонн.
Как сообщили в ассоциации «Росчайкофе», около 85% потребляемого в России чая изготавливается внутри страны. При этом доля отечественного сырья составляет лишь 0,2%, все остальное импортируется. Чтобы не повышать цены, производители занимаются поиском новых партнеров, готовых отпускать сырье дешевле, а также снижают издержки. Кроме того, желая поддержать производителей, «Росчайкофе» обратился к депутатам Госдумы и правительству РФ с просьбой снизить НДС для производителей чая и кофе с 18% до 10%, поскольку аналогичная норма действует для других социально значимых продуктов, например, молока.
Отметим, что, по данным Росстата, ситуация с ростом потребительских цен в России немного стабилизировалась. Так, недельная инфляция уже третий раз подряд составила 0,2%. С начала месяца цены выросли на 0,3% (такой же рост цен был зафиксирован и в 2014 году). С начала года инфляция достигла 6,5% (за аналогичный период прошлого года - 2,3%).
В то же время темпы роста цен на чай сохраняются - за прошлую неделю розничная цена выросла сразу на 0,8%. Также быстро дорожают мороженая рыба, говядина, маргарин, подсолнечное масло, мясные консервы, макаронные изделия, рис, печенье и шоколадные конфеты.
Между тем, в последние дни рубль укрепляет свои позиции. На открытии торгов в понедельник доллар стоил 59 рублей, евро впервые с декабря опустился до 63,75 рубля. В Минфине считают, что российская валюта, ранее подверженная сильнейшей волатильности из-за резкого снижения цен на нефть и санкций, введенных Западом, наконец, нашла свое равновесие.