Версия турецкая: «Самолет залетел в воздушное пространство Турции». Сегодня газета «Хуррийет» вышла с заголовком «Самый глубокий кризис». В статье говорится, о том что Су-24м не имел опозновательных знаков, отключил свой опозновательный радар. Якобы, в течении 5 минут уведомляли о нарушении воздушного пространства 10 раз. Самолет упал на территории Сирии. Его там догнала ракета. Военные подтверждают свои словами, следами от радара. http://www.hurriyet.com.tr/2-ihlalde-vuruldu-40018363
Посмотрите карту.
Версия российская. “Даже если нарушил, сбивать не надо было”. На карте видно, что турецкая граница как анклав заходит на территорию Сирии. По словам Генштаба, самолет находился на высоте 6 км. и в 1 км. от границы Турции. На большой высоте сложно определить нарушение. Кроме того, несмотря на договоренности с коалицией возглавляемой США о не допущении таких инцидентов, турки все-таки сбили самолет. Действительно, удар в спину.
Получается в течении пяти минут турецкий летчик сам принял решение или по приказу вышестоящего руководства сбил самолет. Самолет не направлялся в сторону внутренних границ. Скорей всего, подробная инструкция была получен заранее. Турция также знала, что проводится антитеррористическая операция.
Столкновение интересов.
Турция всегда относилась к Асаду с большим недоверием из-за курдского вопроса и РПК. Поэтому гражданская война в Сирии и уход Асада была для Эрдогана желанной целью. Кроме того, турки считают себя наследниками османов и региональной державой, которая должна влиять на соседние государства. Сирия была провинцией в Османской империи.
Кроме того, власти Турции обвинили ВВС РФ в нанесении авиаударов по позицициям туркоманов (туркменов или турков) в Сирии. В прошлую пятницу премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу осудил Россию за авиаудары, якобы нанесенные по поселениям сирийских туркоманов на севере Сирии. МИД республики вызвал по этому поводу российского посла. http://vz.ru/politics/2015/11/20/779312.html Кто такие эти туркоманы? Эти турки. Примерно 100 тыс. человек. Говорят на анатолийском наречии. Согласно Википедии с 1936 года туркменам Сирии было запрещено говорить на родном языке и издавать литературу на родном языке. В период Башара Асада в сфере основных прав и независимого развития сирийских туркмен были сделаны значительные послабления.
Когда в 2011 году в Сирии начались волнения, туркоманы, с оружием в руках поднялись против Асада. В 2012 сформировались многочисленные повстанческие группировки, готовившиеся с участием турецкой стороны, в том числе «Бригады сирийских туркоманов» численностью в 10 тысяч штыков. Военная их структура нестабильна, тем не менее, они располагают каким-то количеством боевых подразделений на севере Сирии. В 2013 году в мухафазе (провинции) Латакия была сформирована «Бригада Джабаль ат-Туркман», состоящая из 12 вооруженных подразделений. «Бригады» работают и с другими вооруженными оппозиционными группировками в сельской местности на севере мухафазы Латакия, в том числе с «Фронтом ан-Нусра», связанным с «Аль-Каидой», а также с исламистской «Ахрар аш-Шам».http://news.tut.by/world/474183.html
Таким образом, Анкара (как и другие члены коалиции) раздражена решительными действиями России в Сирии и поддержкой Асада. Кроме того, есть гуманитарный аспект по поводу туркоманов. А для России необходимо отрезать ИГИЛ от операций нефти, которая идет через открытую границу с Турцией, а туркоманские "Бригады" - такие же террористы как ИГИЛ и Ан-Нусра.
Что будет дальше?
НАТО, к которой сразу примкнула Турция, конечно, поддерживает версию турецкой стороны. "НАТО получила информацию от Турции и других союзников, которая по нашим оценкам, соответствует тому, о чем нас проинформировала Турция", - сказал Столтенберг. Вместе с тем, после недоумения Путина по поводу поддержки террористов, Запад в открытую не может выступить на стороне Турции. «Сами разбирайтесь». Такой посыл. И Барак Обама, и Франсуа Олланд призывают к дипломатии и деэскалации кризиса.
Возможно последуют с нашей стороны санкции, в том числе и экономические.
Кому выгодно? Единственный бенефициар – наш геополитический противник - США. Уже под вопросом турецкий поток и турецкая сельхозпродукция, которая поставляется вместо европейских. Как пишет газета «Хуррийет», это первый случай со времен Холодной войны, когда российский военный самолет сбит членом НАТО.
Российский самолет, сбитый «дружественной страной», еще раз доказывает, что нам там не рады. Извиняться турецкая сторона не будет. Видимо у России нет друзей, кроме флота и армии.
Комментарии Добавить комментарий
«Удар в спину». Зачем Турция атаковала российский Су-24 и к чему это приведет?
Непредсказуемый игрок
Отнюдь немирный развод России и Турции был запрограммирован с первого дня сирийского кампании, стартовавшей в конце сентября. «Черного лебедя» – форс-мажора, который столкнет интересы двух держав во взрывоопасном регионе – не пришлось долго ждать. Утром 24 ноября два F-16 турецких ВВС сбили, как сообщалось в первые часы после инцидента, неопознанный самолет на границе с Сирией (воздушное пространство в этом регионе пропахивают бороздами американские, французские, российские и собственно турецкие истребители и бомбардировщики). Подтверждая самые дурные опасения Москвы, самолет оказался из противоположного для Анкары лагеря – российским, а не натовским. Фактически впервые в современной истории произошло боестолкновение России и НАТО.
«Удар в спину» от «пособников террористов», жестко и бескомпромиссно говорил тем же вечером об атаке турецких ВВС на российский самолет Су-24 президент Владимир Путин. Вопреки версии Анкары, которая спешила затвердить свою интерпретацию произошедшего на высоте 6 тыс. метров, массированно сообщая детали случившегося, источники в НАТО признавали, что российский бомбардировщик нарушил воздушное пространство Турции в провинции Хатай, но пробыл над турецкой территорией всего 17 секунд (по версии Минобороны России, Су-24 держался над территорией Сирии в 1 км от границы Турции).
На заседании совета альянса в штаб-квартире в Торрехоне турецкая сторона якобы представила другим членам НАТО записи десяти предупреждений, которые пилоты F-16 сделали российскому Су-24, но анонимный источник РИА Новости отметил, что их было всего два. Конечно, десять предупреждений не могли быть сделаны за 17 секунд, учитывая необходимое время на реакцию. Но как отмечают некоторые турецкие эксперты, если самолет другой страны находится на расстоянии 12 миль от турецкой границы, ему делают предупреждение. Если же он приближается на 5 миль, то в воздух на перехват поднимаются истребители. Российский бомбардировщик пролетал в одном километре, утверждают в Минобороны, а этого вполне достаточно для предупреждения и последующего сопровождения турецкими ВВС.
Однако, учитывая особенности региона, Россия неоднократно нарушала воздушную границу Сирии с Турцией, но отделывалась предупреждениями (за исключением одного подбитого беспилотника). Более того, 17 секунд нахождения в турецком пространстве, по-видимому, не хватило F-16, чтобы атаковать Су-24, они сделали это в небе над Сирией, о чем свидетельствует «тепловой след» и обломки на сирийской земле (хотя власти Турции уже заявляют о найденных обломках и у себя). Несмотря на заявление главы НАТО Йенса Столтенберга, не все 28 стран поддержали Турцию и даже отмежевались от слов Столтенберга как от его личного мнения. Косвенно об этом говорит и отказ совета представителей альянса применять по отношению к инциденту ст.4 и 5 Устава НАТО, то есть квалифицировать случившееся как угрозу одному из участников объединения.
В результате через сутки президенту Турции Тайипу Эрдогану пришлось оправдываться на международном исламском форуме, что пилоты F-16 не знали о российской принадлежности самолета. «Об этом мы узнали после заявления властей страны», – отметил турецкий лидер и попытался представить страну в роли жертвы: по его словам, от обломков погибли два жителя Турции. Оправдания Эрдогана задним числом выглядят как доказательство того, что он прислушался к западным партнерам и старается не поднимать ставки, а замять конфликтную ситуацию, разрешить которую Запад посоветовал Турции и России в двухстороннем формате.
Но к этому времени маски были сорваны. Отбросив лицемерие, на которое Путин намекал на саммите «Большой двадцатки» в Анталье, говоря о финансировании террористов «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) странами из G20 и показывая колонны нефтевозов, которые перебрасывают серый экспорт в том числе через Турцию, президент России, конечно же, имел в виду прежде всего Эрдогана. Но назвать вещи своими именами он решил в поворотный момент, когда Су-24 рухнул в Сирии после атаки турецких ВВС. Турция не только пособничает террористам, но и проводит «целенаправленную внутреннюю политику по поддержке и исламизации страны», сказал Путин.
Таким образом, российский президент еще раз напомнил странам Запада и альянсу НАТО то, о чем они в последнее время все больше думают: Эрдоган представляет собой жесткого автократа, который способствует расширению исламистского влияния на Ближнем Востоке и проводит свою политику вразрез с целями Европы и США: к примеру, совершает налеты авиации на курдское ополчение в Сирии, тогда как это главные союзники Вашингтона в борьбе с ИГИЛ. Агрессии в воздухе оказалось достаточно, чтобы вице-канцлер ФРГ и глава Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Зигмар Габриэль открыто назвал Турцию «непредсказуемым игроком».
Ближневосточный клубок
Но почему же Турция, мирившаяся с залетами российских самолетов в свое небо, пошла на провокацию и стремилась довести эскалацию до противостояния России и НАТО именно сейчас (многие эксперты, напротив, удивляются, почему это произошло только сейчас, а не в первые недели российской военной кампании близ турецких границ)? Во-первых, Анкара совершенно не заинтересована в уничтожении ИГИЛ, ведь с 2011 года Эрдоган решил финансировать исламистские группировки «Джабхат ан-Нусра» и «Ахрар аш-Шам» для борьбы с режимом Башара Асада в Сирии, с которым он еще в 2008 году проводил свой летний отпуск. «Инвестициям» в смену политического режима в соседней Сирии внезапно стала угрожать Россия, вставшая на сторону Асада и бомбящая цели по наводке его генералов.
Надо понимать, что Турция это центр бывшей Османской империи и сильный региональный игрок на Ближнем Востоке. Поэтому с ее точки зрения у нее на заднем дворе Москва пытается смешать все карты, неплохо складывающейся партии. Неудивительно, что Турция с самого начала смотрела на участие России в сирийском конфликте на стороне Асада как на сознательную провокацию. И ответила в итоге тоже провокацией – сбитым Су-24. Долго терпеть то, как Россия разоблачает планы турецкого руководства по захвату власти в Сирии исламистами, в Анкаре не могли. Не было у страны и заинтересованности в мирном урегулировании, а тем более создании коалиции Запада и России.
Президент Франции Франсуа Олланд как раз отправился в турне по сколачиванию коалиции и объединению усилий с конечной точкой в Москве, куда он прибудет 26 ноября. А 24-го числа, в день инцидента на сирийско-турецкой границе, Олланд встречался с президентом США Барком Обамой и призывал к тесному сотрудничеству с Россией против ИГИЛ. Возникновение напряжения между НАТО и Россией – одна из целей Анкары, но более глобально Турция срывает планы Франции по созданию широкого скоординированного фронта. Хотя подбитый российский самолет указывает на противоположный вывод: во избежание подобных ошибок коалиция необходима вдвойне.
Во-вторых, Турция, как бывшая империя, все еще страдает фантомными болями. Одна из них – сирийские туркмены, численность которых может достигать 100 тыс. человек. Этнически они считаются турками, говорят на турецком языке, но проживают не компактно на одной территории, а в удаленных друг от друга горных селах, в том числе на границе с Турцией и провинцией Хатай (некогда сирийской областью, которую присоединил Ататюрк). Из-за сложных отношений Сирии и Турции в прошлом сирийские туркмены были притесняемым меньшинством при Асаде. Естественно, Турция, как и Россия, защищающая права русских на Украине и в странах СНГ, не могла бросить родственный народ на произвол судьбы.
С началом гражданской войны в Сирии Анкара спонсирует туркменские бригады общей численностью от пяти до десяти тысяч человек, которые координируют действия с Сирийской свободной армией и противостоят двум реальным противникам Турции в стране: правительственной армии Асада и курдам. Они действуют в том числе в приморском регионе Латакия, где расположена российская авиационная база. За несколько дней до атаки на Су-24 Турция требовала от Москвы прекратить бомбежки сирийских туркменов и даже вызывала по этому вопросу российского посла. Так как цели для российских Военно-комических сил преимущественно задаются сирийской армией Асада, то отработка этих целей изначально была прямым путем к конфронтации с Турцией, а далее с монархиями Персидского залива.
На основании этого можно заключить, что те риски, которые с самого начала несла в себе сирийская кампания России, теперь реализуются в действительности. Более того, отдельные инциденты, такие как сбитый Су-24, создают ощутимые препятствия для создания антиигиловской коалиции по примеру антигитлеровской, о которой на 70-ой Генассамблеи ООН в сентябре говорил Владимир Путин.
Экономический рычаг
По словам Путина, атака на российский Су-24 будет иметь «серьезные последствия для российско-турецких отношений». Военный ответ исключен, позднее отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Поэтому остается дипломатия и экономика: по части дипломатии уже видны последствия – глава МИД Сергей Лавров отменил свой ближайший визит в Стамбул, где должно было пройти заседание двухсторонней группы стратегического планирования (согласно заявлению Генштаба России, контакты с Турцией по военной линии также будут прекращены), под вопросом приезд Эрдогана в Россию, который был намечен на декабрь.
Говоря об экономике, стоит сразу отметить, что турецкая намного меньше российской (ВВП в 2014 году России 2,1 трлн долларов, Турции – 0,8 трлн долларов) и торговый оборот между странами обозначен профицитом в пользу России. В 2014 году он составил 31 млрд долларов, хотя эту цифру трудно брать в расчет и делать ориентиром, ведь после девальвации рубля и прочих валют развивающихся стран (турецкая лира не исключение), а также рецессии российской экономики товарооборот за девять месяцев 2015 года составил всего 18,1 млрд долларов.
Удельный вес России в торговых операциях между странами в пять раз больше – 15 млрд долларов, в такую сумму оценивается совокупный российский экспорт в турецком направлении, из которого более 6 млрд долларов приходится на газ и топливо, порядка 3 млрд на сырье и металлы и 3 млрд – на закупку вооружения. Турция в свою очередь поставила России в этом году товары всего на 3 млрд долларов. Структура экспорта ограничивается растительной и текстильной продукцией и различным оборудованием (бытовая и строительная техника).
Еще два месяца назад президент Турции, присутствуя в Москве на открытии соборной мечети, говорил о необходимости в обозримом будущем увеличить товарооборот до 100 млрд долларов – заветной цифры в торговых отношениях России и Китая, между прочим. Теперь это вряд ли будет возможно, и доля Турции во внешнеторговом обороте России вполне может упасть ниже 4%, чего не скажешь о Турции, так как Россия – крупнейший экспортер энергоресурсов для страны. Эрдоган уже в октябре грозился отказаться от российского газа, если российская авиация продолжит наносить удары по повстанцам в Сирии. Но зависимая на 60% от российского топлива Турция едва ли готова на такой шаг. Эмоциональные спекуляции Эрдогана тогда оправдывали его темпераментом и политическим стилем. Очевидно, что и 10% скидку на газ для государственной газовой компании Botas Турция теперь может получить только через арбитражный суд. Скорее всего, «Газпром» откажется от строительства «Турецкого потока» и Анкара на время похоронит планы стать региональной энергетической державой, перераспределяющей потоки газа между Востоком и Западом.
Но первой сакральной жертвой России уже стал выездной туризм: 4,38 млн россиян отдохнули в 2014 году на курортах Турции (в 2015 году 3,3 млн), в 2014 году россияне потратили в Турции 3,5 млрд долларов, а в этом году – 2,3 млрд. Российские туроператоры перестали продавать путевки на турецкие курорты и, если россияне внемлют призыву властей, то в 2016 году Турция едва сможет восполнить пробел в турпотоке.
Что касается инвестиций, то инвестирует Турция в Россию недостаточно, на уровне Казахстана: с 2007 по 2015 годы объем накопленных инвестиций составил 0,3% (1,4 млрд долларов) от общего показателя. За тот же период Россия вложила в Турцию 9,9 млрд долларов (в числе прочего компания ЛУКОЙЛ купила в 2008 году сеть турецких АЗС за 555 млн долларов, 3,5 млрд долларов потратил Сбербанк в 2012 году на покупку DenizBank).
Под вопросом оказывается и первая АЭС в Турции «Аккую», в которой нуждается страна (рост потребления электроэнергии составляет 9% в год). Первая очередь проекта стоимостью 22 млрд долларов должна быть завершена в 2022 году. Так как все остановилось на нулевом цикле, отмена проекта может быть не столь болезненной для «Росатома».
Однако какими бы ни были экономические потери России от разрыва отношений с Турцией, важно то, что возвращение в «глобальную политику» путем создания международной коалиции, в которой наибольшую заинтересованность после терактов 13 ноября в Париже проявляет Франция – торпедировано. Возможно, умышленно. Но это всего лишь в очередной раз показывает, что любая коалиция России и Запада, не учитывающая интересов Турции и стран Персидского залива, была бы до известной степени обреченной. Самому Олланду уже приходится говорить не о коалиции, а всего лишь о координации действий.
В то же время Запад должен решить, кто для него опаснее на Ближнем Востоке в текущей ситуации – исламист Эрдоган, для которого ИГИЛ скорее союзник в утверждении суннитской власти в Сирии, или Россия, отстаивающая Асада и готовая выступить вместе с Западом против «Исламского государства».