В ожидании нового роста цен из-за падения курса рубля россияне опять начали скупать бытовую технику и мебель. В начале недели ретейлеры зафиксировали рост продаж от 10 до 80% по сравнению с прошлой неделей.
Что покупают
О заметном росте спроса на фоне падения курса рубля РБК рассказали крупные ретейлеры. Например, интернет-магазин Wikimart в первые два дня этой недели зафиксировал рост заказов на товары на 30% по сравнению с прошлой неделей, сообщил директор по стратегическому планированию Wikimart Денис Киселев. Основной спрос, по его словам, приходится на позиции с высоким средним чеком: продажи телевизоров и стиральных машин выросли вдвое, холодильников — больше чем на 25%. Вдвое выросли продажи в категории «Детские автокресла и аксессуары». «Это уже напоминает традицию: после резких колебаний курса население начинает закупать товары впрок, тем самым пытаясь застраховать себя от будущего повышения цен», — говорит Киселев.
На 30% выросли продажи в сети магазинов re:Store, отмечает руководитель по связям с общественностью управляющей компании сети, Inventive Retail Group, Людмила Семушина. Чаще всего покупают компьютеры (iMac и ноутбуки) всех моделей, iPhone 6 и Apple Watch, говорит она. «Частично увеличение спроса можно связать с сезонностью, но увеличение продаж, конечно, стимулируется и ситуацией с курсом рубля, — говорит Семушина. — Покупатели боятся повышения цен и пришли сделать покупку, которую, возможно, они готовы были отложить на более поздний срок».
Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев говорит, что с понедельника по среду прирост интернет-заказов на технику составил 80% по сравнению с началом прошлой недели и 240% по сравнению с той же неделей прошлого года. Лучше всего продаются категории, которые традиционно наиболее востребованы перед началом школьного сезона: смартфоны, планшеты, ноутбуки — по этим товарам рост от 40 до 200%, говорит Пантелеев. Кроме того, вырос спрос на телевизоры и крупную бытовую технику — прирост по этим категориям по сравнению с прошлой неделей составил 30–40%, добавил он.
Рост конверсии в интернет-магазине «Связного» в понедельник-вторник составил 20–25% по сравнению с прошлой неделей, оборот вырос на 85%, отмечает представитель сети Мария Заикина. Увеличился и средний чек — более чем на 25% за два дня. «Самый значимый рост демонстрируют смартфоны, причем большая доля покупок пришлась на устройства высоких ценовых сегментов, в том числе на гаджеты Apple, — говорит Заикина.
Спрос на некоторые категории товаров, особенно на крупную бытовую технику, растет в течение последних двух недель, говорит коммерческий директор компании «Техносила» Сергей Зернов. Он связывает эту тенденцию с продолжающимся ростом курсов валют.
В сети «Эльдорадо» повышение спроса фиксировали еще дольше — на протяжении последних двух месяцев. «Но однозначно связывать это с ослаблением рубля не стоит — сказывается и сезонная динамика, и наша промоактивность», — предупреждает вице-президент «Эльдорадо» по закупкам Алексей Сердюченко. «Разумеется, по масштабам это не стоит сравнивать с ажиотажем конца 2014 года», — отмечает он, не приводя точных данных. Об этом же говорят и в «Связном». «Тогда [в декабре] на ажиотаж, вызванный падением рубля, наложился и традиционно высокий уровень спроса в этот период, — говорит Мария Заикина. — Август в этом отношении более спокойный месяц, кроме того, резкое падение рубля уже не так неожиданно».
Замгендиректора GFK Максим Быстрицкий говорит, что, по данным компании, в последнюю неделю июля по сравнению с прошлым годом продажи электроники в целом по России выросли на 7%, а в Москве последние недели растут двузначными темпами. Рост он называет рекордным для 2015 года. Как и в декабре, повышенным спросом у населения пользовалась бытовая техника и телевизоры, а основной рост объемов продаж пришелся на Москву и Санкт-Петербург, заключает Быстрицкий.
Отмечают резкий рост продаж и на мебельном рынке. По словам совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, продажи сети в начале недели выросли на 10% относительно прошлой недели. Но речь идет не о спонтанных покупках, а о заранее запланированных. «Процесс выбора мебели обычно растянут, люди не спешат оперативно принимать решения, — отмечает Кучмент. — Но возможное повышение цен и наша акция рассрочки, которая действует до конца августа, подтолкнули потребителей к совершению покупок». Наибольшим спросом пользуются товары стоимостью от 20 тыс. руб., добавил Кучмент.
Цены будут расти
Не все ретейлеры связывают рост спроса с влиянием курса валют. Так, президент «Евросети» Александр Малис отметил, что продажи в августе растут, но спрос соответствует сезону. Традиционно популярностью в этот период пользуются ноутбуки и смартфоны, говорит он. С сезонностью рост спроса связывают и в «Юлмарте».
Тем временем ретейлеры уже готовятся к пересмотру цен. «Учитывая текущую ситуацию и заботясь о наших клиентах, мы рекомендуем совершить желаемые покупки в ближайшее время», — предупреждает Сердюченко из «Эльдорадо». Он не исключает, что рост цен в сети начнется в ближайшие недели.
«Яндекс.Маркет» зафиксировал плавный рост цен на товары в интернет-магазинах еще в июне-июле. По данным «Яндекс.Маркета», средняя цена на популярные модели холодильников с начала июня по 23 августа выросла на 7%, на стиральные машины — на 9%, на пылесосы — на 10%. Цены на ноутбуки, планшеты и мобильные телефоны при этом не выросли.
Нынешняя ситуация на рынке отличается от декабрьской, уверены в «Яндекс.Маркете». В конце прошлого года резкое падение курса рубля привело к существенному росту спроса, сейчас же спрос на технику и электронику растет гораздо медленнее, чем в декабре. «По всей видимости, у покупателей либо уже не осталось свободных средств, либо они не готовы вкладывать их в товары», — говорится в сообщении компании.
В середине декабря прошлого года на фоне резко обесценивающегося рубля москвичи устремились в магазины техники и мебели. Потребители сметали с полок те товары, цены на которые могли быть повышены после Нового года. Ретейлеры тогда отмечали рост продаж в два-три раза. Самым большим спросом у спасавших свои накопления россиян тогда пользовались стиральные машины, холодильники, телевизоры, ноутбуки и цифровая техника.
При участии Ксении Шамакиной