Почти незамеченным в республике прошло поистине страшное сообщение – теперь многим слоям населения, которые традиционно пользовались поддержкой государства, будет отказано в этой помощи. Но чтобы это не выглядело так, как будто власти сами по себе бросили на произвол судьбы нуждающихся, придуман очень хороший ход – все отдано как будто на откуп регионам, которые сами должны решить, кому и чего «обрезать».
Сначала по сути вопроса. Министерство труда публично представило законопроект, предлагающий введение принципов адресности и нуждаемости для соцвыплат. В ведомстве сказали, что появление этого документа есть результат давней работы и с нынешним экономическим положением это никак не связано. И тут же приводится цифра о том, что бедных в России стало на 20-25 процентов больше и рождаемость снизилась. Минтруд говорит, что если сделать помощь адресной, то сама эта помощь увеличится. По типу того, что мы делили апельсин, много нас, а он один. Если «много» превратить в двух, например, то апельсин придется делить только на две части.
Как всегда, на словах все хорошо и даже правильно. Только как всегда у нас почему-то благими намерениями выстилается дорога прямо в ад. В данном конкретном случае – в ад для стариков, молодых мам, медиков и селян. Потому что в первую очередь «обрежут» социальные выплаты тем, кто получает ежемесячное пособие на ребенка, медицинским и фармацевтическим работникам, родителям, чьи дети посещают дошкольные учреждения и компенсации расходов на оплату жилья работающим в селах педагогам. И что бесстыднее всего - будут сокращать получателей звания «ветеран труда» со всеми положенными им льготами.
При этом федеральное ведомство «как бы» не урезает пособия и компенсации, а предлагает регионам самим определять, кому давать, а кому нет.
А теперь давайте попробуем представить себе, как будет идти эта дележка. Например, у нас, в Якутии. Как начнутся подделки и приписки, как «по блату» начнут записывать того-то и вычеркивать того-то. По моему мнению, эта система превратится в самую благодатную почву для коррупции. И получать в итоге будут не те, кто действительно нуждается, а те, кто смог попасть, залезть, договориться. Ну, мы же все родом из Советского Союза. Мы знаем, как добывается дефицит – только с боем. Вот и получение адресной помощи станет таким же «лакомым кусочком», за который будут биться те, у кого сил и связей побольше. А другим скажут: «Не положено». И все, останутся они без довольствий.
Но самое страшное, как я думаю, будет твориться в селах. Что сейчас происходит на селе? Работы нет, цены дорогущие, все стремятся уехать в райцентр или в город, чтобы как-то обеспечить нормальную жизнь. Единственное, что удерживало многих – это пособия. И детские, и на жилье для учителей на селе, и – самое главное - ветеранские. Ведь все-таки многие поехали в село работать после вузов, потому что есть хоть какой-то толк. А теперь что? Нет никаких перспектив. И получится, что новых школ по всей республике понастроили, а работать там будет некому.
Никто не захочет ехать из города в село. Зачем? Если нет никакого смысла. А если не будет учителей на селе, не будет и жизни. Закроется школа, считай, конец селу, народу. Потому что нет образования – нет надежды, не выдержит никакой конкуренции необразованный, неразвитый, темный народ.
И все-таки хуже всего придется старикам на селе. Сейчас у нас ветеранов труда по федеральному законодательству 23 тысячи человек, по республиканскому – 45 тысяч. Для нашей республики это огромные цифры! Люди всю жизнь отработали, отдали все силы государству, родной земле, в тяжелейших условиях поднимали сельское хозяйство, ценой собственного здоровья, в трудные девяностые годы. А теперь начались разговоры о том, что будут по новому определять, кому давать ветерана труда, а кому не давать.
Два старика в одном селе, оба положили все силы, работали, а дадут ветерана только одному. Потому что на второго денег уже нет. Это просто не в какие ворота! Трудно представить обиду наших стариков, сельчан саха, которым будет предложено самим определять, кто из них достоин высокого звания. Какой-то ущербный и унизительный отбор. Да, именно унижение – так можно назвать эти новые предложения, которые, как я думаю, похоронят якутское село. Ветеранские, пенсия, пособия, помощь учителям в деревне – ощутимые источники доходов. Потому что зарплаты мизерные. Что ж, коль нет совести, давайте перекроем окончательно сельчанам кислород! Нечего тогда будет потом возрождать. Убьем якутскую деревню.
Вот к чему ведут эти «новшества». Федеральные власти, чтобы как-то найти выход из кризиса, принялись за самых нуждающихся. И самое неприятное, что сделать они это хотят руками регионов.
Минтруд Якутии уже рапортует, что все это только обсуждения, что, может быть, этого и не будет всего вовсе и вообще, что они будут работать.
Глава республики молчит. Да и все помалкивают, потому что если действительно эта «нуждаемость» будет введена, то мало никому не покажется. Народ как и в 2000-ые годы, когда вводили монетизацию льгот, может выйти на улицы.
Зато наш доблестный Ил Тумэн устами вице-спикера Ольги Балабкиной УЖЕ выступил за эти нововведения. Она сказала, что правильно будет региональным властям дать право устанавливать критерии нуждаемости. Да еще ко всему прочему добавила, что надо будет к этому общественность привлечь.
И все это вместо того, чтобы встать на защиту прав народа! Нет, тут же согласились, поддакнули, да еще и общественность хотят привлечь. Это, наверное, как создать Общественную палату или еще там какие-то комитеты, прикрыться прикормленными общественниками, и урезать селянам, детям, ветеранам пособия.
Хотя чего удивляться? Та же Балабкина выступила за то, чтобы сельчан лишили права выбирать себе главу наслега, за то, чтобы в Ил Тумэне даже не начали рассматривать закон о детях войны, за то, чтобы появился «пьяный закон», благодаря которому весь Якутск заполонили алкогольные магазины. Все это – звенья одной цепи, целенаправленная позиция. И почему-то Балабкина совсем не выступает за то, чтобы уменьшилась ее пенсия и пенсия других депутатов, которые как уже писали будет 250 тысяч рублей! И заработную плату себе не урезает и не выступает за это!
И если спикер Жирков другого мнения – он же социалку знает очень хорошо, лучше других, долго ее в Ил Тумэне возглавлял – то он должен высказать свою позицию, да и не только он, но и другие депутаты, которые выступают за свой народ, а не против него.
Мне кажется, именно депутаты должны стать защитниками интересов народа, сейчас настает их время. Ведь им же потом идти к избирателям и объяснять, что и как. И все активные, по гражданственному настроенные люди тоже должны высказаться, чтобы федеральный центр услышал позицию регионов. А у нас есть такие личности, которыми гордится вся республика. Мы всеми силами должны донести до федерального центра, что не согласны с такими реформами, что они убьют якутское село. Очень обидно будет, если не сумеем сделать этого. Очень обидно и стыдно перед стариками и детьми. А для чего же еще нужно государство – если не защищать немощных?!
*** Алина Назарова, для "Аартык.ру"