Main » 2015»От ыйа»28 » «Газовый капкан» или как государственный бизнес действует в ущерб частному
«Газовый капкан» или как государственный бизнес действует в ущерб частному
11:28
«Газовый капкан» или как государственный бизнес действует в ущерб частному
Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ
YAKUTIA.INFO. В Якутии нынешний 2015 год объявлен «годом предпринимателей». Казалось бы, в свой год можно рассчитывать на всестороннюю поддержку, однако на реальное положение вещей «именной год», как оказалось, влияет меньше, чем его покровитель по Восточному календарю. Кстати нынешний год принадлежит то ли овцам, то ли козам. Но не будем отвлекаться перейдем к самой истории.
В конце января 2015 года владелец известного в Якутске и за его пределами ресторана "Муус-Хайа", предприниматель Егор Макаров столкнулся с рядовой ситуацией: в ресторане вышел из строя счетчик газа. Агрегат стоял на обслуживании республиканского транспортировщика газа ОАО «Сахатранснефтегаз», основным акционером которого, к слову, является правительство Якутии. На замену и постановку на учет счётчика ушло три месяца. В этой ситуации владелец заведения столкнулся с несправедливой системой учета расходования газа, установленной компанией «Сахатрансневтегаз». В итоге за три месяца эксплуатации котла без счетчика предпринимателю выставили счет, по сумме равный годовому потреблению.
«Я не согласен с таким подходом, - комментирует Егор Макаров. – Я купил для ресторана котлы с большим запасом мощности с расчетом на дальнейшее расширение. Однако использую я их не на всю мощь. Но за три месяца работы без счетчика, пока мы искали ему замену и ставили на учет, мне выставили счет в размере 390 тысяч рублей, исходя из полной проектной мощности котла. Из этой суммы за апрель у меня оплата равна 175 тысячам рублей. В то время как в прошлом году по счетчику я заплатил 30 тысяч рублей, в шесть раз меньше!», - возмущается предприниматель.
«Мы направили письмо директору «Сахатранснефтегаза» с просьбой выставлять объем принятого газа, исходя из наших средних показателей за сутки, - продолжает Макаров. – Ведь итак ясно, что с приходом весны потребление газа снижается. Можно поднять наши квитанции за прошлые годы, вывести средний показатель исходя из этих данных. Но нам навстречу не идут. А ведь на дворе кризис, мы были вынуждены с апреля закрыться, отправить людей в отпуск, а тут такие завышенные расходы по газу. А тут ещё и год предпринимателей, все говорят о поддержке, а где она? Почему мне приходится переплачивать за газ? Мне что, в Калугу переехать, где губернатор, напротив, создает все условия для развития бизнеса? Там предпринимателям дают визитку главы региона, чтоб в случае наезда, незаконных проверок, вымогательства, коррупции сразу звонили губернатору. А у нас что творится? У нас в почете не бизнесмены, а чиновники, пекущиеся лишь о своих интересах».
Второй случай возник с предпринимателем Светланой Лукьяновой, владелицей автомастерской. Бизнесвумен установила новый ГРПШ (Газорегуляторный пункт шкафной). Как и все, поставила его на обслуживание в компании «Сахатранснефтегаз». В итоге женщина столкнулась с очередным несправедливым принципом работы газового монополиста.
«Когда я поставила газорегулятор, оказалось, что должна платить за его техническое обслуживание ежемесячно шесть тысяч рублей. Это дороже, чем сама оплата за газ в месяц. Хотя в паспорте производителя указано, что проверка оборудования может проводиться раз в год. Всё, что делают газовики - это заглядывают в шкаф, смотрят на газорегулятор и всё. И за это шесть тысяч в месяц? И что обидно, отказаться от такой навязанной услуги нельзя. А ведь за год серьезная сумма набегает. От этого все предприниматели страдают, кто к газу подключен. Но все молчат, одна я судиться с ними пытаюсь. Где поддержка государства в этом вопросе? Почему обслуживание такое дорогое? Если они дальше будут на всё цены взвинчивать, мы попросту не сможем работать».
Ситуация с газовым поставщиком компанией «Сахатранснефтегаз» стала предметом для обсуждения на форуме «Сообщество» в июле этого года, организованном общероссийской организацией предпринимателей «ОПОРА РОССИИ». Своё мнение по данной ситуации высказал председатель Совета Пермского регионального отделения "ОПОРА РОССИИ», член общественной платы Пермского края Дмитрий Сазонов.
«Да, предпринимателю было насчитано по мощности котлов, которые не соответствуют его реальному потреблению. Соответственно, нужно менять установленные регламенты. Это хищнический подход, и мы на федеральном уровне боремся с такими проявлениями, начиная с подключения к энергоресурсам и заканчивая взиманием оплаты за услуги. Если проблема не решается на региональном уровне, если нас не слышат – выносим ее на более высокий уровень. Важно, чтобы проблема решалась не на уровне одного критиканства, а в формате социального партнерства», - были слова Сазонова.
Мы поинтересовались: какую работу необходимо провести для того чтобы изменить отношение газового поставщика к предпринимателям?
«Здесь нужна такая же консолидированная позиция. И в этом смысле очень важно отработать с вашей энергетической комиссией (РЭК – Госкомцен РС (Я) – А.Д.). Нужно влиять на производительность труда госкомпаний, обеспечивающих вас энергоресурсами, мониторить их эффективность», - отметил Дмитрий Сазонов.
Однако складывается картина, что даже в свой собственный год предпринимателей многие из них не видят для себя реальной поддержки. И это притом, что на муниципальном и республиканском уровне только и говорят о содействии в развитии малому и среднему бизнесу, о поддержке начинающих предпринимателей. Вроде бы есть фонд, есть субсидии. Появились налоговые каникулы. Однако в реальности легче от этого предпринимателям не становится. Так в чем же дело?
Видимо, в том, что работа по созданию реальных условий для развития малого и среднего бизнеса проводится бессистемно. Одних субсидий и налоговых послаблений недостаточно. Ведь значительные расходы предприниматель несет при оплате коммунальных услуг, в частности за энергию – электричество и газ. Расходы на энергоносители в условиях Севера весьма серьезно сказывается на конечной стоимости продукта или услуги. А тут ещё и поставщик навязывает дорогое обслуживание. Все это влияет на конкурентоспособность - это экономическая аксиома.
Можно помочь грантом или субсидией начинающему предпринимателю, но как долго он продержится в сложившихся условиях? Не получится ли так, что все, кому помогли открыть дело, в итоге перемрут, как мальки в грязной воде? Такая политика выглядит нелогичной. Зачем помогать тем, кто заведомо к рынку не готов. А тех, кто реально работает, обеспечивает рабочие места и платит налоги, обделяют вниманием.
Более разумным выглядит создание условий выгодных для всех. Этого можно достичь, если пересмотреть ценовую политику всех поставщиков ресурсов. Пересмотреть условия обслуживания. Тогда установится благоприятная среда для любого бизнеса. Снизятся цены на товары и услуги, повысится спрос. Однако нам приходится наблюдать за странной ситуацией, когда основной транспортировщик голубого топлива «Сахатранснефтегаз», основной акционер которого само правительство республики, фактический сводит на нет всю государственную политику поддержки предпринимательства, и, по сути, действует в ущерб частной инициативе. Притом, что даже в правительственных кругах признают, что высокая стоимость энергоносителей делает местную продукцию неконкурентоспособной.
Всем ясно, что снижение стоимости обслуживания и самой цены на газ станет импульсом для развития производства и бизнеса в целом. При этом с развитием производства потребление газа однозначно возрастет. И поставщик ценного энергоресурса вряд ли обеднеет. Но видимо проще беспокоится о текущей прибыли, чем действовать стратегически и идти навстречу развитию.
По поводу обоих случаев редакция направила запрос на имя генерального директора компании «Сахатранснефтегаз» Ивана Макарова. Однако в ходе подготовки статьи ответ так и не поступил.