Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2015 » Атырдьах ыйа » 3 » Банк России не исключает осеннего ужесточения рецессии в экономике
Банк России не исключает осеннего ужесточения рецессии в экономике
14:21
Аналитика / Кризис Статья опубликована в № 3886 от 03.08.2015 под заголовком: Экономика: Цены будут расти

Цены будут расти

Экономисты Георгий Идрисов, Андрей Каукин, Юрий Пономарев о том, что снижение курса рубля еще не полностью отражено в ценах
Эффект отложенного переноса обменного курса в цены еще даст о себе знать
Эффект отложенного переноса обменного курса в цены еще даст о себе знать
А. Гордеев / Ведомости
В последние месяцы 2014 г., по Росстату, наблюдался существенный рост цен производителей практически во всех отраслях российской промышленности, несколько ускорившийся в начале 2015 г. Для каждой отрасли есть свои причины такой динамики, но, несмотря на различия в факторах, определяющих рост цен в различных сегментах промышленности, одними из главных причин изменения цен производителей на внутреннем рынке являются изменения мировых цен и ослабление рубля.
Совокупный эффект изменения внутренних цен (эффект переноса может рассматриваться для цен импортируемых иностранных товаров «на границе», отпускных цен производителей на отечественные товары и конечных потребительских цен) в ответ на изменение курса отечественной валюты в академической литературе носит название эффекта переноса динамики обменного курса в цены и является проявлением более общего закона единой цены: цены на торгуемые товары, выраженные в одной валюте, должны быть одинаковыми во всех странах с поправкой на транзакционные издержки и стоимость транспортировки. Другими словами, внутренние цены на российские товары, поставляемые на экспорт, должны достаточно хорошо объясняться мировыми ценами за вычетом транспортных и внешнеторговых издержек, цены на иностранные импортируемые товары – мировыми ценами в сумме с транспортными и внешнеторговыми издержками. В реальной экономике закон единой цены может не выполняться – это связано с разным уровнем конкуренции на различных рынках, разной наценкой торговых посредников, дискриминированием производителем различных потребителей, а также существованием неторгуемых товаров и услуг.
Численное значение эффекта переноса фактически представляет собой величину реакции (эластичность) общего уровня внутренних цен или его компонентов в ответ на изменение валютного курса. Изменение внутренних цен происходит через несколько механизмов. Прямое действие изменения обменного курса происходит по закону единой цены и состоит в непосредственном изменении стоимости импортированных иностранных и торгуемых отечественных товаров конечного и промежуточного потребления в рублевом выражении, которое, в свою очередь, приводит к постепенному выравниванию цен на неторгуемые товары отечественного производства. Наиболее ощутимым данный эффект будет для цен на продукцию, для которой доля импортных товаров на рынке является значительной (для российской экономики это электроника и IT, авиастроение, фармацевтика и медицинская промышленность, станкостроение, легкая промышленность и др.). Кроме того, при падении курса рубля будет происходить рост цен в отраслях, испытывающих наибольшую зависимость от иностранных комплектующих, сырья и оборудования (производство машин и оборудования, текстильная промышленность, химическое производство и др.) за счет роста издержек и повышения цен на отечественную продукцию этих отраслей в краткосрочном периоде, т. е. отклонения от закона единой цены. В долгосрочной перспективе он опять будет почти выполняться, когда будет осуществлен переход к точке нового рыночного равновесия, а отечественные предприятия либо смогут снизить издержки (например, за счет оптимизации производства), либо уйдут с рынка, что приведет к изменению уровня конкуренции и будет оказывать влияние на величину эффекта переноса.
В краткосрочной перспективе также происходит рост конкурентоспособности отечественных товаров по отношению к импортным на внутреннем и внешнем рынках, который приводит к повышению спроса и может оказать влияние на уровень цен. Аналогичный эффект будет оказывать рост мировых цен на экспортируемые российские товары, который в рамках действия закона единой цены будет приводить к росту внутренних цен отечественных товаров («обратный перенос» роста мировых цен во внутренние). Эти эффекты были особенно заметны в сырьевом сегменте российской экономики: привлекательность экспорта для российских производителей угля или металлов в конце 2014 – начале 2015 г. увеличилась очень сильно, так как внутренние цены еще не успели адаптироваться к изменившимся внешним условиям, что вызывало сильные стимулы переориентировать поставки с внутренних на внешние и приводило к адаптации внутренних цен под новые экспортные паритеты.
Может иметь место ряд эффектов второго порядка, связанных с изменение уровня конкуренции на отечественном рынке, перетоки факторов производства между секторами и соответствующие изменения цен на производимую продукцию, изменение уровня инфляции и инфляционных ожиданий, реализация эффекта переноса через финансовый сектор экономики. Часть описанных эффектов начинает действовать практически моментально с ослаблением валюты, влияние других отложено во времени (от трех месяцев до года и более).
Наибольшие изменения курса рубля в конце 2014 г. произошли в период с сентября по декабрь, в результате в настоящее время можно наблюдать перекрывающиеся последствия влияния более раннего относительно небольшого ослабления рубля в сентябре – октябре 2014 г., стремительного падения в ноябре – декабре и некоторого укрепления, наблюдавшегося в феврале 2015 г.
Институтом Гайдара построены оценки вклада эффекта переноса в рост цен производителей различных отраслей обрабатывающей промышленности в результате ослабления валютного курса в сентябре 2014 г. – феврале 2015 г.
Расчеты показывают, что эффект переноса практически полностью определяет темпы роста цен производителей для таких отраслей, как текстильное и швейное производство (около 8,5–9% прироста в феврале 2015 г. по отношению к августу 2014 г.), производство машин и оборудования (около 11–11,5%), производство транспортных средств (6–6,5%); отклонение прогнозной величины от фактического значения колеблется в пределах 1–2 процентных пунктов. Основной механизм влияния шока обменного курса на цены для этих отраслей – прямой, обусловленный высокой зависимостью отечественной промышленности от подорожавшего импортного сырья и оборудования.
При этом по ряду отраслей фактический рост цен оказался несколько выше за счет дополнительного влияния других факторов (негативные ожидания, связанные с нестабильной ситуацией в экономике, локальные дефициты сырья и конечной продукции, сокращение конкуренции за счет выхода с рынка иностранной продукции и т. п.) – в некоторых же отраслях он оказался ниже. Так, например, цены производителей кожи, изделий из нее и обуви выросли существенно больше, чем предсказывают расчеты по эффекту переноса (12,2% против прогнозных 5,5% в феврале 2015 г. по отношению к августу 2014 г.), что обусловлено резко возросшей привлекательностью экспорта кожевенного сырья за рубеж в условиях, когда еще по закону единой цены не успели выровняться внутренние и мировые цены. Аналогичное отклонение от прогнозных значений демонстрируют цены в металлургической отрасли (31,3% против прогнозных 18,5%), что связано с ростом внешних цен на металлы в 2014 г. (прежде всего на алюминий и никель). Рост цен на пищевую продукцию оказался немного меньше расчетного, что, по-видимому, в большой степени связано с пристальным вниманием общественности и государства к розничным ценам.
Сопоставление результатов величины падения цен за счет эффекта переноса с фактической промышленной инфляцией показывает, что прогноз изменения цен производителей достаточно точно отражает отраслевые ценовые тренды. Сказанное означает, что, даже если текущий уровень курса рубля окажется новым равновесием и мы в дальнейшем не будем переживать периодов существенного укрепления или ослабления, промышленная инфляция практически во всех отраслях российского обрабатывающего сектора будет сохраняться на протяжении ближайших месяцев за счет отложенного влияния изменения курса рубля в сентябре 2014 г. – феврале 2015 г.
Авторы – руководитель направления «Реальный сектор», завлабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры направления «Реальный сектор» ИЭП им. Гайдара; старший научный сотрудник лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС
 

 

Банк России не исключает осеннего ужесточения рецессии в экономике

3.08.2015яKTIMES.RU – Банк России, в прошедшую пятницу ожидаемо снизивший ключевую ставку до с 11,5% до 11% годовых, впервые заявил о рисках углубления рецессии в ближайшие месяцы и возможном ухудшении прогноза ВВП. Если решение ФРС США поднять собственную ключевую ставку будет принято в сентябре, как ожидает рынок, осенью 2015 года и ЦБ, и правительству, возможно, придется уже не ожидать восстановительного роста, а распечатывать новый пакет антикризисных мероприятий, сообщает газета “КоммерсантЪ”.
Решение совета директоров Банка России 31 июля снизить ключевую ставку и в целом стоимость инструментов рефинансирования полностью совпало с ожиданиями аналитиков: ставка была снижена на 50 базисных пунктов, до 11% годовых. Впрочем, заявление ЦБ, обосновывающее снижение, было кратким и довольно тревожным: несмотря на снижение ставки, Банк России практически официально заявил о том, что третий квартал 2015 года, по его мнению, может стать не первым кварталом восстановительного роста (или по крайней мере стагнации), а периодом новой рецессии.
Мнение совета директоров ЦБ о ситуации с инфляцией, основным таргетом денежно-кредитной политики Банка России, уже довольно уверенное: июльский всплеск инфляции (15,8% год к году против 15,3% в июне) был сугубо тарифным, нет сомнений в том, что через год, в июле 2016 года, темпы роста потребительских цен составят ниже 7%, риски недостижения ИПЦ уровня 4% годовых в 2017 году не рассматриваются. Также не рассматриваются и риски усиления инфляции осенью–зимой 2015 года из-за “эффекта переноса” — реакции цен на июльскую почти 20-процентную девальвацию российского рубля: судя по всему, ЦБ считает гипотезу о сверхбыстрой адаптации экономики РФ к плавающему курсу рубля подтвердившейся.
Уверенность ЦБ в низкой инфляции скорее плохая для экономики новость, чем хорошая, поскольку помимо “умеренно жесткой” денежно-кредитной политики инфляцию подавляет дефицит внутреннего спроса и в целом охлаждение в экономике. Об этом Банк России говорит также с неприятной уверенностью: в тексте заявления констатируется недооценка ЦБ в предыдущих версиях прогноза периода сокращения внутреннего спроса в экономике, в связи с чем “прогноз годового темпа прироста ВВП может быть пересмотрен в сторону снижения”. Напомним, сейчас в двух сценариях ЦБ годовое снижение ВВП в 2015 году прогнозируется на уровне 3,5-4%, Банк России констатирует, что возросла вероятность реализации сценария долгосрочного сохранения нефтяных цен на уровне не выше $60 за баррель, очевидно, таким образом аналитики ЦБ предупреждают о том, что в сентябрьском прогнозе ЦБ в пессимистичном сценарии спад ВВП за 2015 год может прогнозироваться ниже чем 4%.
Во втором квартале 2015 года спад, по оценкам Минэкономики, составлял 4,4% годовых, и 27 июля министр экономики Алексей Улюкаев подтвердил ранее обнародовавшееся утверждение о том, что “нижняя точка” динамики ВВП пройдена (или по крайней мере будет пройдена в августе) и по итогам 2015 года спад не превысит 2,6-2,8%.
Фактически полемика ЦБ и Минэкономики идет вокруг сугубо конъюнктурных моментов. Третий квартал 2015 года достаточно важен для определения перспектив роста на 2016 год — на осень приходятся пиковые выплаты по внешнему долгу, тогда же начинают формироваться инвестпланы на следующий год у большинства игроков, осенью же ожидалась ранее и напряженность на валютном рынке. Вряд ли будет преувеличением оценить третий квартал как период, который формирует значительную часть ожиданий в экономике на следующий год, а в условиях РФ с сильной зависимостью бюджетной политики от электорального цикла — и среднесрочных ожиданий. Для Минэкономики даже символический “перелом тренда” в третьем квартале 2015 года очень важен.
Триггером для переключения сценариев может стать решение ФРС США об увеличении ключевой ставки. Напомним, аналитики сейчас рассматривают вариант, при котором ставка будет повышена уже в сентябре 2015 года, как более вероятный, чем ее увеличение ближе к концу года. Рост ставки ФРС, судя по всему, уже закладывается в снижении биржевых цен на нефть, в целом же эффектом от этого действия должны стать рост привлекательности инвестактивов в США, ослабление евро к доллару, новый отток капитала с развивающихся рынков, возможно, стабилизация и/или новое снижение цен на commodities.
Быстрый вариант снижения ставки для Банка России означает новое давление на рубль, ухудшение ожиданий в промышленности и торговле в третьем квартале, рост инфляционных ожиданий, то есть готовый набор условий для ужесточения денежно-кредитной политики. Для правительства РФ тот же вариант дополняется и ростом запроса компаний на новые антикризисные мероприятия, например на быструю практическую реализацию идеи банка плохих долгов на базе АСВ. В свою очередь, на решение ФРС теперь будет более всего влиять макростатистика и в целом события августа 2015 года.
Дмитрий Бутрин
 
Category: Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство | Views: 1520 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Атырдьах ыйа 2015  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 8
Ыалдьыттар (гостей): 8
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024