Трогать речную систему нежелательно
Экологические проблемы в вилюйской группе районов возникли в 1989 году. Как потом выяснилось, причиной стало грубое нарушение технологии добычи и промышленного производства алмазов.Как и сейчас, тогда республике было два типа алмазодобычи – добыча коренных пород и открытая добыча. Загрязнение окружающей среды и, прежде всего, бассейна реки Вилюй происходила в обоих случаях.
При добыче алмазов из коренных пород приходится обогащать огромное количество руды. Когда работает обогатительная фабрика, она использует много чистой воды, которая берется, как правило, из рек. По хорошей технологии после использования воды должна производиться ее очистка, после которой часть очищенной воды сливается в первоисточник, то есть в реку. Это в идеале.
Но если реально смотреть на вещи, то добиться абсолютно чистой воды невозможно, потому что нет таких очистных технологий. В масштабах города или поселка в редких случаях это возможно, но в промышленных масштабах – вряд ли. В конце 80-х на обогатительных фабриках таких технологий, конечно, не было, сброс отработанной воды шел непосредственно в речную систему – реку Вилюй и ее притоки.
Открытая добыча алмазов велась тогда на реке Ирелях и для их промывки использовалась дренажная система. Когда такая дренажная система работает, происходит взмучивание воды, такая взмученная вода содержит много твердых мелких частиц. Они оседают и накапливаются в жабрах рыб, отчего рыба погибает.
Плюс химические элементы, которые поступали в речную систему вместе с плохо очищенной водой – они также накапливались в органах, особенно в печени и почках речной рыбы, что также вызывало её гибель. Также через рыбу эти металлы поступали на высший экологический этаж – в организм человека, конечно в меньшей степени – все-таки внутренности рыбы мы не едим, но тем не менее. Население, конечно, по началу всего этого не знало.
Уроки Вилюя должны быть учтены при реализации всех крупных промышленных проектов. В чем конкретно это должно проявляться? В первую очередь, у каждого проекта должна быть научная подоплека: нужно знать текущее положение дел, в каком случае оно может стать опасным, каков критический уровень этой опасности и что может стать её источником.В целом опыт Вилюйского региона говорит о том, что трогать речную систему – нежелательно. Но если уж тронули, нужно следить, чтобы вмешательство было минимальным. Абсолютно-замкнутого цикла производства не может быть, что-то все равно будет поступать в окружающую среду, но ущерб, который при этом наносится, должен быть минимальным, вот к чему нужно стремиться. Речная система, способна восстанавливаться самоочищением, но до определённых пределов, поэтому нужно четко сказать, что и в каком количестве будет туда поступать, и объяснить, что в определённых границах вреда от этих поступлений не будет.
Дмитрий Саввинов – доктор биологических наук, кандидат географических наук, советник Академии наук РС(Я)