Деньги кончаются, где их брать непонятно...
«Россия стала другим государством, с позавчерашнего дня мы живем в состоянии войны», — заявил депутат Владимир ФЕДОРОВ в ходе обсуждения республиканского бюджета на очередной сессии Госсобрания Ил Тумэн. Впрочем, известный предприниматель пока, слава богу, не призывал к оружию коллег-парламентариев в прямом смысле этого слова. А лишь постарался мобилизовать внимание представителей законодательной и исполнительной власти мыслью о необходимости крайне эффективно формировать государственные расходы в период все явственнее ощущаемого дефицита средств.
Напомним, что вчера парламентарии приняли законопроект о бюджете на 2016 год в первом чтении. А ведь еще совсем недавно главный финансовый документ охватывал и 2015-й, и плановый период на 2016-2017 годы. Но экономическая ситуация складывается таким образом, что вначале федеральная власть, а следом за ней и республиканская, в ясной перспективе поняли только то, что планировать расходы, а тем более доходы сразу на три года более невозможно.
«Вряд ли АЛРОСА снова сделает нам подарок в размере 15 млрд рублей налоговых отчислений» — развил мысль Федоров. Действительно только резкий обвал рубля в декабре 2014 года позволил республиканским властям свести концы с концами и сохранить лицо. Ведь изначально курс на 2015 год планировался из расчета 37 рублей за американский доллар, и только девальвация почти вдвое увеличила доходы от импорта сырья в их рублевом эквиваленте. Так что если бы не обвал рубля, проблемы с наполнением бюджета правительство ощутило бы уже в этом году.
Средний курс доллара на 2016 год в республиканском бюджете запланирован в размере 63,3 рубля, а покупательская способность российской валюты за год существенно снизилась. При этом предпосылок для глубокой девальвации пока нет, маловероятно, что стоимость нефти упадет ниже 20-30 долларов за баррель в ближайшее время. Как нет и предпосылок для ее резкого долгосрочного роста. Следовательно, нельзя надеяться на то, что выручка от продажи сырья предприятиями-экспортерами, работающими на территории Якутии, хоть в валюте, хоть в рублях вырастет сама собой. А раз так, то и поступления от налога на прибыль в республиканский бюджет тоже сами по себе не увеличатся.
Между тем министр финансов Якутии Валерий ЖОНДОРОВ, представляя депутатам проект бюджета, как раз заявил о запланированном росте прибыли этих предприятий. Это вызвало скептическую оценку со стороны депутата Василия ТИМОФЕЕВА, который усомнился в оптимизме правительства республики и призвал министра оценить возможные риски. Например, федеральный коллега Жондорова Антон СИЛУАНОВ, в ходе недавнего обсуждения федерального бюджета признался, что налогов в 2016 году могут и не добрать. Уходящий год действительно показал существенный рост собственных доходов в республике, но его причина, как уже сказано выше заключалась в обвале рубля, следовательно, упования правительства на новый рост – это по большому счету именно упования, а не экономический расчет.
Впрочем, Жондоров не только не отрицал наличие рисков, но и подтвердил, что они возможны, хотя в подробности вдаваться и не стал. За него в своем выступлении это сделал депутат Алексей ЕРЕМЕЕВ, фронтмэн «Единой России» в республиканском парламенте: «Не думаю, что МАКСИМОВ и ДАНЧИКОВА (министр экономики и председатель правительства Якутии —
прим. авт.) полны оптимизма по поводу ожидаемых поступлений по налогу на прибыль». Правда после такой откровенности из уст человека, который не имеет никакого отношения даже к формальной оппозиции, стало совсем грустно. Получается, что правительство прекрасно все понимает, оно вполне компетентно (хоть это радует), и лишь делает вид, что прогнозирует, в расчете на то, что депутаты сделают вид, что верят этим прогнозам.
Однако лучше всех риски оценил глава республиканской Счетной палаты, Егор МАРКОВ: «В целом, итоги анализа проекта государственного бюджета республики на 2016 год свидетельствуют как о наличии рисков занижения прогнозных доходов, так и о рисках его завышения». Отличный прогноз со стопроцентным попаданием. Либо то либо другое уж точно сбудется.
Кстати увеличения размера дотаций предоставляемых федеральным центром также ждать не стоит. Запланированная в размере 49,398 млрд рублей сумма – это уже урезанный вариант и транш этот скорее уж еще уменьшиться, чем увеличится. Федеральный бюджет пока тоже принят только в первом чтении, а значит, изменения еще возможны. Дотации регионам пока урезали на 4%, а если считать в ценах 2014 года, то более, чем на 17%
Пока планируемый дефицит федерального бюджета составляет 2,4 трлн рублей, что равно 3% ВВП страны. Последний раз близкий к этим показателям дефицит федерального бюджета был зафиксирован по итогам дефолтного 1998 года. Тогда расходы федерального бюджета превысили доходы на 3,3% ВВП. Но это была констатация итогов, сейчас речь идет о прогнозе.
Дефицит государственного бюджета Якутии в будущем году планируется на уровне 8,784 млрд рублей при ожидаемых доходах в размере 162,300 млрд и расходах в размере 171,175 млрд. Государственный долг Якутии по сравнению с 2015 годом вырастет на 15% и составит 44,862 млрд, поскольку республика планирует занять 12 миллиардов. Это пока не превышает критическую отметку в 50% собственных доходов, но уже составляет более 39%.
Правда он мог вырасти и более существенно, если бы федеральный центр не сохранил расходы на бюджетные кредиты регионам на уровне 2015 года. Изначально на эти цели в 2016 году планировалось потратить только 140 млрд, однако в редакции федерального бюджета, принятой в ходе первого чтения, к этой сумме были добавлены еще 170 млрд. то есть регионы смогут занимать не в банках, а в федеральной казне. А бюджетный кредит, то есть кредит, выдаваемый из федерального бюджета региональному бюджету, отличается от коммерческого кредита очень низкой процентной ставкой.
Тем не менее, в половине российских регионов госдолг балансирует на отметке в 60% собственных доходов, а в двенадцати субъектах превышает 100%. Так что наша республика пребывает далеко не в худшем состоянии. Но общий региональный долг сейчас составляет более 1,5 трлн рублей, а к концу 2016 года может вырасти до 3 трлн.
Кроме того, по заключению Егора Маркова, якутский бюджет-2016 все же является социально ориентированным, поскольку 48% его расходных статей имеют именно такую направленность, в соответствии с тридцатью пятью государственными целевыми программами. Правда эффективность исполнения госпрограмм, по словам Маркова, иногда вызывает вопросы, а номинальная средняя заработная плата бюджетников, как следовало из выступления Жондорова, в следующем году, останется на уровне 2015 года, то есть в реальном выражении резко снизится.
Да и с программами не все гладко. Лидер коммунистов, депутат Виктор ГУБАРЕВ обратил внимание, что цифры, фигурировавшие в программах, отличаются от цифр, которые фигурируют в бюджете, например расходы на образование и здравоохранение явно уменьшились. Но поскольку бюджет обсуждался только в первом чтении сильно придираться к этому депутаты не стали.
Не стали пока придираться и к тому, что в следующем году республика намеревается выделить 600 млн рублей и еще столько же в 2017-м на строительство свинокомплекса на 54 тысячи голов, совместно с ООО «Мерси Инвест Групп». Это Дальневосточная производственная организация замкнутого цикла, в который входят производство кормов, выращивание свиней, убой, переработка и продажа. Несмотря на то, что компания известна тем, что уже построила в Приморье и на Сахалине четыре свинокомплекса, несколько депутатов высказали сомнение в эффективности таких расходов только на один проект, но пока слишком активно возражать не стали.
В общем, обсуждение бюджета пока еще проходило почти как обычно, в свободной, расслабленной манере сытных годов, когда всем на все хватало, однако ощущение, того, что деньги заканчиваются и взять их скоро будет негде, уже витало в воздухе, пока еще толком не высказанное, но уже интуитивно четко предчувствуемое.