Современная Россия – наследница грозного Советского Союза, и за четверть века провозглашенных изменений так просто от этого не избавиться. Строгие федеральные проверки, регулярно проводимые в регионах, обычно имеют два дна, пишутся два отчета. Один формальный, для официальной подачи в головное учреждение инициатора проверки, с которым иногда знакомят и региональные власти, то есть самих проверяемых. Обычно этот вариант более мягкий.
Другой вариант – настоящий, в котором четко и беспощадно изложены все промахи, ошибки, системные слабости, коррупционная составляющая. Этот документ – не для широкого пользования, во всяком случае, до поры до времени. Доступ к нему имеет весьма ограниченный круг лиц, наделенных обширными властными полномочиями. Это непосредственная верхушка проверяющей структуры, которая подает аналитическую записку в Кремль. А там уже решают, пускать в дело выявленные сведения или нет. Кремлевскими аналитиками учитываются многочисленные факторы, в том числе и лояльность губернатора к главе государства, рейтинг в своей вотчине, его управляемость и т.д. С региональными руководителями федеральных структур – та же история.
В августе в прокуратуре Республики Саха (Якутия) прошла комплексная проверка Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Возглавлял проверку Юрий ПОНОМАРЕВ, заместитель генпрокурора России. Как сообщал ранее SakhaLife, такой серьезной проверки прокуратуры Якутии еще не было в обозримом прошлом.
По итогам проверки 18 августа состоялось оперативное межведомственное совещание и была дана пресс-конференция, на которой Пономарев заявил, что состояние дел в прокуратуре Якутии оценено на удовлетворительно. Это были мероприятия для публики. Учитывая, что проверяющие используют всего два термина – уд и неуд, может сложиться впечатление, что в прокуратуре Якутии все обстоит достаточно хорошо. В профессиональных кругах журналистов пресс-конференции считаются информационным мусором, на котором всем собравшимся озвучивают одну и ту же информацию. Конкурентные СМИ охотятся за эксклюзивной информацией.
Добыть ее всегда-то было непросто, но в наш век информационных технологий стало проще. Источнику даже копии снимать не надо, достаточно сфотографировать на телефон соответствующий документ, и ватсап в помощь! Но в силовых структурах достать информацию сложней всего, люди там закрыты по роду своей деятельности, такая корпоративная ментальность формируется годами, десятилетиями.
Впрочем, SakhaLife удалось кое-что разузнать об итогах проверки прокуратуры Якутии Генеральной прокуратурой, и вытекающие из нее мероприятия, опираясь на несколько источников.
Хотя на пресс-конференции Юрий Пономарев сказал, что оценка по итогам проверки удовлетворительная, на самом деле результаты очень тревожные, сообщает наш высокопоставленный источник.
Комплексная проверка выявила много нарушений и недостатков в следующих сферах:
— надзора за следствием;
— надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
— общего надзора;
— надзора за УФСИН;
— надзора за ФССП;
— надзора за несовершеннолетними;
— участия в арбитражных, гражданских и уголовных судах.
Проверкой выявлено:
— очень много уголовных дел возвращено судами в прокуратуру, это означает, что прокуратура плохо проверяла дела перед передачей в суд.
— установлено много материалов доследственной проверки, по которым необоснованно и незаконно отказано в возбуждении уголовных дел,
— установлено много укрытых преступлений (т.е. уголовные дела по ним не возбуждались, наоборот, выносились необоснованные и незаконные отказные постановления),
— установлено большое количество фактов волокиты со стороны органов прокуратуры при расследовании уголовных дел.
По итогам проверки пришлось срочно вносить прокурорские протесты по разным направлениям. Их количество приблизилось к сотне, сообщает источник.
Прокуратуре Якутии строго указано на предельно слабое выявление коррупционных проявлений. Другими словами, проверка сочла, что прокуратура фактически не занимались антикоррупционной работой.
Проверка показала ужасающее состояние делопроизводства в прокуратуре, особенно секретного делопроизводства, за которое лично отвечает прокурор Подласенко по приказу о распределении обязанностей.
Как выразился один из проверяющих, такого бардака они не видели ни в одном из других региональных прокуратур во всей России. И только в Якутии столкнулись с таким вопиющим состоянием делопроизводства.
По итогам проверки уже уволена начальник соответствующего отдела прокуратуры, занимавшая эту должность не один год. В ее отношении проводится процессуальная проверка
Еще один сотрудник, увольнения которого потребовала комиссия Генпрокуратуры, срочно ушла на больничный.
Также выявлены серьезные недостатки:
— в работе кадровой службы,
— в работе управления по правовой статистике.
Прокурору Подласенко на служебной планерке по итогам проверки было указано на слабое взаимодействие с республиканскими органами власти и на слабую работу по надзору за законностью правовых актов республики.
Проверкой сделаны выводы о необходимости наказания всех трех заместителей прокурора республики Анатолия Подласенко.
На следующий день — 19 августа Пономарев провел в прокуратуре Якутии закрытую планерку, где устроил страшный разнос. Он заявил, что ответственность самого Подласенко будет решаться лично генпрокурором ЧАЙКОЙ, продолжает наш источник. Кстати, генпрокурор России в отпуске до начала сентября.
Стоит отметить, что с окончательной справкой проверки не стали знакомить даже самих работников аппарата республиканской прокуратуры, городских и районных прокуроров, хотя обычно это делается. Таким образом, рядовые сотрудники прокуратур знают об итогах проверки только по материалам в СМИ.
Конечно, по итогам проверки в прокуратуре должны были документально прореагировать. Но итоги были столь катастрофичны, что в прокуратуре Якутии не рискнули издать единый общий приказ, как положено. Вышло несколько разных приказов: городским и районным прокурорам – отдельно, центральному аппарату – отдельно. Так что хотя бы для восприятия итоги размыты.
Интересно, что наказанным показывают только выписки из приказов, сообщают наши источники в среднем звене прокуратуры. Общее количество наказанных приближается к сотне, уточняет высокопоставленный источник.
Такого массового «расстрела» еще не было в истории органов прокуратуры Якутии. Разве что в силовых структурах в 1937-1939 годах.
Выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии для работников прокуратуры – крайне серьезное наказание. При этом они
— лишаются перспектив повышения в званиях;
— лишаются перспектив повышения в должностях;
— лишаются возможности представления к наградам;
— лишаются премий.
Что подсказывает логика?
— если выявлено колоссальное количество нарушений и недостатков;
— если будут наказаны все три заместителя,
— если есть вопиющие нарушения в секретном делопроизводстве, за которое по распределению обязанностей отвечает лично прокурор республики,
— если есть недостатки в кадровой работе,
все это означает, что прокурор Подласенко крайне слабо организовал работу органов прокуратуры республики. Сегодня он наказывает десятки своих подчиненных, как бы переваливая ответственность на них. Но массовые наказания исполнителей – это провал или отсутствие системной работы в структуре, упущения первого лица.
В 1937-1939 годах многие правоохранители расстреливали тысячи и тысячи людей, в том числе сотни своих коллег, даже многократно превышая спущенные сверху нормативы, чтобы уцелеть самим. Правда, это не всегда помогало…
В ХХI веке действуют по-другому, людей не расстреливают, а наказывают другими способами. Но так же массово, во всяком случае, в Якутии. Невольно вспомнились мрачные страницы истории нашей страны в период массовых репрессий.
И это при том, что в Якутии давно сложилось общественное мнение, что Подласенко – достаточно мягкий прокурор, об этом открыто писали журналисты. Для элиты республики это комфортно, громких антикоррупционных дел мало, люди у власти целей остаются. Но слабость прокуратуры невыгодна обычному населению. Ведь око государево, в том числе, должно проводить правозащитную функцию, работать по соблюдению конституционных прав и свобод граждан.
Теперь становится понятным, почему вдруг президент ПУТИН с подачи своей администрации дал Подласенко минимальный срок на продление полномочий — один год. Тогда как тем же распоряжением, вышедшим в июне этого года, прокуроры других регионов получили вотум доверия на пять лет. И Генпрокуратуре было поручено провести комплексную проверку в Якутии.
Значит, в Кремле все знали…