За что Глушко получил выговор и кто испортил настроение Егору Борисову
05 декабря. Якутия. NVpress - Пресс-конференция главы республики прошла 1 декабря буквально под залпы салюта, раздававшегося с центральных площадей города: Якутск открыл фестиваль «Зима начинается в Якутии». Но настроение Егора Афанасьевича в этот день, видимо, было отнюдь не праздничным, потому что с самого начала возникло ощущение, что мы сидим на уроке и учитель втолковывает бестолковым ученикам не терпящим возражений голосом, что «вот об этом нужно думать», а не о чем-то там своем. В общем, нескольким журналистам досталось.
К слову, модератором мероприятия стал вновь назначенный на должность помощника главы Станислав Платонов, бывший руководитель пресс-службы МВД Якутии.
Егор Афанасьевич начал с позитива: «Мы сегодня подводим итоги 2105 года и твердо можем сказать, что основные показатели лучше, чем в прошлом году. По номенклатурному плану есть сокращение объемов, особенно речь идет о платных услугах, сокращены грузоперевозки и пассажироперевозки, об этом мы говорили и прогнозировали. На фоне общей картины по средним показателям страны наша республика выглядит немного лучше, и наша задача – сохранить этот уровень».
Затем журналисты стали задавать вопросы. Всего их было задано порядка сорока. Как-то так получилось, что первым дали слово государственным СМИ, которых интересовали законопроект о развитии сельского хозяйства, вопросы включения улусов в Арктическую зону Якутии, сокращения производства компанией АЛРОСА, поддержки сельхозтоваропроизводителей и т.д.
Почему Греф убрал банкоматы в Верхоянске
Некоторое оживление вызвал вопрос нашей верхоянской коллеги, которая выразила обеспокоенность отсутствием банкоматов Сбербанка в улусе, где проживает 12 тысяч человек. Журналист сообщила, что в районе есть всего один банкомат, куда всегда выстраивается огромная очередь. В ответ Егор Борисов вдруг рассыпался комплиментами в адрес Германа Грефа. Пообещав, правда, найти альтернативу Сбербанку в виде «Связь-Банка».
- В начале года мы встречались с Германом Грефом, когда стали закрывать офисы в отдаленных наслегах. Он тонкий грамотный финансист, но прежде всего бизнесмен, поэтому определил приоритетом деятельность с точки зрения требований рынка. То есть деятельность должны быть прибыльной, а дополнительные офисы несут убытки, поэтому принято решение их закрыть. Мы пытались договориться, что закрытие должно происходить по согласованию с руководством республики. Но они приняли решение по всей России. В результате, конечно, страдают люди.
Мы встречались с министром связи, обсуждали этот вопрос и решили использовать «Связь- банк» для обслуживания населения. Эта работа сейчас идет.
Я был в Табалахе, там полгода вообще дороги нет.
Пусть верхоянцы не боятся
Следующий вопрос верхоянской журналистки касался «раздачи одного гектара земли»: принимает ли, мол, правительство республики какие-то меры, чтобы обезопасить наших граждан.
- А что, верхоянцы боятся, что их земли отберут? – пошутил глава. – Придут новые хозяева заниматься сельским хозяйством или чем-то еще? Наверное, на полюс холода не придут, я это чувствую. Они наверняка начнут с Южной Якутии, если им что-то понравится. Поэтому вы их успокойте. В Верхоянске, да и по большому счету во всей Якутии нет таких лишних угодий. Если речь идет о сельскохозяйственных угодьях, то они в основном расположены в долинах рек Лена и Вилюй, и есть аласные угодья в Центральной Якутии. А по другим целевым назначениям использовать – это вопрос такой спорный с одной стороны. С другой – Якутия это холод, экстремальные условия жизни. Наверняка это тоже будет мешать людям, кто захочет приехать на Дальний Восток. Наверное они будут настроены на Приморье, Приамурье. Позиция руководства республики – сам по себе стимул очень важный, эффективный. Если земля хорошая, кому от этого будет плохо? Наши земли - земли рискованного земледелия. Поэтому особенности должны быть учтены. Свои предложения мы внесли.
Повышения зарплаты не будет
Журналист ЯСИА Руслан Басыгысов попросил уточнить, от каких расходов предложил отказаться глава в своем послании Госсобранию.
- Что касается затянуть пояса, у нас две текущие затраты – это зарплата и наши текущие расходы в материальной части. Каждый год мы повышаем зарплату на размер инфляции – на 10-12%. В 2016 году этого не будет. То же самое по материальным затратам. Это и есть затянуть пояса. Единственное – я дал распоряжение, и мы повышаем зарплату так называемым низкооплачиваемым категориям бюджетных работников. Но это чиновников не касается.
«Суд разберется, что произошло»
Семен Родионов попросил прокомментировать ДТП с участием главного редактора газеты «Якутия» Евгения Грибчатов и поинтересовался вопросом строительства онкоцентра. Ответ на последний вопрос был очень краток:
- По онкоцентру мы до конца года проведем тендер на проектирование.
Что касается ДТП, мне нужно комментировать обязательно или просто интересна моя позиция?
- Ваша позиция.
- Конечно, это беда для той семьи, которая потеряла родного человека. Но с другой стороны, никто не застрахован от таких случаев. Каждый день тысячи машин едут навстречу друг другу, и вдруг один поворачивает, и человек моментально должен отреагировать. Здесь, скорее всего, не умом человек действует, а рефлексами. По тому что произошло, человек должен по закону отвечать. Суд разберется, в каком состоянии были люди. Это же относится и к Грибчатову, и к Лугинову, по которого у меня тоже часто спрашивают. Здесь оправданий нет.
И здесь совершенно неожиданно Егор Борисов стал заверять, что ни в суд, ни к следствию он обращаться не будет.
- В связи с этим я еще раз хочу подчеркнуть, что ни в один суд, ни в следственный орган за всю свою работу я ни разу не обращался кроме одного случая. Ко мне обратились родители одного подсудимого (имеется в виду бывший министр по молодежной политике, ныне депутат Госсобрания Алексей Еремеев – прим.ред), я обратился в коллегию Верховного суда : рассмотрите объективно. Ко мне человек обратился письменно, я обязан был ответить, и ответил. Больше ни одного случая не было, можете проверить.
Дорога Амга-Усть-Мая: обещанного ждать?
Главный редактор газеты «Усть-майский вестник» Марианна Караканова задала вопрос о строительстве дороги Амга-Усть-Мая, которое откладывается на 2018 год. «В послании было отмечено, что строительство этой дороги все-таки будет. Не означает ли это, что открытие дороги состоится в 2016 или 2017 году?».
Ответ главы республики был весьма пространным:
- Мы должны понимать, что рубли должны вкладываться таким образом, чтобы они скорее работали дальше. Это означает, что мы должны объект завершать в срок, чтобы он вступил в работу. 48 млрд руб вложились, и два млрд найти не можем, чтобы завершить дорогу Беркакит-Томмот-Якутск- правый берег железной дороги.
… Когда закончим, это вопрос риторический. Вы хотите в 2016 году, кто-то в 2017-м. Я думаю, самое главное – мы должны продолжить и закончить.
«Я не запрещаю, я навожу порядок»
Изрядно досталось Денису Адамову, задавшему вопрос об антиалкогольной политике.
Денис указал на данные статистики, согласно которым люди не стали меньше пить после введения ограничения на продажу алкоголя, пострадали, по его словам, добросовестные предприниматели. Собственно вопрос заключался в том, намерен ли глава поддержать инициативу запрета продажи алкоголем госпредприятиям.
- Какие именно предприятия? – начал Борисов
- Комдрагмет, Якутоптторг, который поставляет продукцию.
- Якутоптторг не поставляет винно-водочные. Если вы хорошо владеете ситуацией, вы должны знать.
А дальше Егор Борисов уже не скрывал своего раздражения:
- У вас статистика чья была?
- Статистика Росалкоголя.
- А кто представляет Росалкоголь в Якутии?
- Они рассылают ее по поставщикам, нам поставщики предоставили.
- У нас нет Росалкоголя. У вас неправильная информация.
- Почему? По данным Ил Тумэна, в этом году есть увеличение потребления алкоголя…
- В первом полугодии да. Интересуетесь статистикой второго полугодия?
- За девять месяцев с января по сентябрь…
- Я говорю, по полугодиям возьмите цифры, потом мне зададите вопрос.
- По полугодиям идет одинаковое потребление, что в 2015, что в 2014 году.
- Вы же про продажи сказали.
- Вопрос-то о чем: вы будете поддерживать депутата Федорова, чтобы запретить госпредприятиям торговать алкогольной продукцией?
- Я никому не запрещаю, я навожу порядок.
- Так вы поддерживаете?
- Я не могу сказать, поддерживаю-не поддерживаю. Я сказал: мы будем наводить порядок.
Чуть позже, уже отвечая на другой вопрос другого журналиста, Егор Борисов неожиданно снова вернулся к теме антиалкогольной политики.
- Благодаря некоторым товарищам это преподносится так, как будто мы в Якутии вводим сухой закон. Буквально написали, что глава Якутии вводит сухой закон. Мы сухой закон не вводим, товарищи, я еще раз официально говорю, мы наводим порядок. 9 мая кто со мной ездил по магазинам, это была страшная картина. Мы через законодательство дали лазейку занимать все этажи, создавать из двух лавок кафе и продавать винно-водочные изделия. Вот это мы навели порядок. Никого не ограничиваем. А то, что народ сам голосует, это не с моей подачи. По закону они могут сами на референдуме любой вопрос поставить и голосовать. Несколько наслегов не выдержали, провели референдум, это по закону положено, по 131-му закону. И большинство проголосовали за сухой закон. Это народ сам решает. Мне очень импонирует, что люди стали это понимать.
Наверное, бизнесменам стало плохо, я об этом предупреждал. Я открыто сказал, что они могут потерять прибыль и что люди от пьянства ломают судьбу. Это не моя прихоть. Вы видимо не понимаете вред от пьянства.
Несмотря на то, что следующий вопрос Адамова был посвящен ценам на газ, Борисов уже не скрывал раздражения:
- Я больше всего доверяю расчетам экономистов, но не специалистов. Поэтому если у вас есть расчет, представьте мне. А то вы ссылаетесь каждый раз на какие-то расчеты, которых никто не видел, никто не слышал. Я хочу их увидеть, убедиться.
«Кому надо, тому и озвучивается»
У Виталия Обедина, «Якутск вечерний», было три вопроса. Вначале он спросил о результатах социсследований, на которые ссылается в своем послании Егор Борисов, но которые почему-то являются закрытыми. Далее Обедин указал на два расхождения с заявленными главой в послании планами и реальной картиной: например, в послании было сказано о намерении увеличить содержание дорожного фонда, а в бюджете на 2016 год эта статья расходов уменьшена более чем в два раза. Кроме того, в послании говорилось об увеличении объемов вводимого жилья, в то же время республика отказалась от «пилотного проекта».
Журналист попросил прокомментировать ситуацию и с РИК, где сейчас идет прокурорская проверка, и пропажей миллиарда в компании.
Егор Борисов начал, что называется, с конца:
- Ну, идет очередная проверка, у нас есть специально занимающиеся журналисты, они осветят. Поэтому я не вижу здесь никаких трагедий или проблем, они проводились и будут проводиться, я в этом заинтересован.
А судебные тяжбы в другом подразделении шли и будут идти, тем более что банки, которые были операторами, попали в кризисную ситуацию и с РИКом не рассчитывались. Судебный процесс будет открытым.
Что касается жилищного строительства, то мы поставили задачу построить 600 тыс.кв.м жилья, это мы сделаем. В «пилотном проекте» речь идет о бесплатном субсидировании, сегодня мы от этого насколько возможно уходим. Я уже озвучил, что по бюджетникам пояса затянуты, а пилотный проект остался у бюджетников.
По дорожному фонду финансирование сокращается – я как раз по этому выступил, во втором и третьем чтении это будет учитываться.
Социологические исследования проводятся для принятия соответствующих решений руководством республики, это инструментарий, который не обязательно нужно кому-нибудь представлять и озвучивать. Кому надо, тому и озвучивается. Это для принятия решений,
чтобы мои решения были правильными, поэтому я на них всегда ссылался и ссылаюсь. Это изучение мнений тысяч и тысяч людей.
Турция и Якутия
От имени нашего издания было задано два вопроса. Мы попросили прокомментировать ситуацию с Турцией, в частности запрет выезда якутским артистам на Turkvizyon-2015.
По Турции ответ Борисова был абсолютно понятен: мы не должны забывать, что являемся субъектом Российской Федерации. Но и здесь он не смог удержаться, чтобы не съязвить:
- Взаимоотношения России с Турцией усложнились по известным причинам, которыми вы владеете. Или вас тоже надо отдельно информировать, почему ситуация усложнилась? Наверняка вы слышите информацию из других СМИ. … По отношению к Турции принят ряд мер в соответствии с указом президента, с рекомендациями МИД. Министр культуры порекомендовал отказаться от взаимодействия с общественной организацией «Тюрксой», и мы поддержали. Поэтому артисты не уехали. То же самое касается бизнеса. Если вдруг какие-то предложения появятся по бизнесу, у нас взаимодействия пока нет. Единственный бизнес, в котором мы участвуем, это турбизнес, по которому наши земляки ездят в Турцию. По ним тоже приостановили. На сегодняшний день, по данным определенных органов, ни одного якутянина в Турции уже нет. Поэтому мы будем поддерживать позицию федерального правительства и президента и будем действовать в рамках требований, которые ставятся.
Глушко получил выговор
Также я спросила о том, чем завершилась проверка в отношении министра профобразования Дмитрия Глушко по поступлению его сына Даниила в МГУ. И вот какой диалог у нас с главой состоялся.
- Прошло три месяца, а итоги проверки так и не были обнародованы, в связи с чем появилось сомнение, что она вообще была проведена, - начала было я.
- То есть крови нету? – попытался пошутить Егор Афанасьевич.
- Мы не хотим крови, мы хотим просто получить ответ, была ли проведена проверка. Почему эти сомнения возникают, потому что следом возникла другая ситуация с участием отца и сына Глушко – в ФК «Якутия», и ответов тоже нет.
- Я понял вопрос. Его каждый шаг может быть скандальным.
- Дмитрий Евгеньевич в ответ на наш запрос направил нам хамский ответ, читайте мол мои ответы в газете «Якутия».
- Вы не читали эти ответы? Статью в газете «Якутия» не читали?
- Читали.
- И не удовлетворены?
- Нет. Мы отдельное издание, и мы имеем право на получение ответа не посредством другого СМИ, а ответа нам. Закон о СМИ наделяет нас таким правом. Были ли привлечены к ответственности должностные лица за то, что уклоняются от работы с прессой?
- Я же не знаю, что они вам отвечают – не отвечают. Я откуда знаю? Вы же мне информацию не даете.
- Мы пишем об этом.
- Вы мне не писали. В крайнем случае я ваше письмо не видел.
- Мы в своей газете об этом писали.
- Человек находится под пристальным вниманием со стороны СМИ. Я официально заявляю, что касается его действий по отношению к руководителям, что он освобождает их (от должности) и т.д., это все согласовывалось со мной. Мы более 20 лет в этой системе. К сожалению, никаких действий по обновлению, по продвижению проектов этих учебных заведений не провели, а пришло время обновить эту систему. Кто-нибудь слышал, что в течение 20-ти лет что-то хорошее или продвинутое происходило в системе профобразования, кроме строительства двух учебных заведений в Нижнем Бестяхе и Хандыге? Не было такого. По большому счету это очень отсталая, требующая большого внимания система. Надо принимать очень много мер и навести порядок. Это не нравится руководителям. Не нравится людям, которые вокруг них. А многим не нравится сам Глушко - конечно, хорошие материалы, хорошие темы, начинают обсуждать. С этой точки зрения я позицию Дмитрия Евгеньевича поддерживаю. То, что делает хорошие дела, к сожалению, ни один журналист не рассказывает. Сегодня профессиональные учебные заведения стали принимать активное участие в российских и международных конкурсах. Наши учебные заведения достигают хороших успехов. О них же никто не рассказывает. А то, что Лазарева снимает, кого-то еще, каждый день шум поднимается. Правильно снимает, происходит процесс обновления, реформирования, оптимизации. Это идет по плану.
А что касается нарушений, так называемых, которые есть у Глушко, наряду с другими членами правительства он несет ответственность. Он и другие получили выговоры. В этом году административные взыскания в виде выговоров и замечаний, несоответствия должности получили 11 или 12 человек. В том числе и господин Глушко.
***
После окончания пресс-конференции куски ее записи появились в соцсетях со ссылкой на YouTube. Практически все комментаторы сошлись во мнении, что главе республики не хватает выдержанности. Если он так общается с журналистами, да еще и в присутствии их же коллег, то как же он разговаривает с гражданами один на один? Впрочем, у нас лично никаких обид, ведь ответы на свои вопросы худо-бедно, но мы все же получили.
КСТАТИ
Один из журналистов попросил прокомментировать ситуацию в НПФ «Эрэл».
- По «Эрэлу» разберутся – я дал поручение. Я чувствовал это десять лет назад, честно говоря, когда начинали люди работать и когда тружеников сельского хозяйства пытались туда включать, я был против. Но, к сожалению, факт состоялся. Я дал поручение разобраться, после этого только мы можем принять какие-то решения и делать выводы.
Перлы от Егора Афанасьевича
- Без этого (социологических исследований) я не могу определить приоритетные направления республики. Раньше приоритетами всегда были зарплата и пьянство, сегодня они отошли на другие места - ниже, чем благоустройство, здравоохранение.
Марина Сантаева
|