Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2015 » От ыйа » 12 » Якутские князцы
Якутские князцы
09:41

Якутские князцы

11 июля. Якутия. NVpress - «С 17 века по 19 век в Якутии лиц, облаченных властью - тойонов, глав, или баhылык, - по аналогии с понятием «князь» именовали князцами. В какой-то мере слова «князь» и «князцы» равны по значению», – говорит наш собеседник, доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора истории ИГИиПМНС СО РАН Андриан Борисов.  Какой был характер у якутских князцов, кто был самым известным, чем они запомнились?



Легенда о назначении первых князцов
В «Исторических преданиях и рассказах якутов» Георгия Эргиса есть интересный рассказ.

«Когда с юга прибыли воины русского царя и победили Тыгына, казаки, выезжая по разным местам, хватали лучших якутских людей и привозили их в город. Таким образом, впоследствии якуты подпали под начало русского царя. В те времена в наших Бетюнцах должностным лицом, самым первым, получившим звание князца-тойона, надевшим узорный пояс, по названию «маамык», стал некрещеный настоящий якут из Уранайского рода по имени Суор Эмээт. Затем, позже прибыл с юга новый начальник по имени Мирон-Комиссия, который установил у нас князцов с кортиками. Тогда из нашего  Масарахского рода получил кортик и стал князцом новокрещенный богатый человек по имени Александр Артемьев. Говорят, еще до него вручали кортик некрещеному якуту по имени Тордох».

Князец - аналог князя

Термин «князцы» пришел из исторической лексики, и нельзя понимать его с современной точки зрения, считает историк Андриан Борисов.
«Князцы появились в Якутии в 17 веке или даже гораздо раньше. Князцами  называли лиц, облаченных властью, причем, не русских, а представителей других национальностей, которые оказались в составе русского
государства. У русских князь, княжата, а у нас - князец. Русские служилые люди применили терминологию «князцы», и так у нас появились князцы. В какой-то мере слова «князь» и «князцы» равны по значению. Тойон, глава, или баhылык, как правило, это князец, потому что он был лицом, облеченным властью», – начал свой рассказ ученый Борисов.
Князец – это титул, и впервые официально стал присваивать такие титулы один из первых якутских воевод Петр Головин, прибывший сюда в 1641 году. Здесь он  установил совершенно новую, воеводческую форму правления. В каждом улусе, территориально-родовой группировке якутов, были главные люди, предводители, а5а ууhа, и вот им началось присвоение титула князца.
На период, когда пришли русские, у якутов было два уровня отношений – родовые, или клановые: это небольшие группировки из ста человек, во главе которого стоял а5а ууhун баhылыга. Во-вторых, еще были улусы, но их было мало, буквально только 5-6. И вот одного из клановых предводителей, наиболее авторитетного, Головин назначал улусным тойоном, князцом, и давал ему царскую печать, отдавая большие полномочия по сбору ясака, по взаимоотношению с царской властью. Он теперь отвечал за весь улус и главенствовал над остальными князцами. А с появлением в 1760-ых годах первой ясачной комиссии, у нас образовались наслеги, то есть промежуточное объединение между улусами и родом. Там тоже появились наслежные князцы, или старосты, но слово «староста» в Якутии не привилось. Наслежных же князцов называли улахан князь, а родового – аччыгый князь, или чаччыына, то есть старшина. Кроме того, есть понятие «кулуба», в связи с появлением в 19 веке выборной должности улусного головы, и с точки зрения якутской фонетики того времени, якуты не могли произнести слово «голова», отсюда и появилось слово «кулуба», которое имеет самостоятельное значение, хотя первоначально оно означало «голова». Кулуба – это не князец.
Из бедняка – в князцы
– Наверняка они обладали угодьями и другими богатствами?
- Князцы не всегда были богатыми. Конечно, у них был определенный достаток, но сказать, что они являлись самыми богатыми людьми, нельзя. Просто они являлись прямыми потомками предка по мужской линии, реально жившего 3-4-5 поколений назад, - богатыря, шамана. Этот титул передавался по наследству от отца к сыну. Если все дети умирали, то князцом становился брат. Как у феодалов и помещиков, князцы больших угодий не имели, поскольку помещикам поместья выдавались царем, а в западной Европе вассалы получали землю за службу. У якутов такой системы не было. У него был просто «халын аймах», многочисленная сильная родня. Человек в те времена один он не мог пробиться во власть, и с точки зрения европейского мышления, это было примитивно, но по тем условиям государства других гарантов власти тогда не было. Поэтому на первое место выходило кровное родство. Хотя у якутов некровные люди тоже могли оказаться в составе а5а ууhа, и с течением времени их считали одним из своих людей. Не надо якутских князцев сравнивать с европейской элитой и кастой индусов. Нам не нужно переносить их стереотипы на нашу историю. У нас же часто бывало, что князцами становились далеко не богатые люди.В Кангаласском улусе 200 лет назад, в конце 18-первой половине 19 века, жил писарь Николай Рыкунов. Его отец был рыбаком, еле сводящим концы с концами. Однажды на реке он рыбачил с сыном. В это время проезжала какая-то экспедиция. По данным ученых, то была экспедиция Биллингса. И вот они этого мальчика забрали с собой, увидев его изможденным от голода. Возможно, мальчика отдал сам отец, спасая его от нищеты. Там он получил образование, вернулся в родной наслег, вначале стал писарем, потом - наслежным князцом, затем – улусным, позже - деятелем масштаба Якутии. Так бывший бедняк сыграл очень важную роль в формировании Степной думы.
Легендарные князцы
– Назовите имена самых известных князцов.
– По-моему, есть упоминание Тыгына как лучшего князца, но князцом русские не успели его назвать, потому что официально считается, что русские пришли примерно в 1624-30 годах. Один раз упоминается Тынин, но его русские назвали русским тайшей по аналогии с алтайцами, татарами, тувинцами и так далее. Этот термин пришел из Китая. Тайшами называли представителей кочевых степных народов, которые оказались в китайской империи. Тайша – довольно высокий китайский чин, то есть это был довольно влиятельный человек. И Тыгын  для русских был значительным, может, по богатству и воинственности. У него остались 11 сыновей, а также братья. Могу точно сказать, что на сегодня практически нет ни одного кангаласского якута, который бы не был бы в родстве с Тыгыном. В Намском улусе жил князец Мымак. Очень известная личность, тоже много родни, слуг, скота. На его территории построили острог, как мы знаем, Якутск берет начало с территории Намского улуса. Также среди амгинских – знаменитый Омоллоон, полулегендарный князец, живший в 17 веке.Князцы были драчливы
– Какими по характеру были лица, носившие этот титул?
– Как правило, князцов изображали неуемными. Тыгын и Омоллоон, к примеру, имели необузданный, драчливый характер. Завистливый Тыгын, когда узнавал о рождении будущего богатыря, старался извести ребенка или отправлял к нему своих людей справиться  с ним. Или наоборот брал его в свою дружину в качестве боотура, давая родителям надежду, что когда подрастет, станет богатырем. Кроме того, князцы умели хорошо организовать хозяйство, предвещали, каким ожидается год – урожайным или нет. Также у них были хорошие интеллектуальные способности.
– Как сказала якутский исследователь Ефросинья Ноговицына, якутские князцы отличались исключительным благородным характером.
– «Благородство» в наше время и в то время несопоставимы. Современные нравственные установки никак переносить туда нельзя, потому что мы сейчас решаем споры в суде, а тогда разногласия решались только кровью. С современной точки зрения получается, что они убийцы. С точки зрения тогдашней морали это было правильно.Благородный князец Шадрин
А вот живший в 18-19 веке кангаласский князец Илья Шадрин отличался благородством, пожалуй, во вневременном понимании этого слова. Мы нашли одного из его потомков.
«Очень справедливый, веселый, в то же время жесткий, несгибаемый. Отзывчивый, всегда выступал защитником простого люда. Его считали неординарной  и яркой личностью, - начинает свой рассказ Галина Шадрина, потомок в седьмом поколении князца Шадрина. – Родился он в Кангаласском улусе на острове Хатын-Арыы (5-й Мальжагарский наслег). Детство  его прошло на берегу реки Лены. Его отец Максим Шадрин считается первым грамотным головой Кангаласского улуса. Родные братья Яков, Николай, Андрей, как и он, были князцами своего наслега. Однажды маленький мальчик Илья бегал по берегу. Проезжавшие мимо казаки, услышав, что мальчик прекрасно разговаривает по-русски, остановились, удивились и поехали дальше, но вскоре, не найдя достойного переводчика, отправили за ним двух казаков. Три года жил Илья в Якутске в качестве переводчика, получил грамоту, научился письму и вернулся обратно в Синск. С 1796 года по указу Екатерины II он стал князцом. При Павле I он тоже продолжал княжить. Мы в архиве нашли документы, в котором говорится, что Павлом I был присвоен титул князя, чуть позже и Александром I, но, к сожалению, доказательств не сохранилось».
Несмотря на свою молодость, князец Илья Максимович был одним из общепризнанных лидеров тойонской верхушки. «Он был очень грамотным человеком, решал спорные вопросы, был юридически подкованным (разбирался в судебных и правовых вопросах). Всю жизнь боролся с лихоимством, нечестными чиновниками, такими как Эверст, Белолюбский и другие. За это его постоянно преследовали, таскали по судам. У него были очень хорошие отношения с царским окружением, он являлся прекрасным дипломатом, вел переписку, как грамотный человек, писал жалобы, за что его пытались отправить в ссылку, и даже вышел указ – грамотному кангаласскому князцу Илье Шадрину запретить писать письма, доносы и установили за ним слежку. Ему мешали встречаться с царскими чиновниками, но он все равно добивался своего. В 1796 году обстановка до того накалилась, что его сняли с должности головы за «ябедничество», но он вскоре был утвержден обратно благодаря народу, интересы которого всегда защищал», - восхищается своим предком Галина Ефимовна. Спасал бедных от тюрьмы
Как говорит Шадрина, кроме этого, у ее предка было много заслуг. Но одной из самых важных она считает то, что, благодаря Илье Шадрину, у простого народа проснулось  самосознание. Также он освободил якутов от ямской повинности. На его деньги была построена Синская Воскресенская церковь. По его прошению в 1800 году была открыта при Спасском монастыре школа для детей инородцев, откуда вышла якутская прединтеллигенция, яркие личности. Спасал бедных от тюрьмы, если они из-за голода воровали скот. Сам же своих работников кормил досыта. Помимо этого, вместе с братом Яковом постоянно снабжали мясом и другим провиантом  членов экспедиций. Для солдат давал заказы на пошив обуви. За все это оба брата были награждены именными саблями из серебра с надписью «За усердие».
Последние годы жизни Илья Максимович прожил в местности Хатын-Арыы. Перед смертью он оставил свое духовное завещание, по которому было ясно, что он был верующим человеком. Так, 10 000 рублей оставил городским церквям, 4 000 - Воскресенской церкви. Некоторую сумму - Спасскому монастырю. Будучи состоятельным человеком и имея  несколько тысяч голов скота и оленей, прекрасно понимал нужды людей и помогал деньгами, как купцам, так и простым людям. По материалам Национального архива Якутии  есть сведения, что он раздарил целых 37 000 рублей, что по тем меркам являлось фантастически огромной суммой.
За свою активную деятельность он был много раз награжден. К примеру, 19 июля 1788 года от Екатерины II получил серебряную медаль за заслуги перед экспедицией Биллингса и медаль на голубой ленте, от Павла I золотую медаль на анненской ленте. Усердная служба и поставки провианта в отдаленные места отмечены в аттестате коменданта Петра Штевинга.
Изучаю святые места

Сама Галина Шадрина, потомок благородного князя Ильи Максимовича, всю жизнь проработала в образовании: в школе, затем якутском университете, на кафедре Георгия Башарина, в колледже технологии и дизайна, является Почетным работником среднего профессионального образования России. Позже посвятила свое время внукам, одновременно занимаясь общественной деятельностью по защите и охране священных и памятных мест Якутии – «Ытык кэрэ сирдэр».

«Некоторые отговаривали меня от этой затеи. Говорили, мол, нельзя тревожить прошлое,  и я, конечно, испытываю страх и благоговение, но про себя читаю молитвы, прошу прощение за нарушение покоя и продолжаю изучать святые места – для блага народа, поскольку он должен знать свои традиции», – заключает потомок князя Шадрина.

Имена и фамилии некоторых князцов
Герасим Соловьев – Восточно-Кангаласский улус
Михаил Тимофеев-Терешкин – Сунтарский улус
Василий Слепцов – Мегинский улус
Егор Николаев, Дьячковский – Ботурусский улус
Иван Кириллов – Западно-Кангаласский улус
Афанасий и Филипп Лепчиковы – Восточно-Кангаласский улус
Степан Идельгин – Олекминский улус
Оросины – Таттинский улус
Если у вас есть свои семейные истории, или вы являетесь потомком якутского князца, мы ждем вас в нашей редакции.

Ксения АВЕРА
Category: Саха | Views: 3719 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  От ыйа 2015  »
БнОпСэЧпБтСбБс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 80
Ыалдьыттар (гостей): 80
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024