Государственный театр эстрады в последний год давал много поводов для слухов и публикаций, все больше связанных не с основной деятельностью, а с кадровыми вопросами. И вот, 21 октября обновленный театр с волнением представил новый мюзикл на предпремьерный пресс-показ в Саха театре.
Зрителей еще в фойе встречали очаровательные Уля СЕРГУЧЕВА – Куннэй и Татьяна ЧАРАНСКАЯ — новые творческие кадры нового директора Алексея ЕГОРОВА – ЕРКЕНА. В зале было много богемы – директор Саха театра Анатолий НИКОЛАЕВ, искусствовед Анна ПЕТРОВА, аксакал якутской эстрады Владимир ТАТАРИНОВ, певицы НИКА, Варя МАКСИМА и другие известные личности.
Представление началось точно в назначенный срок. Лояльный зрительный зал начал аплодировать еще до того, как поднялся занавес. Начало спектакля обещало чудо: графика, подсветка и живая музыка в исполнении ХАТЫЛАЕВЫХ. Действо было определено как лирическая электро-поп-фолк-драма. Мюзикл «Тыыммын ылан тыыннар холбоо» создан по мотивам пьесы Тимофея СМЕТАНИНА «Лоокуут уонна Ньургуhун». Это история о якутских Ромео и Джульетте, и параллелей с гениальным произведением Шекспира достаточно много.
Спектакль оставил неоднозначное впечатление. Начнем с позитива.
Успехи проекта
Главным достижением является революционность самого явления, когда театр эстрады оказался способен играть мюзикл. Артисты театра сплотились в коллектив, перед которым была поставлена новая и непривычная задача, и вполне справились с ней.
Еще одним значимым достижением является то, что первая же работа была выбрана с амбициями. Это не франшиза, тщательно обкатанная на других сценах мира. Ставка сделана на произведение якутского автора с местной тематикой. И якутские артисты вполне аутентично играют любовную историю из родной классики, на языке оригинала.
Приятно, что главные роли доверены молодежи. Все-таки Джульетту и Ньургуhун должны исполнять юные артистки. И в целом состав артистов достаточно молодой и очень звездный. В постановке чуть ли не демонстративно заняты артисты, которых одно время считали уволенными по итогам нашумевшей аттестации – Байбал СЕМЕНОВ, Василий ЕРЕМЕЕВ, Герман СТЕПАНОВ, ЛЭГЭНТЭЙ, Аскалон ПАВЛОВ, ДАЛААНА и другие.
Стоит отдельно похвалить работу художника-гримера Марии ФИЛИППОВОЙ. Некоторых артистов она так талантливо загримировала, что зритель узнавал их только по тембру голоса да манере пения.
Сценография и хореография были порой искрометны и выше всяких повал. Особенно удалась сцена, где Ньургуhун вырывали друг у друга претенденты на ее руку и сердце со своими группами поддержки. Сама Ньургуhун в исполнении УМСУУРЫ была очень пластична и достаточно убедительна. Временами она играла лучше некоторых актрис с драматическим образованием.
Кто еще играл убедительно? Валентина РОМАНОВА – ЧЫСКЫЫРАЙ блистательно справилась со своими ролями. Она была убедительна не только в знакомой зрителю образе дьяволицы, но и в роли роковой красавицы с огненными волосами.
Легко и искрометно сыграла свою не самую большую роль ОЛИМПИЯ. Аскалон Павлов, похоже сыграл самого себя, и был весьма органичен. САХАЯ на сцене всегда знала, что делать, и пела превосходно.
Василий Еремеев и Байбал Семенов, учитывая, что они не являются драматическими артистами, сыграли неплохо. Во всяком случае, они не ударили в грязь лицом. ЮЛИЯНА на сцену выходила, но ничем особо не запомнилась: ни успеха, ни провала. Впрочем, красивая девушка в мюзикле никогда не помешает, но хотелось бы от нее большего.
Минусы спектакля
А теперь о недостатках проекта.
При режиссерском прочтении классики смешались времена, что видно и по костюмам, и по интерьеру, и это плюс. Но вот акценты красной пропаганды, от которой не был свободен автор оригинального произведения, все еще остаются. Персонажи, играющие богатых, были задуманы как отрицательные. Правда, игра артистов внесла свои коррективы. Так, отрицательных персонажей блистательно сыграли Герман Степанов и Лэгэнтэй. Этот дуэт был настолько харизматичен и обаятелен, что… напрочь затмил положительного героя. Лоокута в исполнении молодого артиста Иннокентия ЛЕБЕДЕВА.
Вообще, осталось загадкой, почему на эту роль был назначен именно этот молодой человек. Он не отличается ни выдающимися вокальными данными, ни драматическим талантом, ни внешностью героя-любовника. Вероятно, исполнителя главной роли назначили в силу его молодого возраста, исходя из реальных кадров театра эстрады. В итоге Лоокут свою роль не дотянул. Если Ньургуhун брала за счет трогательного обаяния юности, пластики, легкости, то Лоокут свою явную неопытность ничем особо не мог компенсировать, кроме, разве что, биологического возраста. Но разве молодой артист — это такая уж редкость?
Далаана… Роль ее – достаточно большая, матери Ньургуhун, явно была недостаточно прописана. Опытная актриса не смирилась бы с этим, и вышла на режиссера… Так, в одной из сцен ее героиня нападает на своего мужа, защищая дочь, и предлагает выдать ее замуж за любимого. Потом они с мужем, исполненным Василием Еремеевым, пускаются в воспоминания о собственной юности, затем следует романтичная сцена, прерванная отцом Лоокута в исполнении Аскалона Павлова. Далее вбегает их дочь Ньургуhун. Появляются богатый жених с отцом (Лэгэнтэй и Герман Степанов). И мать, которая только что отстаивала интересы дочери, мгновенно переходит на сторону мужа и богатых претендентов на руку Ньургуhун. Помахивая фаянсовым чороном, Далаана – официальное лицо салона якутской посуды «Камелек», удаляется, радуясь предстоящему замужеству дочери по расчету родителей. В сцене гибели Ньургуhун Далаана запоздала с подобающими эмоциями, затем, догоняя, допустила нотку фальши. Временами она терялась на сцене, и пряталась за спину Еремеева. Но популярная артистка компенсирует это красивой внешностью, вечерним платьем, бархатным голосом и любовью зрителей. Остается надеяться, что со временем Далаана разовьет и драматический талант.
Главным минусом постановки является демонизация хомуса. Сакральный якутский инструмент, виртуозно звучащий в исполнении «Айархаана» звучит в спектакле лишь единожды, и в самом мрачном месте, когда властвует нечистая сила… Тут более уместны были бы электрогитары, столь модный сейчас рок. Тем более, что в спектакле используют приемы Майкла ДЖЕКСОНА. Под хомус же, считается, создавался этот дивный Срединный мир. Так что возьмем на себя смелость просить режиссера перенести звучание священного хомуса в другое место мюзикла, где властвует любовь.
Субъективное впечатление, что мрачные сцены горя в мюзикле расписаны более густыми красками, оны раскрыты глубже. Светлые сцены в спектакле есть, и в достаточных количествах, но чего-то недостает, чтоб передать зрителю всю эйфорию, ощущение счастья и вдохновения, как бывает в наиболее талантливых произведениях искусства. Даже при трагическом финале театральными средствами можно более четко показать, что несмотря ни на что, торжествует любовь, что имена Лоокут и Ньургуhун связаны навсегда и сияют в веках.
На мюзикл – за собственным впечатлением
Читателю же стоит составить собственное впечатление о спектакле, для чего стоит на него пойти вживую. Предпремьерный показ – это фактически генеральная репетиция. На премьерах, верим, все будет еще лучше. Тем более, что по ходу действа режиссер Сергей Потапов постоянно делал пометки, и, надо полагать, внесет свои правки в режиме ручного управления.
Зрителям доставит большое удовольствие смотреть на любимых артистов в непривычных амплуа, угадывать их в новых образах. Некоторые саундтреки из мюзикла могут пойти в народ и закрепиться.
Самое главное, в театре эстрады началась новая эра, когда коллектив ставит музыкальные спектакли. Это в новинку и артистам, и коллективу, и зрителям. Вниманию зрителей вскоре будут предложены и новые постановки.
После спектакля директор театра эстрады Алексей Егоров ответил на вопросы журналистов.
«Мы полностью доверились режиссеру Сергею Потапову, и очень довольны результатом. Я очень благодарен своим артистам за то, что они пошли на такой шаг, так сказать, стать первопроходцами данного жанра в нашей республике. И в новом сезоне наших зрителей ждет то, чего они раньше никогда не видели», — отметил он. Отвечая на вопрос SakhaLife, Алексей Егоров заявил, что в одной из последующих постановок он и сам может выйти на сцену. Ведь он известный драматический артист, прошедший школу Саха театра, и при этом поющий.
Премьеры лирической электро-поп-фолк-драмы «Тыыммын ылан тыыннар холбоо» состоятся в Саха театре 23 и 29 октября.
Режиссер-постановщик – Сергей ПОТАПОВ
Хореограф-постановщик – Алина ПАВЛОВА
Художник-постановщик – Егор АММОСОВ
Художник по костюмам – Сардаана ФЕДОТОВА
Инсценировка Татьяны ЕГОРОВОЙ
Художник по свету – Александр КОНСТАНТИНОВ
Звукорежиссер – Дьулус МАКАРОВ
Художник-гример – Мария ФИЛИППОВА
В ролях: УМСУУРА, Иннокентий ЛЕБЕДЕВ, ДАЛААНА, Василий ЕРЕМЕЕВ, Павел СЕМЕНОВ, Аскалон ПАВЛОВ, ЛЭГЭНТЭЙ, Герман СТЕПАНОВ, ЮЛИЯНА, ОЛИМПИЯ, ЧЫСКЫЫРАЙ, Николай ГОГОЛЕВ, САХАЯ, Тамара ПОПОВА.
Музыкальное оформление: Uraan, этно-фольклорная группа Клавдии и Германа ХАТЫЛАЕВЫХ, группа «Айархаан».