Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2015 » Ыам ыйа » 18 » Кюлюмнюр. Жизнь и бессмертие 18 мая – день рождения общественно-политического деятеля В.В. Никифорова-Кюлюмнюра
Кюлюмнюр. Жизнь и бессмертие 18 мая – день рождения общественно-политического деятеля В.В. Никифорова-Кюлюмнюра
16:03
Кюлюмнюр. Жизнь и бессмертие
18 мая – день рождения общественно-политического деятеля В.В. Никифорова-Кюлюмнюра

В истории якутского народа мое имя останется навсегда”, - эти пророческие слова, произнесенные Василием Васильевичем Никифоровым-Кюлюмнюром (1866-1928 гг.) в стенах якутской тюрьмы в 1927 году, приводит в своей книге “История без флёра”, ставшей классическим жизнеописанием выдающегося якутского общественно-политического деятеля, один из первых исследователей его биографии, Ираида Самоновна Клиорина.
Эти слова И.Клиорина записала со слов родной внучки Василия Васильевича Зинаиды Ивановны Афанасьевой. Она встречалась с дедом вместе с матерью Еленой Васильевной в якутской тюрьме. Тогда Василий Васильевич сказал им, что он «сидит по недоразумению, ибо не чувствует за собой никакой вины… Ни в каких заговорах против Советской власти не участвовал, а попал в тюрьму только по ложному доносу… Если меня будут судить, то я оправдаюсь! В истории якутского народа мое имя останется навсегда!». (См.: И.С. История без флёра. Последнее десятилетие в жизни Кюлюмнюра (1918-1928 гг.) - Якутск: Бичик, 1999. - С. 380).
Имел ли основание так утверждать Василий Васильевич? Да, имел полное право. И за все годы замалчивания его имени со стороны советской власти, народ не забывал, хранил в своей памяти, чтобы в один прекрасный момент, когда “солнце будет светить всем”, вернуть его имя. Несмотря на все запреты и под угрозой наказания, его имя не забывали, он стал легендарной личностью, сродни герою своей драмы Манчары.

Реабилитация

Юридическая и политическая реабилитация Василия Васильевича стала возможной только в годы перестройки Михаила Горбачева и суверенитета республики в годы президентства Михаила Николаева. Справка о реабилитации была выдана военной прокуратурой 4 февраля 1992 г., согласно Закону РСФСР от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».

Признание на государственном уровне с высокой трибуны прозвучало спустя более чем 60 лет со дня его героической гибели (смерть в тюремной больнице Новосибирска иначе и назвать нельзя). Случилось это 23 мая 1996 года. Первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев произнес тогда эти справедливые слова: “В эти дни общественность республики широко отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося сына народа саха Василия Васильевича Никифорова, посвятившего всю свою жизнь борьбе за благополучие, возрождение и счастье родного народа”.
Возможно, эти слова покажутся сегодня обычными, но тогда, в 1996 году, они звучали, не только как дань памяти, признания и благодарности, но самое главное как акт покаяния за все те лишения, преследования и попытки замолчать, запретить даже упоминание имени в советские годы. Справедливость восторжествовала, и Никифоров вернулся к народу, за судьбу которого он так радел и положил свою жизнь на алтарь служения интересам народа. Важно было, чтобы эти слова произнес именно всенародно избранный президент республики.

Кюлюмнюр по своим человеческим качествам, разносторонности знаний и дел был уникальной личностью, ярким явлением среди всех представителей народов Российской империи конца XIX – начала XX века. И он должен занять подобающее ему место в ряду великих имен России. Первым шагом стало включение его в 2004 году в список величайших либеральных деятелей Российской империи. В книге "Наше либеральное наследие", изданной в Москве в 2004 году, его имя названо в одном ряду с Михаилом Михайловичем Сперанским, Борисом Николаевичем Чичериным, Иваном Сергеевичем Аксаковым, председателем III-й Государственной Думы Николаем Алексеевичем Хомяковым и другими выдающимися политическими и общественными деятелями России XIX и начала XX веков. В этой книге Василий Васильевич символически встретился с людьми, дела и идеи которых он разделял и всей своей мощью страстной натуры претворял в Якутии.
В сентябре 2004 года благодаря общественности появилась мемориальная доска в одном из самых почитаемых и духовных мест города Якутска - на кирпичной стене Национальной библиотеки, помнящей дыхание тех бурных лет начала ХХ века. Тогда же на конференции "История либерализма в Якутии" была дана высокая оценка деятельности В.В.Никифорова. И важным достижением конференции явилось признание его выдающимся либеральным деятелем российского масштаба. Такую оценку Кюлюмнюру дал доктор философских наук, профессор МГУ Алексей Кара-Мурза.

Кюлюмнюр и его борьба

Кюлюмнюр - личность общероссийского масштаба. Человек, стремившийся изменить отношение империи к своим малым народам, дав им больше свободы и самостоятельности. Его жизнь и деятельность по своему значению сродни такой общеизвестной фигуре мирового масштаба как Махатма Ганди. На всей территории Сибири и Дальнего Востока среди коренного населения трудно найти сопоставимую с Никифоровым фигуру.
Василий Васильевич ставил основополагающие, жизненно важные вопросы не только для якутского народа. Если бы его идеи воплотились в жизнь, то это отразилось бы на жизни и других народов Российской империи.
Вот направления его общественной деятельности и вопросы, которые ставил В.В. Никифоров-Кюлюмнюр:
- просветительская деятельность: участие в создании музея, библиотеки, первых неофициальных газет и журналов, периодической печати на якутском языке. Например, в начале 1914 г. Никифоров-Кюлюмнюр принял участие в I Всероссийском съезде по народному образованию, где выступил с докладом на тему «Краткие сведения о якутах, их школы и их право на образование»;
- публицистическая деятельность: печатался на страницах местной и сибирской периодической печати с освещением истории якутского самоуправления, пропагандировал, агитировал и доказывал необходимость введения земства, писал о нуждах области, необходимости отмены уголовной ссылки и др.
- литературная деятельность: автор первой пьесы на якутском языке «Манчары», переводчик на якутский язык пьес "Власть тьмы" Л.Толстого, "Женитьба" Н.Гоголя и др.
- выступал за равное представительство в высших органах власти Российской империи (Государственной Думе);
- разрабатывая основы земства в Якутии, выступал за общесибирское земство, поддерживал идеи сибирского областничества;
- отстаивал признание прав якутов на землю;
- организатор науки: участвовал в проведении Сибиряковской экспедиции (1894-1896 гг.), во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.). Василий Васильевич являлся организатором и секретарем Комитета по управлению бесплатной научной библиотеки-читальни;
- был участником и организатором нескольких общественных организаций интеллигенции, таких, как «Союз якутов», демократический союз «Свобода», «Национальный комитет», партия «Якутский трудовой союз федералистов», культурно-просветительское общество «Саха аймах». Уже после отъезда в центр ссыльных революционеров в 1917 г. он выступит в числе объединителей всех либерально-демократических сил Якутской области в блок «Объединенная демократия».
Это только часть его кипучей общественно-политической и просветительской деятельности.

Лев Толстой и Махатма Ганди

По значимости в долгом процессе трансформирования взаимоотношений колонии и метрополии В.В. Никифоров-Кюлюмнюр равен фигуре Махатмы Ганди (1869-1948), сумевшего изменить одну из самых великих империй в истории человечества - Британскую. Я тут упоминаю Ганди не ради красного словца, а считаю его человеком, который косвенно повлиял на мысли и действия нашего Кюлюмнюра. Ганди был одной из самых популярных, выражаясь современной терминологией, персон, медийной личностью тех лет - 1900-х годов. И Кюлюмнюра с Ганди объединяет еще и имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910), учение Толстого.
Кюлюмнюр хорошо знал творчество Льва Толстого и переводил его пьесу “Власть тьмы” на якутский язык, опубликованную в журнале “Саха сангата” в 1912 г. В 1909 году Ганди перевёл и опубликовал в Индии на гуджаратском языке «Письмо индусу» Льва Толстого. Широко известна также и знаменитая переписка между Ганди и Толстым.
Чем больше проникаюсь делами Кюлюмнюра, тем укрепляюсь в своем сравнении его с Махатмой Ганди. Очень много общего есть и в их биографии – адвокатура, публицистика, работа в газетах и журналах. Они, каждый по-своему и в своей ситуации, боролись за введение реального самоуправления. Свое видение Ганди изложил в 1908 году в книге «Самоуправление в Индии». В том же 1908 году в газете «Якутская жизнь» в № 33-34 от 15 июня Кюлюмнюр публикует статью об истории якутского самоуправления с публикацией текста «Плана о якутах» Алексея Аржакова 1789 года.
Теперь представим себе время, которое стало поворотным в судьбе многих наций и народов, государств и обществ. Конец XIX-начало ХХ веков были временем поиска новых идей мироустройства, возникновения новых течений в интеллектуальной жизни человечества. И началом распада миропорядка, сложившегося в XIX в.
Для великих империй XIX века ничто не предвещало грядущую катастрофу, разрушительную «до основания» для кого-то из них, а для кого-то неминуемые, но мирные, изменения. Наступал ХХ век, ставший веком неслыханного прогресса и развития науки, новых открытий и изобретений, торжества общих ценностей, таких как права человека, свобода слова, но и веком «волкодавом», таких же неслыханных войн, катастроф и катаклизмов, гонений и репрессий. Россия, как государство переживет в этом веке несколько революций, которые, в конечном счете, прошлись по простым гражданам, по судьбе самой России безжалостным молохом - или, по выражению Александра Солженицына, «Красным колесом».
В 2016 году исполнится 150 лет со дня рождения В.В.Никифорова-Кюлюмнюра. И в канун юбилейной даты Василия Васильевича мы должны задаться вопросом, какое место он занимает в якутской культуре, истории, в ментальности народа саха? Что он внес нового в годы бушующего времени 1900-1920-х и что изменил в народе саха? Какие его идеи живут и нынче?

Олег СИДОРОВ.
18 мая – день рождения общественно-политического деятеля В.В. Никифорова-Кюлюмнюра
В истории якутского народа мое имя останется навсегда”, - эти пророческие слова, произнесенные Василием Васильевичем Никифоровым-Кюлюмнюром (1866-1928 гг.) в стенах якутской тюрьмы в 1927 году, приводит в своей книге “История без флёра”, ставшей классическим жизнеописанием выдающегося якутского общественно-политического деятеля, один из первых исследователей его биографии, Ираида Самоновна Клиорина.
Эти слова И.Клиорина записала со слов родной внучки Василия Васильевича Зинаиды Ивановны Афанасьевой. Она встречалась с дедом вместе с матерью Еленой Васильевной в якутской тюрьме. Тогда Василий Васильевич сказал им, что он «сидит по недоразумению, ибо не чувствует за собой никакой вины… Ни в каких заговорах против Советской власти не участвовал, а попал в тюрьму только по ложному доносу… Если меня будут судить, то я оправдаюсь! В истории якутского народа мое имя останется навсегда!». (См.: И.С. История без флёра. Последнее десятилетие в жизни Кюлюмнюра (1918-1928 гг.) - Якутск: Бичик, 1999. - С. 380).
Имел ли основание так утверждать Василий Васильевич? Да, имел полное право. И за все годы замалчивания его имени со стороны советской власти, народ не забывал, хранил в своей памяти, чтобы в один прекрасный момент, когда “солнце будет светить всем”, вернуть его имя. Несмотря на все запреты и под угрозой наказания, его имя не забывали, он стал легендарной личностью, сродни герою своей драмы Манчары.
Реабилитация

Юридическая и политическая реабилитация Василия Васильевича стала возможной только в годы перестройки Михаила Горбачева и суверенитета республики в годы президентства Михаила Николаева. Справка о реабилитации была выдана военной прокуратурой 4 февраля 1992 г., согласно Закону РСФСР от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».

Признание на государственном уровне с высокой трибуны прозвучало спустя более чем 60 лет со дня его героической гибели (смерть в тюремной больнице Новосибирска иначе и назвать нельзя). Случилось это 23 мая 1996 года. Первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев произнес тогда эти справедливые слова: “В эти дни общественность республики широко отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося сына народа саха Василия Васильевича Никифорова, посвятившего всю свою жизнь борьбе за благополучие, возрождение и счастье родного народа”.
Возможно, эти слова покажутся сегодня обычными, но тогда, в 1996 году, они звучали, не только как дань памяти, признания и благодарности, но самое главное как акт покаяния за все те лишения, преследования и попытки замолчать, запретить даже упоминание имени в советские годы. Справедливость восторжествовала, и Никифоров вернулся к народу, за судьбу которого он так радел и положил свою жизнь на алтарь служения интересам народа. Важно было, чтобы эти слова произнес именно всенародно избранный президент республики.

Кюлюмнюр по своим человеческим качествам, разносторонности знаний и дел был уникальной личностью, ярким явлением среди всех представителей народов Российской империи конца XIX – начала XX века. И он должен занять подобающее ему место в ряду великих имен России. Первым шагом стало включение его в 2004 году в список величайших либеральных деятелей Российской империи. В книге "Наше либеральное наследие", изданной в Москве в 2004 году, его имя названо в одном ряду с Михаилом Михайловичем Сперанским, Борисом Николаевичем Чичериным, Иваном Сергеевичем Аксаковым, председателем III-й Государственной Думы Николаем Алексеевичем Хомяковым и другими выдающимися политическими и общественными деятелями России XIX и начала XX веков. В этой книге Василий Васильевич символически встретился с людьми, дела и идеи которых он разделял и всей своей мощью страстной натуры претворял в Якутии.
В сентябре 2004 года благодаря общественности появилась мемориальная доска в одном из самых почитаемых и духовных мест города Якутска - на кирпичной стене Национальной библиотеки, помнящей дыхание тех бурных лет начала ХХ века. Тогда же на конференции "История либерализма в Якутии" была дана высокая оценка деятельности В.В.Никифорова. И важным достижением конференции явилось признание его выдающимся либеральным деятелем российского масштаба. Такую оценку Кюлюмнюру дал доктор философских наук, профессор МГУ Алексей Кара-Мурза.
Кюлюмнюр и его борьба
Кюлюмнюр - личность общероссийского масштаба. Человек, стремившийся изменить отношение империи к своим малым народам, дав им больше свободы и самостоятельности. Его жизнь и деятельность по своему значению сродни такой общеизвестной фигуре мирового масштаба как Махатма Ганди. На всей территории Сибири и Дальнего Востока среди коренного населения трудно найти сопоставимую с Никифоровым фигуру.
Василий Васильевич ставил основополагающие, жизненно важные вопросы не только для якутского народа. Если бы его идеи воплотились в жизнь, то это отразилось бы на жизни и других народов Российской империи.
Вот направления его общественной деятельности и вопросы, которые ставил В.В. Никифоров-Кюлюмнюр:
- просветительская деятельность: участие в создании музея, библиотеки, первых неофициальных газет и журналов, периодической печати на якутском языке. Например, в начале 1914 г. Никифоров-Кюлюмнюр принял участие в I Всероссийском съезде по народному образованию, где выступил с докладом на тему «Краткие сведения о якутах, их школы и их право на образование»;
- публицистическая деятельность: печатался на страницах местной и сибирской периодической печати с освещением истории якутского самоуправления, пропагандировал, агитировал и доказывал необходимость введения земства, писал о нуждах области, необходимости отмены уголовной ссылки и др.
- литературная деятельность: автор первой пьесы на якутском языке «Манчары», переводчик на якутский язык пьес "Власть тьмы" Л.Толстого, "Женитьба" Н.Гоголя и др.
- выступал за равное представительство в высших органах власти Российской империи (Государственной Думе);
- разрабатывая основы земства в Якутии, выступал за общесибирское земство, поддерживал идеи сибирского областничества;
- отстаивал признание прав якутов на землю;
- организатор науки: участвовал в проведении Сибиряковской экспедиции (1894-1896 гг.), во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.). Василий Васильевич являлся организатором и секретарем Комитета по управлению бесплатной научной библиотеки-читальни;
- был участником и организатором нескольких общественных организаций интеллигенции, таких, как «Союз якутов», демократический союз «Свобода», «Национальный комитет», партия «Якутский трудовой союз федералистов», культурно-просветительское общество «Саха аймах». Уже после отъезда в центр ссыльных революционеров в 1917 г. он выступит в числе объединителей всех либерально-демократических сил Якутской области в блок «Объединенная демократия».
Это только часть его кипучей общественно-политической и просветительской деятельности.
Лев Толстой и Махатма Ганди
По значимости в долгом процессе трансформирования взаимоотношений колонии и метрополии В.В. Никифоров-Кюлюмнюр равен фигуре Махатмы Ганди (1869-1948), сумевшего изменить одну из самых великих империй в истории человечества - Британскую. Я тут упоминаю Ганди не ради красного словца, а считаю его человеком, который косвенно повлиял на мысли и действия нашего Кюлюмнюра. Ганди был одной из самых популярных, выражаясь современной терминологией, персон, медийной личностью тех лет - 1900-х годов. И Кюлюмнюра с Ганди объединяет еще и имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910), учение Толстого.
Кюлюмнюр хорошо знал творчество Льва Толстого и переводил его пьесу “Власть тьмы” на якутский язык, опубликованную в журнале “Саха сангата” в 1912 г. В 1909 году Ганди перевёл и опубликовал в Индии на гуджаратском языке «Письмо индусу» Льва Толстого. Широко известна также и знаменитая переписка между Ганди и Толстым.
Чем больше проникаюсь делами Кюлюмнюра, тем укрепляюсь в своем сравнении его с Махатмой Ганди. Очень много общего есть и в их биографии – адвокатура, публицистика, работа в газетах и журналах. Они, каждый по-своему и в своей ситуации, боролись за введение реального самоуправления. Свое видение Ганди изложил в 1908 году в книге «Самоуправление в Индии». В том же 1908 году в газете «Якутская жизнь» в № 33-34 от 15 июня Кюлюмнюр публикует статью об истории якутского самоуправления с публикацией текста «Плана о якутах» Алексея Аржакова 1789 года.
Теперь представим себе время, которое стало поворотным в судьбе многих наций и народов, государств и обществ. Конец XIX-начало ХХ веков были временем поиска новых идей мироустройства, возникновения новых течений в интеллектуальной жизни человечества. И началом распада миропорядка, сложившегося в XIX в.
Для великих империй XIX века ничто не предвещало грядущую катастрофу, разрушительную «до основания» для кого-то из них, а для кого-то неминуемые, но мирные, изменения. Наступал ХХ век, ставший веком неслыханного прогресса и развития науки, новых открытий и изобретений, торжества общих ценностей, таких как права человека, свобода слова, но и веком «волкодавом», таких же неслыханных войн, катастроф и катаклизмов, гонений и репрессий. Россия, как государство переживет в этом веке несколько революций, которые, в конечном счете, прошлись по простым гражданам, по судьбе самой России безжалостным молохом - или, по выражению Александра Солженицына, «Красным колесом».
В 2016 году исполнится 150 лет со дня рождения В.В.Никифорова-Кюлюмнюра. И в канун юбилейной даты Василия Васильевича мы должны задаться вопросом, какое место он занимает в якутской культуре, истории, в ментальности народа саха? Что он внес нового в годы бушующего времени 1900-1920-х и что изменил в народе саха? Какие его идеи живут и нынче?
Олег СИДОРОВ.
Category: Люди. Человек. Народ. Общество | Views: 1843 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ыам ыйа 2015  »
БнОпСэЧпБтСбБс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 84
Ыалдьыттар (гостей): 84
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024