Чиновники вложили деньги в общественно важный проект и забыли о нём – так вкратце можно описать ситуацию с развитием сети газозаправочных станций в районах республики, отмечается в статье опубликованной на сайте YAKUTIA.INFO.
Для начала предыстория – в 2013 году Владимир Путин озаботился проблемой дороговизны топлива для сельхозпроизводителей и для населения в целом. Правительству России было поручено принять комплексный план по использованию газа в качестве моторного топлива. Низкая стоимость газа позволила бы существенно сократить издержки на горючее и тем самым серьезно подержать многие отрасли экономики.
Инициативу спустили регионам – в Якутии на специальном научном совете был принят пилотный проект по строительству Автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС). Курировать проект поручили Министерству сельского хозяйства. В качестве опытной площадки были выбраны Намский и Хангаласский улусы, где используется много сельскохозяйственной техники. Одним из участников программы стала «Якутская газомоторная компания» – ей доверили Намский и Хангаласский улус.
В интервью «Якутии.Инфо» генеральный директор «Якуткой газомоторной компании» Максим Черемкин рассказал о том, как на полпути забросили перспективный республиканский проект. Сказали «А» говорите «Б»
Вначале всё развивалось довольно динамично. В 2013 году Минсельхоз принял программу субсидирования сельхозпроизводителей, желающих переоборудовать технику на газ – им компенсировали половину расходов.
«Сельхозпроизводителей долго уговаривать не пришлось, поскольку выгода от использования газа очевидна. – Комментирует Максим Черемкин. – Программа субсидирования очень помогла, да и само население газ с радостью приняло – были заключены договора, закуплено оборудование. В первый год люди получили компенсацию за переоборудование в полном объеме. Но мы завозили газ на передвижной станции. Поскольку спрос возник, встал вопрос об установке постоянных компрессорных газовых станций».
Казалось бы, пилотный проект себя оправдал – спрос на газ подтвержден, осталось только продолжить программу субсидирования и оказать содействие при размещении АГНКС. К тому времени поставщик оборудования был найден, контракт подписан. Составлена программа по расширению сети газовых станций, пройдена куча согласований и… на последнем этапе не была получена ключевая подпись. Проект положили под сукно. В чём причина – неясно. Может быть, повлияли внешнеполитические события: Крым, санкции, конфликт на Украине? Впрочем, в республике за это время произошла ротация в правительстве, и сменился министр сельского хозяйства Якутии. Есть ли тут взаимосвязь или нет – неважно. Скорее важен принцип – если ведомством принимается программа, то она должна выполняться независимо от кадровых решений.
Мне Орден Полярной звезды не нужен – я просто бизнесмен, который болеет за своё дело.
«Мы частная компания, мы вошли в это проект. Мы взяли коммерческие кредиты под закупку газовых компрессорных станций. А кредиты требуют выплат. Чем раньше мы наладим сбыт, тем лучше. Свои обязательства в пилотном проекте мы выполнили. Мы не просим нам денег давать – нам нужно оказать содействие в размещении наших станций со стороны районных администраций, госструктур. Моей компании субсидии не нужны – нам нужно, что бы субсидии были для людей, желающих переоборудовать технику на газ. В конце концов, сказали «А» – говорите «Б»», – комментирует Максим Максимович. О государственно-частном партнерстве
Неясно предпринимателю и внезапно возникшее молчание курирующих структур:
«В середине апреля 2015 года должно было состояться совместное совещание с курирующими министерствами, но о нём будто бы забыли. Никто не звонит, никто не беспокоится. На наши запросы отвечают, что у нас ошибка в расчетах. Ну, хорошо, можно всё перепроверить, но это не повод забрасывать начатую работу. По плану мы должны были разместить газовые станции не только в Намцах и Хангалассах, но и в Заречье. А ведь все эти районы преимущественно сельскохозяйственные. И нужно учитывать, что цена топлива сказывается на конечном продукте».
Предприниматель отмечает, что данный проект в чистом виде является государственно-частным партнерством (ГЧП), о котором сейчас так много говорят. Однако слова с делами не вяжутся.
«Проблема в том, что нет системного подхода. Реальное содействие нам оказывает Фонд малого предпринимательства. Он выступал за нас поручителем, нам помогали консультациями. В рамках федеральных программ по переводу техник на газомоторное топливо работает министерство транспорта республики. Но ведь возможности для участия в федеральных программах есть и у министерства промышленности и у министерства экономики, но они в данном направлении работу не ведут. Хотя есть реальная возможность привлекать для развития республиканского рынка газомоторного топлива федеральные средства».
Государство должно быть примером эффективности
Поражает то, как государство проводит поддержку некоторых предприятий – к примеру, ФАПК «Якутия», «Якутоптторг». Недавно было принято решение в очередной раз поддержать многострадальный «Сахабулт». В общем, помогают чиновники, как могут предприятиям, «активно» участвующим в экономической жизни республики. Правда, о том, как скоро отобьется бюджету финансовая поддержка, предпочитают не говорить. При этом к проекту, который доказал свою состоятельность и имеет важное социальное значение, люди из правительства равнодушны.
Да, проект по размещению газозаправочных станций не предусматривает миллиардных инвестиций, не сулит миллиардной валютной прибыли, но он гораздо безопасен с точки зрения экологии по сравнению с газохимическим производством. И рабочие места для местного населения, хотя и немного, но реально будут. Это при том, что будет реальный экономический эффект для населения.
По поводу перспектив газового рынка Максим Черемкин отмечает следующее:
«Суть в том, что реальные перспективы по сбыту газомоторного топлива в республике есть. В любом случае разница в цене между бензином, дизелем и газом в пользу последнего. Вопрос, как быстро будет расти спрос на газ и насколько активной будет конкуренция. Программа субсидирования затрат на переоборудование техники позволит ускорить формирование рынка сбыта. Это будет на пользу всем местным производителям газомоторного топлива. Пусть будет конкуренция это всем только на пользу».
Так в чём же дело, почему принятая и начавшая работу программа по субсидированию переоборудования техники на газомоторное топливо забуксовала и оказалась забыта государственными структурами?
Недавно стало известно, что «Якутской газомоторной компанией» интересуется ООО «Газпром газомоторное топливо», структура большого «Газпрома». У этой компании есть большие финансовые возможности, не исключено, что компанию «Газпром газомоторное топливо» заинтересовали перспективы местного рынка сбыта. И здесь действительно стоит задуматься, кто станет ведущим игроком на рынке газомоторного топлива, местный производитель или нет. Что мешает тому же «Газпрому» выкупить Якутскую газомоторную компанию? Что будет с рынком газомоторного топлива в этом случае? Используя свои возможности, крупная компания может занять главенствующие позиции на рынке, а затем диктовать свои условия. Какой объем налогов будет оставаться в республике? В любом случае сотрудничать с местной компаний будет гораздо проще. Но сейчас, при отсутствие внимания к проекту, велика вероятность, что у местного бизнесе не хватит возможностей для массового выхода на рынок. А как гласит поговорка: «Свято место пусто не бывает». Тимофей ЕФРЕМОВ