Каждый год россияне по разным налоговым вычетам возвращают себе более 100 млрд руб. Есть сервисы, которые помогают получить деньги от государства, не выходя из дома. Правда, придется поделиться.
В 2014 году государство вернуло россиянам около 130 млрд руб. в виде различных вычетов по налогу на доходы физических лиц (13% примерно от 1 трлн руб.). Интерес граждан к вычетам с каждым годом растет, но разобраться — особенно в первый раз — в том, как оформить декларацию и какие документы предоставить в налоговое ведомство, непросто. Предприимчивые юристы, финансисты и IT-специалисты готовы помочь своим соотечественникам вернуть часть уплаченных государству налогов, взяв за свои услуги несколько процентов от возвращаемой суммы.
«Верни налог»
IT-инженер из Иваново Андрей Гулаев в середине 2000‑х работал в компании, которая оказывала юридические и бухгалтерские услуги предпринимателям. В 2009 году он обратил внимание, что за консультациями все чаще обращаются частные лица, которых интересует вопрос получения разнообразных налоговых вычетов. «Оказалось, что сделать это самостоятельно может не каждый, — рассказывает он в интервью РБК. — Возникла идея создать сервис, с помощью которого заполнить декларацию было бы просто».
В 2010 году Гулаев создал сервис «Верни налог», зарегистрировал одноименный домен, а в 2011 году учредил компанию (ООО «Верни налог»). Затраты на разработку составили 1 млн руб. Для того чтобы заполнить декларацию на сайте «Верни налог», нужно пройти регистрацию (создав личный кабинет) и далее отвечать на простые вопросы. При необходимости можно обратиться к онлайн-консультанту. Создание декларации по вычету на имущество обойдется в 400 руб., по остальным типам вычетов — 200 руб. «Заполненную таким образом декларацию и заявление на вычет можно распечатать и предоставить в налоговую», — рассказывает Гулаев. Для «ленивых и занятых» в «Верни налог» есть услуга подготовки декларации сотрудниками сервиса (стоит 3 тыс. руб.), можно даже заказать услугу «под ключ» (10 тыс. руб.), когда декларация будет не только заполнена, но и сдана (по доверенности) от имени заявителя в налоговый орган.
Гулаев говорит, что заполнение декларации по социальным вычетам не такое сложное, как по имущественному вычету: «Законодательство усложняется почти каждый год, разобраться самостоятельно становится все сложнее. Кроме того, людей пугают все эти аббревиатуры — коды КБК, ОКАТО и т. п.: большинство не знают, что это и где искать эти сведения». По словам Гулаева, многие клиенты сервиса банально боятся налоговой службы.
В 2014 году через «Верни налог» было подано около 15 тыс. деклараций о доходах (3‑НДФЛ), что принесло предпринимателю выручку, по оценкам РБК, минимум 4,5 млн руб. (50% поданных деклараций были по имущественному вычету). Он почти не занимается платным продвижением своего сервиса. «На сайте много практической информации, которая хорошо индексируется поисковыми системами и приводит к нам клиентов, — объясняет Гулаев. — Кроме того, любой желающий может задать вопросы и мы дадим бесплатную консультацию».
Андрей Гулаев говорит, что «Верни налог» работает с прибылью уже несколько лет, но ее размер раскрыть отказывается.
«НДФЛка»
Интернет-предприниматель из Краснодара Михаил Лапушинский и московский юрист Дмитрий Костальгин познакомились в 2002 году, благодаря проекту Михаила — bankir.ru. В 2006 году они создали Российский налоговый портал (www.taxpravo.ru). Спустя какое‑то время они обратили внимание, что многие вопросы посетителей ресурса касаются не ведения бизнеса, а заполнения налоговой декларации 3‑НДФЛ. «Мы решили выделить это в отдельное направление и создали проект «НДФЛка», — рассказывает РБК управляющий директор стартапа Дмитрий Костальгин. Сервис стартовал в 2014 году и сразу громко заявил о себе: в конце года он был принят на акселерацию в Фонд развития интернет-инициатив и получил инвестиции 1,4 млн руб., а в мае 2015 года Михаил Лапушинский представил «НДФЛку» Владимиру Путину. Президенту идея сервиса понравилась, и он рекомендовал основателям проработать взаимодействие с ФНС.
Заполнение декларации на «НДФЛке» (стоит 390–590 руб.) происходит пошагово и очень похоже на сервис «Верни налог» (работу также можно поручить штатному сотруднику за 2990 руб., прислав цифровые копии необходимых документов). Но в отличие от проекта Гулаева сервис Лапушинского и Костальгина позволяет оплатить заполнение декларации после получения вычета, а также предоставляет возможность сохранить декларацию не только в виде pdf-файла, но и xml-файла. «Этот цифровой стандарт использует ФНС для приема электронных документов, — объясняет Костальгин. — При желании декларант может подать 3‑НДФЛ в электронном виде, загрузив файл из «НДФЛки» в личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой службы». Такой подход, по словам предпринимателя, стал возможен благодаря поддержке Путина — именно с подачи президента ФНС реализовало подобный функционал на своем сайте и позволил «НДФЛке» предложить такую услугу клиентам. Такой подход не требует получения электронной цифровой подписи для клиента, но, чтобы открыть личный кабинет на сайте ФНС, налогоплательщику придется дважды сходить в налоговую службу — подать заявление и получить логин и пароль.
Общий объем вложений в проект составил почти 10 млн руб. (это личные средства учредителей). Основные расходы — разработка, маркетинг и оплата труда 5–10 консультантов, которые помогают заполнять декларации. Костальгин говорит, что в 2014 году через сервис было подано чуть более 1,8 тыс. деклараций (38% — имущественные), за первый квартал 2015‑го — еще 3,2 тыс. Всего клиенты «НДФЛки» вернули с помощью сервиса более 240 млн руб. Летом 2015 года «НДФЛка» была намерена начать сотрудничество с Пробизнесбанком, более 60 тыс. клиентам которого было бы предложено подавать свои декларации 3‑НДФЛ через сервис, но 12 августа Банк России отозвал у него лицензию. Несмотря на это, по итогам 2015 года «НДФЛка» намерена увеличить выручку с 0,7 млн до 5 млн руб., что позволит ей выйти на безубыточность. «Мы рассчитываем, что в 2015 году в России будет сдано более 10 млн деклараций 3‑НДФЛ — объем рынка посреднических услуг составляет 1,5–2 млрд руб. в год, — делится прогнозом Костальгин. — О конкуренции между онлайн-сервисами говорить пока рано, основная часть клиентов пока пользуются офлайн-консультациями, но мы видим активный переток в онлайн».
«Налогия»
Основатель стартапа «Налогия» Сергей Цаболов решил пойти дальше всех и предложил россиянам онлайн-подачу деклараций 3‑НДФЛ. Саму идею бизнеса он подсмотрел в США, где учился госуправлению в Harvard Kennedy School. «Во время учебы я был вынужден подать налоговую декларацию, и тогда меня удивила возможность сделать эта удаленно», — вспоминает он в интервью РБК. Вернувшись в Россию, в 2005–2009 годах Цаболов работал в «Базовом элементе», но затем решил уйти в свободное плавание. «Тогда я вспомнил о подаче деклараций онлайн и решил попробовать построить на этом бизнес». На первичную разработку сервиса, который получил название «Налогия», и программы заполнения деклараций он потратил личные накопления — «несколько десятков тысяч долларов» личных накоплений. Техническим директором стартапа стал друг детства Цаболова — Гиви Чопикашвили, а директором по развитию — Дмитрий Седюко.
Технический проект заработал еще в 2011 году, но в то время носил больше информационный характер и мало отличался от многочисленных сервисов, которые помогали гражданам формировать декларации 3‑НДФЛ для последующей подачи офлайн в налоговую. «Мы долго оттачивали техническую часть, поскольку считаем, что, как и саперы, не имеем право на ошибку, иначе никто не будет доверять нам подготовку документов», — объясняет медленный старт Цаболов. В 2014 году в «Налогии» было сформировано около 5 тыс. платных деклараций (декларации по социальным вычетам сервис готовит бесплатно) — столько же, сколько за первое полугодие 2015 года. Летом сервис запустил онлайн-подачу деклараций из личного кабинета на сайте напрямую в ФНС. По словам Цаболова, техническая возможность это сделать есть у любой компании, поскольку все процедуры и стандарты предоставления 3‑НДФЛ налоговым органом написаны и открыты. «ФНС готова принимать их в автоматическом режиме, — отмечает Цаболов. — Мы реализовали этот функционал с помощью партнеров — компании «Калуга-Астрал», которая давно работает с налоговой службой по сдаче отчетности компаниями и предпринимателями». Онлайн-подача уже работает и стоит 1999 руб. (с 1 октября — 2999 руб.), что существенно дешевле услуг «под ключ», предоставляемых офлайн-сервисами. «Мы хотели сразу быть дешевле офлайн-конкурентов», — отмечает Цаболов.
Чтобы воспользоваться сервисом «Налогии» сполна, клиент должен будет получить электронную цифровую подпись, которая действует только год (установлено законом). «Получается, что каждый год при подаче декларации онлайн человек должен тратить время и деньги на получение подписи, это неудобно и повышает стоимость сервиса», — отмечает главный недостаток конкурента Костальгин из «НДФЛки». Несмотря на это, Цаболов рассчитывает, что в 2016 году через «Налогию» будет подано 30 тыс. онлайн-деклараций, что принесет компании выручку 90 млн руб. По его словам, сервис уже операционно прибылен, но требует инвестиций в развитие и маркетинг.
Налоговики против
ФНС считает, что деятельность сервисов, подобных «Налогии» или «НДФЛке», незаконна, и не намерена с ними сотрудничать. «Разработчики данных интернет-сайтов не зарегистрированы в Роскомнадзоре как операторы обработки персональных данных, а значит, не несут ответственности за утечку конфиденциальной информации, — заявил РБК представитель ФНС. — Кроме того, они предоставляют платные услуги, дублируя аналогичные бесплатные сервисы налоговой службы, что для нас неприемлемо».
Дело в том, что с 1 июля 2015 года в личном кабинете налогоплательщика — физического лица появилась возможность подать декларацию 3‑НДФЛ онлайн, без посещения налоговой службы, с использованием усиленной неквалифицированной электронной цифровой подписи, которая генерируется там же.
Гулаев признает, что налоговая служба активно работает над упрощением процесса подачи налоговой декларации гражданами. «Действительно, теперь это можно сделать в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС, — говорит предприниматель. — Это один из немногих госорганов, который пытается облегчить жить россиян. Это вызывает уважение». Но дело в том, добавляет Цаболов, что в процессе заполнения декларации возникает много вопросов, на которые в личном кабинете налогоплательщика ФНС никто не ответит, а на платных сервисах не только советом помогут, но и подскажут, как максимизировать выгоду от налоговых вычетов, предоставляемых государством. «У ФНС задача совершенно другая», — резюмирует предприниматель.