Main » 2015»Атырдьах ыйа»2 » Жалоба на неопределенность нормы пункта 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Ро
Жалоба на неопределенность нормы пункта 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Ро
14:44
В Конституционный Суд Российской Федерации от представителя Седалищева Николая Иннокентьевича, действующего по доверенности в интересах Березкина Эрнста Борисовича, участвовавшего на выборах от 14 сентября 2014 года в качестве кандидата;
Жалоба на неопределенность нормы пункта 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
примененных в конкретном деле Решением Якутского городского суда от 11 июня 2015 года, оставленным без изменения Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 года отказано в удовлетворении жалобы на постановление прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении муниципального выборного должностного лица МО «Город Якутск» Николаева А.С. и редактора газеты «Эхо столицы» за факт опубликования в газете «Эхо столицы» от 12.09.2014 года агитационного материала муниципального выборного должностного лица Николаева А.С. с призывом дачи голосов и.о. Главы Республики Саха (Якутия) Борисову Е.А., вопреки запрета, установленного пунктом 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Неопределенность пункта 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав… выявлено в противоречиях его толкования правоохранительными органами, судом и заявителем, что подтверждается следующими фактами:
1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации «Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть
1), в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть
2), исходит из того, что эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системном единстве с нормами ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), государство в лице федерального законодателя для обеспечения эффективных гарантий всеобщего равного избирательного права, а также для защиты иных конституционно признаваемых ценностей может и должно определять порядок и условия реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Осуществляя возложенные на него полномочия, федеральный законодатель вправе при необходимости вводить ограничения избирательных прав для достижения конституционно значимых целей, включая изъятия из принципа всеобщности пассивного избирательного права (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 797-О-О и от 1 июня 2010 года N 757-О-О).
При этом недопустимо искажение конституционных принципов избирательного права, как и посягательство на основное содержание принадлежащих гражданам Российской Федерации прав. Пункт 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливает следующий запрет: «Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности».
Такое правовое регулирование является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур.
Поскольку у органов публичной власти сосредоточены административно-финансовые, информационные и иные ресурсы, то установление для них запрета на проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации, если они сами не зарегистрированы в качестве кандидатов на выборные должности, нельзя считать необоснованным; этот запрет является необходимым с точки зрения защиты свободных выборов как ценности, относящейся к основам конституционного строя. Однако, этот запрет, направленный на защиту свободных выборов, основ конституционного строя Российской Федерации, на обеспечение равенства прав кандидатов, установленный федеральным законодателем, рассыпался в судах Республики Саха (Якутия) с представлением в суд муниципальным выборным должностным лицом г. Якутска собственного Распоряжения о краткосрочном отпуске.
При этом, прокуроры и суды оставили без внимания факт того, что агитационный призыв в средствах массовой информации действующего выборного должностного лица муниципального образования Николаева А.С. построена на анализе деловых взаимоотношений органа местного самоуправления г. Якутска с и.о. Главы Республики Саха (Якутия) – кандидатом Борисовым Е.А., что подтверждается словами в агитационном материале: «В том числе из-за отсутствия взаимопонимания руководства республики и города… С приходом к руководству республики Егора Афанасьевича Борисова ситуация в корне изменилась». То есть агитационный материал содержит факты использования преимуществ должностного положения, которые замещают Николаев А.С. и Борисов Е.А.
Также агитационный материал построен на рекламе Указа «О социально-экономическом развитии столицы Республики Саха (Якутия)», разработанной и подписанной после назначения выборов, что подтверждается словами в агитационном материале: «23 июля на встрече с активом города глава республики дал поручение о разработке проекта Указа о социально-экономическом развитии столицы. И этот указ сегодня подписан». Однако, факт спешной подготовки Указа с многочисленными обещаниями социальных благ до 2020 года в случае избрания кандидата, то есть подкуп избирателей, прокурорами и судом оставлено без внимания. Правовая норма не должна иметь двусмысленность и не должна кому-либо предоставлять возможность его обхода, тем более, если запрет обусловлен защитой
свободы выборов, основ Конституционного строя России.
Как видите из прилагаемого письма от 22 августа 2014 года Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 9 (девять) депутатов Государственного Собрания Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) не вправе были быть доверенными лицами и.о. Главы Республики Саха (Якутия) – кандидата Борисова Егора Афанасьевича, то есть не обладали правом проводить предвыборную агитацию. Однако, в связи с тем что в период избирательной компании указанные депутаты находились в очередном отпуске, проводили предвыборную агитацию в средствах массовой информации находясь в очередном отпуске, ни одна публикация с их участием в средствах массовой информации не признана не законным, противоречащим пункту 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», ни один депутат законодательного органа государственной власти – не законно зарегистрированный доверенным лицом высшего должностного лица исполнительного органа субъекта Российской Федерации, не привлечен к административной ответственности.
В нарушение пункта 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» в средствах массовой информации с агитационным призывом в пользу действующего Главы-кандидата выступал даже Депутат Государственной Думы РФ Николаев М.Е. Вместе с тем, периоде нахождения в очередном отпуске, указанные должностные лица не признаются федеральным законом лишенными статуса выборного должностного лица, или народного депутата.
Следовательно, прокуроры и суды Республики Саха (Якутия), пользуясь неопределенностью правовой нормы, позволяют лицам, замещающим государственные и выборные муниципальные должности республики совершать действия, посягающие на свободу выборов, на основы Конституционного строя Российской Федерации.
При таких обстоятельствах неопределенность при применении нормы пункта 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» приводит сговору должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления на выборах, нарушает равенство прав кандидатов на выборах, не позволяет достоверно установить действительную волю избирателей, не позволяет судам общей юрисдикции применять запрет, установленный федеральным законом о выборах, к нарушению статей 3 (части 1-3), 11 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного:
1. Пункт 8 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части, как предоставляющую право на предвыборную агитацию в средствах массовой информации лицам, замещающим государственную и муниципальную выборную должность и не зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты или на выборную должность, в периоде нахождения их в краткосрочном отпуске, признать не соответствующим статьям 3 (части 1-3), 11 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Представитель Седалищев Н.И. 1 августа 2015 г.
Приложение:
1. Госпошлина в Конституционный суд РФ.