Интеллект в самом простом понимании − работа мозга, и потому может быть задействован только тогда, когда в голове есть какие-то знания. Если же все они доверены памяти компьютера, то и думает за человека компьютер. Получается, твой интеллект полностью зависит от возможностей твоего телефона или планшета.
Вот сейчас говорят, что человеку достаточно знать поисковые системы и уметь нажимать на кнопки. Запоминать ничего не нужно. Но на экзамене вы же не скажете преподавателю: «Про Питирима Сорокина или Гегеля читайте на таком-то сайте с такой-то ссылкой».
Мы до сих пор не определились в критериях знания. Что такое знание? Кого мы назовем знающим человеком? Того, у кого круче планшет? Другого способа проверки знаний, кроме как воспроизведение по памяти, человечество не придумало.Не представляю врача, которому каждый раз требуется заглядывать в компьютер, чтобы оказать экстренную помощь. Ведь у него специальные знания должны быть заложены в голове настолько, что даже руки должны стать «умными»: то, что было в памяти – перешло в руки, в автоматизированные действия.
Это и есть цель обучения… и воспитания. К примеру, каждый человек очень хорошо знает о том, что нужно уступать место женщинам и пожилым людям в автобусе. Каждый обученный скажет, что это хорошо, он знает и понимает, почему так должно быть, а на деле мало кто вскакивает с места, когда в автобус входит женщина, так как это не доведено до автоматизма. Сознание не «перешло» в поведение.
Как это сделать? Знание сначала формируется в голове, но чтобы оно перешло в навык, должно сохраниться в памяти. А это достигается с помощью интеллекта, соединяющего знания, умения и навыки.
Виктор Михайлов – доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета
Автор фото: Мичил ЯКОВЛЕВ, редакция новостей СВФУ