Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2015 » От ыйа » 31 » Жизнь. Смерть. Секс.
Жизнь. Смерть. Секс.
20:06
Андрей Лупанов

Жизнь. Смерть. Секс.

Доктор исторических наук, профессор Розалия Бравина рассказала порталу «Наш университет_онлайн» о жизни, смерти и сексуальных отношениях у якутского народа.
Розалия Бравина   доктор исторических наук, профессор СВФУ

Судьба – это мера

Раньше говорили: «Саха киhитэ киэн ко5устээх», что означало якутский человек может выдержать многое: большое горе, потерю близкого человека, смерть детей, и все это принималось как данность, как воля судьбы…
Здесь, скорее всего, идет вопрос об этническом стереотипе поведения, которые основывались на религиозных и мифологических представлениях якутов. Например, для якута весь окружающий мир традиционно считался одухотворенным и заселенным духами, очень тонко реагировавшими на каждое его слово, каждый жест. И поэтому, чтобы в лишний раз не беспокоить духов-хозяев и какими-то ошибочными действиями не повлечь их гнев, древние якуты были очень вежливыми, этикетными в своем поведении. Практически во всем: в поведении, в разговорах и даже в мыслях и рассуждениях была определенная мера, и все безоговорочно подчинялись ей. К примеру, есть такая поговорка «Дьыбардаахха санарыма», что значит помалкивай, не болтай лишнего, тебе и в голову не должно прийти что-то плохое подумать о духах.
Слово и мысль были равны к действию. Поэтому якуты были очень скромными и сдержанными людьми, к тому же скупыми на эмоции. А слишком ярко выраженную эмоциональность они часто приписывали к другим народам: «нуучча курдук ытанньах» (плаксивый, как русский), «нуучча курдук ытаан барар» – это все этнические стереотипы.
Сейчас отношение якутов к тому, что все должно быть в меру, меняется. Современный мир диктует свои условия, меняется темп и ритм жизни, открываются глобальные возможности, и на первый план все-таки выходят такие качества, как предприимчивость, инициативность, открытость к общению. Сейчас это залог успеха.
Что такое судьба в представлении простого якутского человека?
Судьба на якутском языке означает «дьыл5а» (предназначение) и одновременно «олуу» (смерть). Эти два понятия имели сходное значение, потому что «дьлы5а» − это срок жизни, а «олуу» − это не только смерть, но и доля, отпущенная человеку свыше. Такое восприятие судьбы и смерти есть не только у якутов. Подобное существовало у большинства народов, например, когда человек умирал, говорили: «Такова воля божья», то есть его смерть была предначертано свыше.
У народа саха было еще другое понимание Судьбы, как «Оноьуу» (заданность). «Оноьуу» в представлении якутов означало, что за деяния предков ответ держат потомки. В современном понимании это то, что передается от родителей к детям через гены: здоровье, способности, наклонности, одаренность. К слову, если у ребенка нет способностей, он никогда не станет великим музыкантом или пианистом, даже если он будет в самой лучшей музыкальной школе. То есть одаренность или талант − это природная заданность, которая изначально присутствует в человеке, «киьи оноьуута», и он ничего не может в этом изменить. Потому «оноьуу» тоже понималась как Судьба.
Значит ли это, что невозможно изменить судьбу?
Нет, с другой стороны, судьба зависит от поведения самого человека. От того, насколько он хочет своего счастья, насколько он деятелен. В этом случае, человек выступает как кузнец своего счастья, и здесь важную роль играл феномен случайности. В традиционном представлении мифологема судьбы и феномен случайности присущи многим народам. Якуты счастливый случай называли «дьол быата» (нить счастья), и каждый человек мечтал ухватиться за эту нить, одновременно существовало понятие «сор быата» – нить несчастья, какой-то трагедии. Якуты верили, что каждый день человек встречает на своем пути 40 разных преград, 40 несчастий его поджидают: «киьи утуйан туруо5уттан 40 моьулу корсор».
Замечу, инициативный человек ухватится за всякую возможность, он будет действовать, предпринимать, рисковать. А пассивный человек упустит свои 100 счастливых шансов, потому что он их не увидит.

Смерть – достоинство жизни

Достойная и недостойная жизнь тоже предназначение свыше?
Достоинством жизни, ее мерилом являлась смерть. У якутов была концепция «хорошей» и «дурной» смерти. Человек умирает в преклонном возрасте, выполнив всю программу жизни: построив дом, создав семью, обзаведясь скотиной, родив детей и поставив их на ноги. Это хорошая смерть. Считалось, что в этом случае человек прожил достойную жизнь и умер спокойно. Такие люди смерти не боялись.
А дурная смерть – это преждевременная кончина. Вообще, по представлениям якутов ничего в жизни просто так не бывает. Все имеет свою причину, что может быть близко к понятию «кармы» – закону причинности у индусов. У якутов, кстати, есть понятие «кыраман». По Анатолию Гоголеву, слова «карма» и «кыраман» имеют одну индоарийскую основу. «Кыраман» – абсолютная пустота, это когда человек после смерти оказывается между средним миром и небытием, между жизнью и смертью – «кыраманна баран хаалар». А человек, который прожил жизнь достойно, попадает в загробный мир, через три, иногда через девять лет его «кут» (душа) возвращается обратно на землю. Эти идеи реинкарнации сохранились у северных якутов. И.А. Худяков писал, что верхоянские якуты называли это «киьи уорэ» – возрожденный дух. Маленькие дети иногда помнят и даже рассказывают, что было в прежней жизни, если их душа прошла реинкарнацию до семи лет.
Значит все души в этом мире прошли через реинкарнацию?
Получается так. По представлениям якутов, в загробном мире находился резерв душ. Души находятся в постоянном круговороте, вновь и вновь возвращаясь и заново рождаясь на земле. В резерв душ попадали души стариков, доживших своей век и умерших хорошей смертью. Следовательно, резерв будущей жизни состоял из кут достойных. Жизнь индивида представляла собой высшую ценность для всего рода. Только смерть окончательно отвечала на вопрос, был ли умерший достойным членом коллектива или существом, внутренне и социально неполноценным. Согласно якутской пословице, достоинство человека открывалось только после его смерти − «киси утуотэ оллогунэ биллэр».
А что случалось с душами тех, кто умер дурной смертью?
Раньше, когда человек умирал преждевременной смертью в результате несчастного случая, накануне похорон, ночью проводили шаманское камлание – проводы души умершего. Считалось, что необходимо ее проводить до загробного мира. Там шаман вручал душу Хозяйке загробного мира с просьбой, чтобы она освободила ее от всех плохих мыслей и обид и воспитала подобающим образом, и чтобы в следующий раз, когда она вернется в этот мир, назначила бы ей счастливую судьбу. Хозяйка загробного мира должна была отправить душу обратно на землю, благословляя добрыми словами, чтобы у человека был неубывающий достаток, много скота и здоровые потомки. Благодаря этому человек должен был стать человеком с крепким предназначением, полной перспективой и непрерывающейся судьбой. Таким образом, умершие дурной смертью проходили через своеобразное очищение смертью и становились резервом рода – гарантом его благополучия и перспективы.
Как наши предки относились к самоубийству?
Не только в якутской, но и во всех культурах мира самоубийство считается одним из величайших грехов. Например, в православной культуре самоубийц хоронили за погостом, без каких-либо обрядов. В традиционной якутской культуре самоубийц хоронили лицом вниз за пределами родового кладбища. Считалось, что смерть подобного рода «удьуордуур» – передается из поколения в поколение. Якуты о такой смерти говорили: «Абааьы кыттыспыт», то есть присоединился злой дух, у человека помутилось сознание, и смерть настигла его подобным образом. Айыы киьитэ (нормальный человек) на такое не способен.
Раньше, самоубийства случались не так часто, как сейчас. Может, здесь какую-то роль играет воспитание? В современных семьях по одному-два ребенка, которые вырастают избалованными, эгоцентристами, не умеющими противостоять жизненным невзгодам, они не выдерживают критики, упрека, даже получив двойку в школе, могут лишить себя жизни. Это уже нонсенс.
Самое главное в воспитании – привить понимание того, что жизнь − это самая высшая ценность. Современный человек утерял ценность жизни и любовь к себе. А человек в первую очередь должен любить себя. Разве человек, который любит себя, может употреблять наркотики, травить себя сигаретами и алкоголем? Вряд ли. Мне кажется, проблема нашего общества заключается в том, что мы недостаточно любим себя.
Может быть, мы просто утратили веру?
Вера, возможно, и имеет значение, но сейчас все-таки другое время. По-моему, вера в хорошее и светлое будущее, как во времена коммунизма, должна быть всегда вне зависимости от религии или национальности. Без веры в прекрасное нет смысла жить. Не стоит зацикливаться только на отрицательном, а нужно верить и ждать от будущего только хорошее.

Феномен сновидений

Сны и сновидения связаны с потусторонним миром?
Согласно верованиям якутов во время сна душа отделяется от тела и путешествует по мирам. Сны делятся на простые, без особого смысла и на вещие, которые несут определенный смысл или предзнаменование. Вещие сны были присущи сакральным лицам – шаманам, а также людям с открытой плотью (букв. аьа5ас эттээх).
 
Но в критические моменты жизни и простому человеку могли присниться вещие сны. Было представление, что именно вещие сны связаны с загробным миром, миром мертвых. Например, есть такие рассказы, когда спящего человека во время сна выносили на собрание умерших, где решали, будет ли он жить дальше или ему суждено умереть. Также вещие сны зависят от сезона и времени года. Чаще всего они снятся весной и осенью, период межсезонья − в пограничное время, потому что когда человек спит, он находится в пограничном состоянии, между явью и бытием. Поэтому существует поверье, что спящего человека никогда не будят внезапно. Считается, что «кут» (душа) человека может не успеть вернуться в тело.
А как трактовались сны?
Язык и символ сновидений очень универсальный и основан на архетипах. Например, если европейцу снится, что у него выпал зуб, это имеет то же значение, что и у якутов. Хищные птицы, особенно вороны, как символы смерти и несчастий, также имеют одинаковое значение. Толкование сновидений − часть любой культуры и есть практически у всех народов, поэтому надо серьезно относиться к снам. Есть особая категория снов – творческие сны. Универсальный пример – это сон Дмитрия Менделеева, в котором он увидел периодическую таблицу химических элементов. Известно, что у русского писателя Ивана Тургенева также бывали творческие сны, и он их даже записывал. У якутов, насколько я знаю, творческие сны бывают у знаменитых сказителей олонхо. Рассказывали, как будто к ним во сне приходит родоначальник олонхо и начинает свое сказание. Знаменитая сказительница эпосов Дария Томская из Верхоянья подчеркивала, что самые удачные моменты в эпосе и лучшие образные слова она слышала во сне. То же самое говорил знаменитый олонхосут Петухов из Усть-Алданского улуса. Так что феномен снов очень интересный.
Как устроен загробный мир?
Розалия Бравина: Потусторонний мир − это зеркальное отражение нашего мира. У Платона Ойунского есть очень хороший рассказ «Саха абааьы буолбута» («Как якут стал злым духом»). Герой рассказа нечаянно попадает в загробный мир и сначала не понимает, где он. А потом оказывается, что он в потустороннем мире и что все в нем устроено зеркально. Обитатели этого мира не слышат его, он садится с ними кушать, но не чувствует вкуса пищи. Что здесь реально, там идет с минусом. Может, поэтому, когда орудия и предметы быта клали с покойником в гроб, предварительно все ломали. Считали: здесь целое − там сломанное.

Сексуальное поведение в традиционной культуре

Было ли особое предназначение в выборе спутника жизни?
В якутском представлении человек − это не целое, а всего лишь половинка, и у каждого человека есть «анал» (суженый, другая половинка). Человек будет целым только тогда, когда найдет свою половинку. До того как родится ребенок и его душа спустится на землю, богиня плодородия и покровительница человеческого рода Айыыьыт предназначала ему его половинку. Если такие люди (половинки) встретятся на земле и полюбят друг друга, их брак считали освященным и предназначенным свыше.
А как узнать, что это именно твоя половинка?
На этот счет есть такая якутская поговорка «Сурэ5инэн билсэллэр» (букв. «общаются сердцами»). Следовательно, узнавание своей половинки шло на каком-то более высоком интуитивном уровне. Вообще у якутов осуждалось безбрачие. Если человек никак не мог создать семью, это приписывали к проискам злых духов. Считалось, что злой дух отвлекает человека от земного предназначения, всячески мешает ему.
Как насчет измены, ревности?
Раньше женщинам приходилось каждый год рожать, что в общем-то сказывалось на здоровье и сокращало ее жизнь, в среднем женщина жила 40 лет. Кроме того, их выдавали замуж за стариков, а природа молодой женщины требовала своего, может, поэтому имели место быть измена, ревность и внебрачные связи.
Серошевский пишет, что якутские нравы отличались большей легкостью. И мужчины, и женщины смотрели на мимолетние связи, как на милую шутку, ловкую проказу, если только она сошла с рук безнаказанно. И приводит пример якутской поговорки «Бывает ли дерево, на котором не сидела бы пташка?». В смысле: есть ли жена, у которой не было бы любовника?
Но, несмотря на кажущуюся внешнюю вольность, в основе сексуальных традиций якутов скрывался глубокий и далеко не однозначный смысл. Идеал сексуального поведения как женщин, так и мужчин мы находим в якутском эпосе олонхо. По его материалам, женщине не разрешалось до брака иметь половые сношения с мужчиной, даже если он был женихом. Дочь, нарушившую этот обычай, родители могли предать проклятию и с позором изгнать из дома. Мужчины пренебрегали женщиной, лишенной девственности. Она могла выйти замуж за того, с кем разделила ложе.
То есть целомудрие имело важное значение?
Более того, мы можем найти сюжет олонхо о женщинах-богатырках, где главная героиня отстаивает свое целомудрие от посягательств мужчин нижнего мира и тунгусского богатыря. Женщина Айыы имеет право принадлежать мужчинам только из своего рода. Но девушка-богатырка отказывает и богатырю Айыы, тогда верховный правитель в гневе превращает ее в простую девушку.
Целомудрие считалось ценностью не только индивидуального качества, принадлежащая одной определенной девушке, а коллективной ценностью всего рода.
Целомудрие считалось только женским достоинством?
В олонхо с женитьбою богатыря наступает конец его подвигам. Познавший женщину теряет жизненный сок девственной молодости, полноту физической силы. Их этого следует принцип: «Пока ты хочешь славы и подвигов, жаждешь крови и борьбы, не женись и не спи с женщиной». Поэтому все великие богатыри женятся только тогда, когда побывают во всех трех мирах, когда они изведали славу в борьбе со всеми выдающимися богатырями. И даже женившись, они не вступают в любовную связь с женщиной и спят, повернувшись к ней спиной, чтоб не поддаться соблазнам любви и неги.
Хотя целомудрие считалось одним из женских достоинств, но это еще не высшее женское назначение. Женщина рождается для любви с целью продолжения рода. В этом плане секс – это божественное дело. Ведь первооснова жизни − ийэ кут (мать-душа) даруется, по представлению якутов, небесными божествами Айыы. Верховный правитель Урунг Айыы Тойон во время любовного акта внедряет в мужчину через его темя кут будущего ребенка. Мужчина в свою очередь переносит его в лоно женщины. На божественное происхождение секса указывают также данные об эротических обычаях. В этом плане секс выступает как залог бессмертия народа.
Мифологема – термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира.
Category: Люди. Человек. Народ. Общество | Views: 2108 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  От ыйа 2015  »
БнОпСэЧпБтСбБс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 2
Ыалдьыттар (гостей): 2
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024