«Америка – наш враг». Новая холодная война: что за ней?
Как граждане России и США воспринимают друг друга через год после начала конфликта на Украине? Зачем российские власти поддерживают идею противостояния с Западом? Возможно ли остановить новую «холодную войну»?
Началась новая «холодная война» – это говорят и политики, и простые люди в разных странах – противостояние России и Запада дошло до предела, прежде всего из-за конфликта на Украине. Расхождение позиций назревало и раньше – по Ирану, Ливии, Сирии, но конфронтация достигла максимума на Украине. Россия, вопреки представлениям и нормам Запада, присоединила Крым и поддерживает сепаратистов Донбасса, а Запад поддерживает украинское правительство в Киеве. Обе стороны готовы оказывать вооруженную поддержку своим, дело пахнет войной в Европе и военной конфронтацией России и США.
Началась новая гонка вооружений – Россия увеличила военный бюджет на 33%, и при этом сократила до минимума расходы бюджета на здравоохранение и образование; США совершенствуют противоракетную оборону, высокоточное оружие и продвигают базы НАТО к границам России.
Обе стороны говорят, что это еще не «холодная война» – тогда речь шла о глобальном идейном противостоянии двух политических систем – капиталистического Запада и коммунистического советского блока, однако и сейчас пропагандистская война с обеих сторон достигла накала 50-х годов. В нее включился народ – в России Америку уже считают главным врагом страны, в США три четверти населения также считают Россию недружественной или враждебной страной, как в 50-е годы.
Так, опрос Гэллапа в середине февраля 2015 года показал, что лишь 24% американцев положительно относятся к России, из них «очень положительно» 4%. Это самый низкий уровень положительной оценки России (СССР) за последние полвека, после Кубинского кризиса.
Были падения положительной оценки во время конфликта вокруг Косово в 1999 году – до 33%, второй чеченской войны, в 1999-2000 годов – 38%, иракской войны в 2003 году – 41%, российско-грузинского конфликта в Южной Осетии в 2008 году – 40%. Но такого негативного отношения к России не было с 50-х годов, когда в страхе от советской ракетно-ядерной угрозы американцы рыли бомбоубежища, или во время Кубинского кризиса.
Основная проблема, которая вызывает негативное отношение американцев к России – это конфликт на Украине: в марте за новостями из региона следили 68%. При этом заметное большинство в 66% опасается, что развитие конфликта выйдет за пределы Украины и разовьется в региональный конфликт, что приведет к участию в нем американских войск. В то же время послать правительству Украины американское оружие вызвало поляризацию взглядов: за отправку оружия в феврале выступали 40%, против – 54%.
Но даже не столько опасность втягивания США в украинский конфликт беспокоит больше всего американцев, сколько усиление российской военной угрозы, опасность новой вооруженной конфронтации с Россией.
Подавляющее большинство в 90% считают военную мощь России чрезвычайной или значительной угрозой для жизненно важных интересов США. Столько же считают, что такую угрозу представляет конфликт между Россией и Украиной. И большинство в соотношении 50:43% считают, что США и Россия возвращаются к периоду холодной войны и отношения между ними быстро ухудшаются.
В России антиамериканский накал еще сильнее. Большинство уверены, что на Украине свержение правительства Януковича – дело рук Америки, организовавшей массовые выступления на Майдане, сопровождавшиеся кровавыми столкновениями с властями и приведшие к падению Януковича. Более того, большинство полагает, что свержение Януковича не было главной целью США. Основная цель – вырвать Украину из российского влияния, сделать ее сателлитом ЕС и США, включить в НАТО и придвинуть военные базы НАТО вплотную к российским границам. Дальнейшая цель – используя украинский конфликт, объявить Россию страной «изгоем», изолировать ее от всего мира, с помощью экономических санкций расшатать и разрушить российскую экономику, что приведет к падению «режима Путина». В сжатом виде распространенные массовые представления о целях США в отношении России выражены в одном из электронных изданий: «Цель руководства США вполне ясна – устранение В.В.Путина как лидера страны, захват ресурсов страны и полная ликвидация страны, вплоть до физического уничтожения народонаселения».
Соответственно, подавляющее большинство поддержало присоединение Крыма к России – чтобы не отдать базу в Севастополе НАТО и защитить русское население Крыма от «фашистской» власти в Киеве и другие решения Путина по Украине, включая поддержку самопровозглашенных донецких республик. В результате рейтинг поддержки Путина, рейтинг его популярности достиг 85%.
Здесь налицо симметрия роста антироссийских настроений в США и антиамериканских – в России. Однако, ситуация далеко не зеркальная. В США Украина и Россия – важная и беспокоящая проблема в прессе, в массовых настроениях и политических дискуссиях в преддверии будущих президентских выборов, но не единственная, и не главная. Есть еще и борьба с Исламским государством в Ираке, и гражданская война в Сирии, и Иран с ядерной угрозой, и многое другое.
В России ситуация другая. Здесь конфронтация с Америкой, Западом, благодаря Украине, стала проблемой №1, и победа в ней – новой национальной идеей. Вдруг снова все осознали, что мы во «враждебном окружении», как в 30-е годы, что Америка – «враг №1», что на Украине Россия окончательно «поднялась с колен» и не станет больше следовать западному диктату, а будет проводить собственную внешнюю политику, исходя из российских интересов и в соответствии с ее ролью в мире. На Украине Россия показала, что «провалились попытки вытолкнуть ее на периферию мировой политики. Россия – мировая держава и заставила себя уважать западный мир, который уважает только силу». Украинский кризис плавно перетек в новую «холодную войну».
В народе вдруг всплыли, казавшиеся заснувшими, фантомные боли утраты статуса сверхдержавы, произошедшей из-за «капитулянтской политики Горбачева и Ельцина». Благодаря активной государственной телевизионной пропаганде создалась целая новая философия, в противовес хрущевской разрядке и «оттепели» и горбачевской «перестройке» и новой международной политике «общих ценностей», провозгласившая преимущества российской консервативной православной культуры, по сравнению с западной упаднической, развратной идеологией толерантности, потакания содомии, «мультикультуризма». В массовых взглядах, поддержанных или насаждаемых официальной пропагандой, считается, что только «русский мир», Россия несут миру идеи истинного гуманизма, в противовес «загнивающему» Западу.
Еще одна идея, ставшая доминирующей в массовых настроениях россиян последнего года, это то, что все критики существующего режима, оппозиционные политики, правозащитники, любые критики власти, правительства, люди, выступающие на массовых митингах и шествиях протеста – это наймиты Запада, попросту получающие деньги от «госдепа». Это новое явление в российской массовой политической культуре. Если в 30-е годы основной ярлык, который приклеивали жертвам сталинских репрессий был «шпионаж» в пользу вражеских западных держав, сейчас это «пятая колонна», диверсанты, люди, вредящие своей стране в пользу Америки.
Мало кто знает в народе, что такое была «пятая колонна» в испанской гражданской войне. Но сейчас этот образ – аналог термину «враг народа» в тридцатые годы. Под него подпадают все критики, все оппоненты официальной политики и Путина. Если тогда этот ярлык означал неминуемые репрессии, ГУЛАГ, расстрел, то и сейчас эта характеристика человека, общественного или политического активиста несет ему непредсказуемые негативные последствия. В конце февраля на одной из главных улиц столицы, правительственной трассе был вывешен плакат: «Пятая колонна: чужие среди нас: Навальный, Макаревич, Пономарев, Шевчук, Немцов». Через несколько дней Немцова, бывшего вице-премьера правительства, одного из лидеров оппозиции убили.
Создаваемый в обществе, неважно кем, «образ врага», является, вероятно, главным инструментом отвода народного негодования от истинных причин и виновников бедственного положения страны и народа: массовой бедности и нищенского положения трети населения, уникального в мире неравенства между богатыми и бедными, воровством и коррупцией чиновников, произволом полиции и судов, развалом здравоохранения и системы образования – теперь во всем виноват Запад.
Логика властей проста: мы встали с колен и защитили русских на Украине – Запад обрушил на нас репрессии: обрушили цены на нашу нефть, ввели санкции на ввоз к нам высокой технологии, мы им в ответ закрыли наш рынок на их еду. Ничего, перетерпим, заменим импорт на нашу продукцию, даже хорошо, свою промышленность и сельское хозяйство разовьем. Надо только потерпеть два года.
Общее ликование по поводу разрыва с Западом проявляется в массовом лозунге «мы не Европа», предполагающем альтернативу – подружимся с Китаем. В массовом сознании тонкости геополитики не различаются – может быть, Китай вовсе не хочет развивать дружбу с нами вместо «дружеского соревнования» с Америкой в Азиатско-Тихоокеаском регионе – но это уже другой вопрос.
В целом, антизападные, антиамериканские настроения в России достигли, пожалуй, максимальных высот с послевоенных времен. Были между нами угрожающие конфликты – Берлинский кризис, Кубинский кризис, сбитый самолет У-2, сбитый корейский лайнер, многие другие, но советская пропаганда держала их под контролем – все решалось в верхах, до массового сознания это доходило слабо. В американское посольство временами кидали яйца и краску, но до массовой антиамериканской истерии дело не доходило. Сейчас в официальной пропаганде и в интернет блогах накал особый – «мы – не Европа» и Америка – наш враг.
При этом, накал нарастает, все больше в высказываниях политологов, в телевизионных дискуссиях и в массовом сознании проходит мысль, что с решением украинского кризиса конфликт не закончится, разрыв с Западом окончательный – они грозят нам уничтожением, мы к борьбе готовы, и если дойдет до реальной угрозы, «мы сегодня к походу готовы», и если надо, нанесем упреждающий удар. Квинтэссенция этих настроений прозвучала в известной фразе телевизионного ведущего: «Россия – единственная страна в мире, которая реально способна превратить США в радиоактивный пепел». Вероятно, имелось в виду, что это в ответ на их удар, но мессидж уже дошел и до Запада, и до нашей аудитории. И уже подхвачен в более понятной для народа художественной форме:
Медленно ракеты улетают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди,
И хотя Америку немного жаль…
РУССКИЕ должны быть впереди!
Или еще: «Мы рождены, чтоб Штаты сделать пылью!». Вполне созвучно бериевскому «мы вас сотрем в лагерную пыль». А ругань Америки в блогах и комментариях вообще не поддается цитированию. Так что разрыв с Западом, антиамериканизм и джингоизм в массовом сознании стали сейчас столь долго разыскиваемой «национальной идеей».
Надолго ли это, может быть, на десятилетия? Маловероятно.
Отгородиться от Запада не удастся. «Импортзамещение» это скорее пропагандистская формула, чтобы успокоить народ, что магазины не опустеют. Международное разделение труда и международную торговлю еще никто не отменял. Тем более для нас, где вся технология западная, даже в оборонной сфере запчасти оттуда. Производство лекарств сначала выпихнули за границу, теперь долго придется возвращать. Скорее, нам грозит «экспортзамещение» нашего главного козыря в мировой политике – поставки на Запад газа и нефти в связи с развитием в Америке добычи сланцевых углеводородов, не говоря уже о сокращении нашего главного источника доходов.
Кроме того, приближается 2018 год с мировым футбольным чемпионатом, который уже предлагают игнорировать на Западе. Вряд ли кто у нас хочет повторения Московской олимпиады, которую бойкотировали западные страны. И как тут быть с лозунгом – «мы не Европа». Только что в Сочи мы доказывали, что, как раз, «мы – Европа и весь мир».
Кроме того, есть международные проблемы, в которых неизбежно сотрудничество ведущих цивилизованных стран – угроза радикального Ислама и терроризма, мировые экологические проблемы, когда-нибудь и угроза приближающихся астероидов. Наверное, не будут Россия и Америка по отдельности, сбивать каждая свой астероид.
Видимо, придется идейную конфронтацию отыгрывать назад.
Хуже всего с военной истерией и гонкой вооружений. Опыт прошлой «холодной войны» показывает, что военный маховик, раскрутившись, трудно поддается торможению и остановке. Понадобились годы трудных переговоров в условиях недоверия и вражды, пока удалось добиться остановки гонки вооружений и сокращения ракетно-ядерных арсеналов. Немаловажную роль в противодействии военной истерии сыграла тогда общественность двух стран, в частности забытое сейчас движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», в котором сопредседателями были Б. Лаун и Е. Чазов, и которое получило за миротворческую деятельность Нобелевскую премию мира. Пока же общественность молча наблюдает за разгулом джингоизма там и здесь.
Возможно ли остановить новую «холодную войну» при нынешнем накале противостояния России и Запада? Исторический опыт показывает, что возможно. Хрущев и Кеннеди отыграли назад конфронтацию в Кубинском кризисе, усмирив свих «ястребов», и убедив народ, что это была общая ошибка и народы – не враги. Вряд ли кто помнит в Великобритании про милитаристскую истерию во время Фолклендского кризиса, а тогда дело шло к войне с Аргентиной. Однако все затихло. Брежнев и Никсон начали разрядку – «детант» в разгар конфронтации, подписав массу договоров не только по остановке гонки вооружений, но и по самым разным областям сотрудничества, а до этого все сотрудничество ограничивалось обменом двух десятков ученых и общей программой по сохранению белых медведей в Арктике. Наконец, Рейган начал свою карьеру, приложив руку к очередному витку «холодной войны», заклеймив «империю зла», в частности, после инцидента с корейским лайнером, сбитым нашим истребителем над Сахалином, а закончил дружбой с Горбачевым и новой разрядкой. Так что, все бывало в отношениях России и США, история вообще циклична. Похоже, что эти циклы здесь – около пяти лет. Хочется дожить.
Возможно, многие мыслящие люди впали в ступор, внимая по телевизору и в интернете рассуждения о «превращении Америки в ядерную пыль», но они забыли, что бывало и хуже. Когда, например, советские и американские танки стояли напротив друг друга в полной боевой готовности в Берлине во время Берлинского кризиса, или когда советские ракетчики были готовы запустить ядерные ракеты на Вашингтон из Кубы во время Кубинского кризиса. Так что резерв для эскалации «холодной войны» еще есть. Также есть и возможность остановить истерию и очередной виток конфронтации. Для этого нужны, как не тривиально это звучит, реальная политическая воля лидеров и пробуждение общественности. Может быть, ветераны движения врачей могут снова поднять свой актив и остальных ответственных людей и попытаться остановить новую «холодную войну»? Кстати, Нобелевская премия 1985 года была дана «За информирование общественности и склонение общественного сознания в пользу мира». Может быть, снова попытаться «склонить общественное сознание в пользу мира»?
27.03.2015, Николай Попов
|