YAKUTIA.INFO. Определение о признании ООО "ТБМ" несостоятельным вынес Арбитражный суд Якутии. 24 ноября, в отношении компании возглавляемой народным депутатом Егором Жирковым, введена процедура наблюдения сроком 4 месяца. Почему предприятие, на которое возлагали большие экономические надежды, и в которое вложили порядка миллиарда рублей, оказалось практически банкротом, попыталось разобраться ИА YakutiaMedia.
Реализованный в Якутии инновационный проект "Базальт — новые технологии" начался в мае 2010 года, тогда было подписано соглашение между Республикой Саха (Якутия) и "РОСНАНО". Его стоимость на тот момент составляла 950 млн рублей. Инвесторами на раннем этапе выступили Республиканская инвестиционная компания (ОАО "РИК"), ОАО "Банк Москвы" (по программе Российского банка развития "Финансирование для инноваций и модернизации"), в конце 2011 года проект инвестировали федеральные институты развития "РОСНАНО" и "МСП Банк". Открытие завода по производству композитных материалов на основе базальтового непрерывного волокна состоялось 24 июля 2012 года. В этот день прошла официальная церемония запуска первой очереди высокотехнологичного производства. Приоритетным направлением производства стал выпуск композитной арматуры, поскольку она очень востребована в регионе. Предполагалось производить в год не менее 2260 тонн базальтового непрерывного волокна, 2600 тонн базальтопластиковой арматуры, до 32 тысяч кубических метров базальтобетонных конструкций и изделий.
- Выпущены первые сотни метров базальтопластиковой арматуры диаметром 12 миллиметров по одной производственной линии и восемь миллиметров - по другой. Это наиболее востребованный и нужный вид базальтопластиковых композитов, который применяется в строительстве и промышленности. Арматура нужна для изготовления трубопроводов, опор, свай, дорожного полотна, - сказал тогда руководитель предприятия Егор Жирков.
И все. После помпезного открытия промышленное производство так и не началось. Как признался сам Жирков, объем производства базальтового непрерывного волокна на предприятии всегда был "мизерным". Он пояснил, что арматура применялась на предприятиях АЛРОСА, ею укрепляли шахты и закладочные камеры по которой передвигается технологический транспорт. Действительно, в 2012 году по соглашению с АК "АЛРОСА" базальтопластиковая арматура была использована при бетонировании участка поверхностного закладочного комплекса отделения хранения материалов рудника "Мир", однако в промышленную эксплуатацию "композитная арматура" не пошла. Тогда же были попытки "закатать" технологию в городские дорожные сети, но по признанию самого директора ООО "ТБМ" было уложено лишь порядка 100 метров армированного асфальта. Ну а строительный бизнес интереса не проявил из-за высокой стоимости.
Экономика проекта была предельно простой. Инновационный материал должен был заменить морально устаревшую и дорогостоящую стальную арматуру. "На Урале тонна стальной арматуры стоит 28 тысяч рублей. Средняя цена в Якутске, с учетом доставки, 45 тысяч рублей за тонну. Одна тонна базальтовой арматуры, что подтверждает НИИ железа и железобетона, способна заменить восемь тонн стальной арматуры. Экономика такая: 45 тысяч умножаем на восемь, получается 360 тысяч рублей. В то время как тонна базальтокомпозитной арматура обойдется покупателю в 240 тысяч рублей. Получается продукт, выпускаемый нами, конкурентоспособен", - говорит Жирков.
Так почему же проект не "стрельнул"? Спустя полтора года аудиторы РОСНАНО и структур ВЭБ сочли недействующий проект рискованным, а ООО "ТБМ" - не выполняющим условия договоров. "Роснано вложили 400 млн рублей, но вышли через 2 года. В правительстве было принято решение, что РИК выкупит долю Роснано, это 150 млн рублей. Сейчас осталась задолженность перед Роснано порядка 180 млн рублей", - говорит Жирков.
"РИК", который был связан договором поручительства зашел в проект вынужденно и должен был компенсировать долю федеральных инвесторов. При этом общество не входило в капитал, а финансировала ООО "ТБМ" через займы. Спустя год после этих событий, в середине июля 2015 года "РИК", заинтересованный в финансовых показателях базальтовых проектов, снял Егора Жиркова с должности директора ООО "Завод базальтовых материалов" с формулировкой "неэффективный менеджмент".
"В конце июля 2015 года, с учетом сложного финансового положения, я приостановил производство непрерывного базальтового волокна", - комментирует Егор Жирков так и не начавшееся производство. Денег нет. Между тем, Егор Жирков – единственный депутат Ил Тумэн, который не представил декларацию и не раскрыл информацию о своих доходах. Кроме того, в системе СБИС есть информация о том, что Жирков является соучредителем ООО "УК ТБМ" и как минимум еще шести юридических лиц, так или иначе связанных с деятельностью завода базальтовых материалов.
А вот на поездку в Объединенные Арабские Эмираты средства народный депутат нашел. Базальтокомпозитная арматура, представленная на выставке The Big 5 International Building & Construction Show в Дубае, победила в номинации "Инновации" и удостоена Гран-при Gaia Awards. Отметим, что премия выдается компаниям, чья продукция демонстрирует снижение воздействия строительства на окружающую среду. Однако в сравнении с той же стальной арматурой, в плане экологичности, якутская разработка ничем не выделяется. Кроме высокой себестоимости.
Тем не менее, депутат Ил Тумэн, предпочел принять участие в арабской выставке, а не в очередном пленарном заседании Государственного Собрания республики, где рассматривался бюджет и другие важные вопросы. Не счел нужным заслушать ежегодное Послание Главы Якутии народным избранникам. Зато по итогам поездки Егор Жирков созвал пресс-конференцию, после которой журналисты ушли с ощущением, что у властей нет понимания важности проекта. Это несмотря на то, что весь прошлый год ИА YakutiaMedia писало об усилиях правительства и отдельных министерств по включению проекта "Базальт – новые технологии" в ТОСЭРы. Напомним, благодаря настойчивости регионального кабмина проект даже вошел в шорт-лист Министерства по развитию Дальнего Востока, но был отложен поскольку "нет внятных рынков сбыта".
И вообще… предприятие, созданное при максимальном содействии государства и не сумевшее завоевать свое место на рынке, обвиняет во всех неудачах само государство - кажется довольно странным. Например, та же компания "ТехноНИКОЛЬ", выпускающая аналогичный якутскому базальтовый утеплитель, умеет грамотно использовать маркетинговые механизмы и выходить из кризисной ситуации. Без какой-либо административной или финансовой поддержки.
И напоследок. Трудовая биография и карьерный прорыв Егора Жиркова действительно впечатляет. В 1976 году он окончил Якутский государственный университет по специальности "Математика", в 1985 году получил ученую степень кандидата педагогических наук, а в 1993 – доктора педагогических наук. Начиная с 1997 года, занимал руководящие должности на крупных предприятиях и в органах государственной власти.
В 2000 году Жирков, уже имевший опыт работы в золоторудной промышленности (ФПК "Саха Золото"), был назначен руководителем градо- и бюджетообразующего предприятия Оймяконского района ЗАО "Сарылах-Сурьма", а позднее еще и ОАО "Звезда". Единственное в России финансово стабильное горнодобывающее предприятие, ориентированное на добычу и переработку сурьмяной руды, начало лихорадить к концу 2006 года. В 2007 – 60% акций обоих предприятий были проданы практически за бесценок ОАО "Поиск". А спустя очень короткий промежуток времени республиканской сурьмяной промышленностью завладела компания "ГеоПроМайнинг" (GPM, GeoProMining), выложив за контрольный пакет акций 6,5 млн долларов.