НАРОД ЗДЕСЬ ХОРОШИЙ, НО НА РОДИНУ ТЯНЕТ
Мирзовали Шарифов живет в Якутии вот уже 20 лет. После развала Союза и вспыхнувшей в Таджикистане гражданской войны жизнь круто изменилась, естественно, в худшую сторону. Экономика рухнула, работы не стало, денег на то, чтобы прокормить семью, не хватает.
Приехал в республике в 94-м году. По образованию Шарифов филолог, но большую часть жизни работает в строительстве. Много работал по районам, в том числе на Севере, но в итоге закрепился в Якутске. «Распался Союз, война началась, я приехал в Якутию, куда меня позвал один знакомый, - рассказывает Мирзовали. – Работали во многих районах, строили объекты, нами были довольны. Сейчас одна бригада работает в Булунском районе, другая бригада строит объекты на ГРЭС-2. Живем нормально, народ здесь хороший, тепло принимает».
Здесь гастарбайтеры относительно неплохо зарабатывают. Во всяком случае, если поток мигрантов в Россию и уменьшился, то скорее не из-за кризиса, а из-за ужесточившегося миграционного законодательства. Но таджики надеются, что в 2016 году, когда Таджикистан войдет в Таможенный союз ЕАЭС, ситуация изменится в лучшую сторону.
В Якутске таджиков в трудовой сезон проживает до пяти тысяч. Кто-то на постоянке, кто-то наездами.
«Но слушай, есть такая восточная мудрость: одна черепаха всегда строила свой дом там, где крестьянин косил сено, - говорит Мирзовали. – И каждый год ее гнездо разрушалось. Черепаху однажды спросили: «Ты что, дурак, что ты там строишь! Неужели нет других мест?» На что черепаха отвечала: «Здесь моя Родина!» Днем не чувствуешь, на работу туда-сюда ездишь, а вечером как придешь домой – детей тут нет, семьи нет, родителей нет… Скучаешь. Недавно на 93-м году жизни умер отец, я ездил, похоронил…»В ЯКУТСКЕ ЕСТЬ ПРЕКРАСНАЯ МЕЧЕТЬ, ВТОРАЯ НЕ НУЖНА
В Поселке газовиков таджики арендуют общежитие ЗАО «Учур», где проживает до семидесяти человек. Старый деревянный барак, но внутри довольно уютный и, в принципе, более-менее ухоженный. Живут в комнатушках по несколько человек, есть душ, кухня. Проживают также семьями.
«Здесь будет все – и спортзал, и чайхана, и центр творчества и культуры таджикского народа, - говорит Мирзо. – Двери будут открыты для всех желающих – приходите и приводите своих детей» (см. видео Якутия.Инфо).
Центр появится не скоро – минимум через три года. Но территория уже отсыпана. Планировку будут делать совместно с администрацией микрорайона «Марха». Финансирование таджикская диаспора берет на себя. Кстати, мечети не будет. «Зачем нам здесь мечеть? – говорят таджики. – В Якутске одна из самых лучших мечетей в России, есть все условия, хороший, грамотный муфтий. Зачем мы будем обособляться от других якутских мусульман? И потом, правоверному мусульманину вовсе не обязательна молельная комната – намаз можно совершать и дома» (см. видео Якутия.Инфо).
Центр будет не от таджикской общины «Сомониен», а от Союза уроженцев Таджикистана. «Могут приходить все желающие, - говорит Нурик, комендант общаги. – Хоть в Таджикистане родился, хоть здесь – приходи поиграй в волейбол, футбол. Спорт людей объединяет».
Видимо, старшее поколение таджиков тем самым хочет уберечь молодежь от городских соблазнов и конфликтов с местными. «Да, есть ребята, особенно молодые, которые пьют, нехорошо себя ведут и нас подставляют, - признают старшие. – Так пусть лучше сюда ходят и спортом занимаются, чай зеленый пьют и с местными ребятами общаются».
Интересуемся: в курсе ли таджики об антимигрантском митинге, стихийно собравшем два года назад на Площади Дружбы несколько сот митингующих? Тогда градус недовольства некоторых был настолько высок, что иные горячие головы едва ли призывали пойти громить ближайшие узбечки (см. архив видео Якутия.Инфо).
Однако в общине считают, что повода для вражды и недовольства нет. «Мы тут работаем и получаем не такие уж большие деньги, а делаем работу, которые не многие хотят выполнять, - говорят таджики. – И на самом деле умные люди понимают, что работы всем хватит».
ЧЕГО БОЯТСЯ ТАДЖИКИ
Завидовать, в принципе, нечему.
«Сейчас иммигрант из Таджикистана должен в Якутске оплатить семь тысяч 156 рублей за патент, - говорит Мирзовали. – Он, допустим, в месяц 30 тысяч заработал, за жилье оплатил, патент оплатил, кушать тоже надо, домой тоже надо отправить. На жизнь остаются крохи. Так что не от хорошей жизни наши сюда едут».Когда мы возвращались часам к девяти вечера, Мирзовали должен был забрать земляков с ГРЭСа, где те трудились на субподряде. «Они туда поехали в 8 утра, я их заберу часам к 10 вечера, - рассказывает он. – Сейчас священный месяц Рамадан, им нельзя ни пить ни есть весь день. Сейчас приедут домой, я им еды приготовил – вот будут благодарны!» Всякий ли местный, проживая в таких условиях, согласился бы поехать на заработки в Булунский улус или трудиться на той же ГРЭС-2?
Кстати, по словам Мирзо, война сильно повлияла на психологию таджикского народа. Он долго рассказывает, что ислам – мирная религия, и что на самом деле мусульманам нужно бояться в первую очередь самих неправедных мусульман, не неведению распространяющих вредные и опасные вещи наподобие экстремизма. Но в словах как бы проскальзывает: какие вакхабиты, какой исламский экстремизм? Таджики – запуганный народ, натерпевшийся бед во время гражданской войны, постоянно живущий в страхе, что его выгонят и лишат возможности зарабатывать. «Что бы мы без России делали?» - говорят мигранты.
«Даже если мы отсюда, из Якутска, уедем, пусть этот центр останется вам на память, - говорит Мирзовали. – Расскажите своим детям и внукам, что здесь когда-то жили достойные представители таджикского народа».На наш взгляд, если все так, как хочет сделать Мирзовали, возможно, что-то в наших отношениях с мигрантами изменится в лучшую сторону. И хоть менталитет приезжих со Средней Азии далек от местного, стремления к умеренному сближению и интеграции однозначно не будут лишними.
Особенно в сегодняшней нестабильной ситуации в экономике. От которой, как известно, зависит все остальное, в том числе межнациональная обстановка.