Main » 2015»Сэтинньи»1 » Директор ЯХУ: по размеру зарплаты мы на последнем месте по Сибири и Дальнему Востоку
Директор ЯХУ: по размеру зарплаты мы на последнем месте по Сибири и Дальнему Востоку
09:16
Директор ЯХУ: по размеру зарплаты мы на последнем месте по Сибири и Дальнему Востоку
Текст: Иван БАРКОВ Фото: автора YAKUTIA.INFO. На прошлой неделе в Якутское художественное училище официально отметило 70-летний юбилей. В связи с этим Якутия.Инфо встретилось с директором ЯХУ Кириллом Гаврильевым. Несмотря на праздничный повод, в беседы мы затронули многие проблемные моменты, с которыми приходится сталкиваться старейшему заслуженному заведению.
О юбилее
- ЯХУ исполнилось 70 лет и на юбилей приехали директора многих художественных заведений России. Роль художественного образования возрастает так же, как и влияние изобразительного искусства на общество. За последние 10-15 лет городская среда Якутска стала неузнаваема, это многие отмечают. И это создали, люди, в частности, и с художественным образованием. А для этого нужны специалисты.
Училище было создано 70 лет назад. И тогда уже понимали о необходимости воспитания собственных специалистов, и сейчас мы пожинаем эти плоды. Тогда, в непростое время, создали все необходимые условия. Сейчас же, несмотря на юбилей, власти не приняли никаких решений по улучшению материально технической базы.
- В рамках юбилейных торжеств был проведен круглый стол. Можно говорить о каких-то конкретных его итогах?
- В нем приняли участие как гости – директора сибирских художественных заведений, так и представители АГИиК, НХМ. Мы обменивались опытом. У нас у всех единая цель - подготовка квалифицированных кадров. И мы хотим в этом плане улучшить связи между нами. Кстати, в ходе обсуждения выяснилось, что по размеру заработной платы преподавательского состава мы находимся в хвосте, среди художественных училищ Сибири и Дальнего Востока, несмотря на все наши северные надбавки. Сейчас мы готовим итоговый протокол. О заграничном опыте - А если смотреть дальше и может поучиться чему-нибудь за рубежом?
За границей нечему учиться. Там система академического художественного образования разрушена. А художественное образование – это все же консервативная система. А их демократизация привела к отказу от фундаментальных ценностей. Запад для меня сейчас не пример, у нас моральные ценности выше. И у нас есть амбициозный план создать свою школу изобразительного искусства, на основе, например, Олонхо. Почему бы и нет.
Варианты развития - Так как же можно улучшить эффективность работы ЯХУ, что для этого необходимо?
- Мы приняли бюджет на 2016 год. И что самое главное, впервые мы имели возможность сделать это совместно с Министерством культуры и духовного развития. Раньше нам просто давали. И пришли к выводу, что нам обязательно нужно улучшить материально техническую базу. Это даст нам возможность стать автономным учреждение и тогда, в свою очередь, мы сможем сами зарабатывать. Сейчас рассматривается вариант о надстройке мансарды. Ее строительство обойдется всего в 50 миллионов рублей. Когда-то, кстати, у заместителя министра культуры Василия Босикова была прекрасная идея - сделать трехуровневое художественное образование под одной крышей, а музыкальное училище должно влиться в структуру ВШМ. Концентрация творческих сил должна дать, несомненно, серьезный эффект.
- ЯХУ сотрудничает с другими художественными заведениями республики? И что Вы думаете в целом о художественном образовании в Якутии?
- В республике сейчас несколько художественных заведений. Мы смогли бы стать неким центром для них и быть полезными. Везти и совместную экономическую деятельность, не дублируя специальности. Необходимо оценить потребность республики в соответствующих кадрах и провести оптимизацию. Сейчас много учебных заведений, где готовят, мягко говоря, не лучших специалистов. Например, необходимо подготовить реставраторов, а такой специальности нет. Зато много лицензий на подготовку дизайнеров, а нужны ли они? У нас до сих пор в республике сохранилась трехступенчатая система художественного образования. И это все создано именно на базе ЯХУ – мы дали толчок к развитию как детского, так и высшего художественного образования. Тот же АГИиК или художественный лицей имени Кима. И все это необходимо сохранить.
- А если коснуться вопроса о финансировании художественных заведений?
В конце 80-х было всего 12-13 учреждений культуры, а сейчас почти 40. И большая часть – это театрально-зрелищные учреждения, и доля их финансирования в сравнении с изобразительным искусством преобладает. То есть это дисгармония. Художники терпели долгое время. Но теперь мы видим, что роль изобразительного искусства возрастает – это архитектура и дизайн и все та же реклама. Но чтобы подготовить специалистов, нужны финансовые вливания в образование этих самых специалистов.
Об учебном процессе
- У нас 42 бюджетных мест, а заявлений 165. Люди понимают, что у нас фундаментальное образование. Раньше было пять лет, а сейчас четыре года. Раньше мы принимали после 11 класса, а теперь после девятого. Но все равно предпочтение среди художественных заведений отдают нам. Дальше уже можно в АГИиК или поехать учиться в центр. А всего у нас учится 185 человек. И платников среди них единицы, и все это из-за нехватки помещений. - А какие сейчас абитуриенты – они такие же, как и раньше, или уже совсем другие?
Раньше абитуриенты приходили на собеседование с мамами, бабушками. А теперь они приходят уже со своими портфолио и с гордостью рассказывают о своем опыте. И это, я считаю, положительное изменение в обществе. Молодежь стала более уверенной. И это хорошо, что они приходят с девятого класса – мы можем превратить пока несформированные личности в хороших специалистов.
- А это только самоуверенность или все же нечто большее?
- Харизма молодежи – это дополнение. Многие начинают заниматься предпринимательством, и вообще наши выпускники очень активные. Вот, например, два года назад проходили дни культуры и искусства в Гостином дворе. Я посмотрел, кто там участвовал – там очень много наших выпускников. Это и народные и ювелирные мастера, и представители музеев, и ведущие модельеры. Да и в СМИ тоже много наших выпускников, и в кино. А это показывает разноплановость нашего образования. Я уже не говорю о профессиональных художниках и скульпторах. Проекты в жизнь - Вы участвуете в каких-то программах по продвижению проектов?
- В будущем мы хотим продвигать лучшие студенческие работы через программу «Стартап-акселерат». У нас много очень интересных работ, а если это даст еще и экономический эффект, это будет очень здорово. Попробуем привлечь деньги инвесторов. У ребят появятся шансы на хорошую самореализацию. Мы продвигаем проекты и по улучшению городской среды, работаем в этой связи и окружной администрацией и дирекцией игр Дети Азии. А когда студенты начинают понимать, что их проекты могут быть реализованы, подходят к работе еще более ответственно. Но еще раз повторяю, нам просто необходимо улучшить нашу материально-техническую базу. Мне кажется, учитывая заслуги ЯХУ – мы это заслужили.